Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Бережная Ольга Николаевна

Игра - естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Именно через нее он осваивает, изучает окружающий мир. Очень важно не оставлять его в одиночестве, а изучать этот мир вместе с ним, его глазами. Тем самым мы имеем возможность не только передать ему свой опыт, но и самим взглянуть на мир глазами ребенка и , может быть, что - то изменить в себе. В своем материале я обратила внимание на притягательную силу таких материалов, как песок и вода. Это настоящий магнит для детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Всем известно, что игра является естественным состоянием ребенка. Через нее он изучает и осваивает окружающий мир. В игре складываются его предпочтения, формируется характер. Взрослые не должны его оставлять одного в этот момент, это прекрасная возможность для нас содействовать развитию и формированию нашего ребенка, устанавливать с ним прочные партнерские отношения. Не секрет, что песок, вода, палочки, веточки являются магнитом для детей, их не оторвешь от игры с ними. Так в нашей группе появился игровой центр «Песок - вода» (многофункциональный закрывающийся стол для игр с водой и песком, состоит из двух изолированных отделений, в которые можно засыпать песок и налить воду), который мы используем как в помещении, так и на улице.

         Наступила летняя пора, а значит, да здравствует песок, вода, воздушные и солнечные ванны. За лето наши дети крепнут, напитываются энергией природы, потому что проводят на открытом воздухе большую часть дневного времени. Излюбленные игры детей дошкольного возраста – это игры с таким природным материалом, как песок и вода. Очень важно правильно организовать эти игры. В ходе игр с песком и водой ребенок расширяет свой кругозор, знакомится со свойствами этих материалов, развивает моторику. Кроме того игры с песком и водой благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка.

        Песок и вода - одно из любимых занятий детей. Именно на песке строится дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребенка, в котором он чувствует себя комфортно, и защищенно, где ему все близко, знакомо и понятно.

        Практика показывает, что использование игр «песок-вода» позволяют улучшить эмоциональный фон ребенка, повысить его адаптационные возможности, уменьшить тревожность, привязанность к близким. Дети начинают быстрее и легче взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познают в игре окружающий их мир.

                Из песка можно делать различные фигурки, отпечатки, рисовать узоры, строить трассу для машин, мастерить песочные замки. По воде можно пускать кораблики, предварительно изготовленные из бумаги, коры деревьев, других природных материалов, ее можно расцвечивать красками, проводить опыты по смешению цветов.

        Очень нравится детям проводить различные эксперименты с природными материалами.        

        Мы подобрали систему игровых заданий (дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов), которые не занимают у воспитателя  много времени, но эффективны в индивидуальной работе с детьми. Содержание дидактических игр и упражнений направлено на:

- ознакомление с сенсорными эталонами;

- упорядочивание представлений ребенка, полученных при взаимодействии с внешним миром;

- развитие наблюдательности, воображения, внимания;

- овладение новыми способами предметно – познавательной деятельности;

- расширение словарного запаса ребенка.

                Упражнение «Здравствуй песочек!» (дети погружают руки в песок, пересыпают его из ладошки в ладошку и т.д.) позволяет снизить психофизическое напряжение, особенно оно помогает детям, тяжело проходящим адаптационный период, трудно налаживающим контакт со сверстниками. Игра «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели» способствует развитию тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности (дети «создают» лес, поляну и «населяют» их зверушками, птицами). Игру «Волшебный ковер » мы придумали и создали сами. В процессе игры дети по заданию воспитателя или произвольно создают на песке или на войлочном коврике композиции из готовых фигур, вырезанных из фетра, плотного картона, из разноцветных камешков, ракушек, природного материала по мотивам услышанного или задуманного («Прогулка у озера», «Сказочный лес», «Волшебные птицы»).

Окрашивая воду, мы выясняем свойства воды, что она прозрачная, но может менять свою окраску, наблюдаем за изменением насыщенности цвета воды при добавлении краски, а имея дополнительные прозрачные емкости, можем провести опыты по цветоведению, получить новые цвета путем смешивания.

         Игровой центр «Песок - вода» стал хорошим подспорьем в нашей работе, излюбленным местом игры для детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебно - игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему:«Маша и медведь»

Использование дидактического пособия "Сенсорный куб", способствующего развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста....

Совместная игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста с развивающими играми В.В.Воскобовича «Путешествие в сказку».

Программное содержание: Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей и самостоятельности; умений различать и называть цвет, форму....

Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо...

Игры и упражнений с использование этюдной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

Волшебное перо (с 3 лет)Описание. Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.М...

Игры и игровые упражнения с использование подвижной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми пос...

"Роль игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста"

Игра – особая форма освоения ребёнком окружающей действительности. Именно в процессе игры ребёнок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми.  В...

Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"

В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....