Педагогический проект " Самара мой город".
проект (младшая группа) по теме

Климушкина Александра Ивановна

методическая разработка проекта "Самара мой город"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samara_moy_gorod.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Самара – мой город!»

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими Самару. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям города Самара.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.  

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта. 

Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.

К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Самарой в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат.

Проект рассчитан на 2013-2014 учебный год для детей второй младшей группы.

Цель: развитие познавательной деятельности ребенка через формирование знаний о родном городе.

Целевая группа проекта – дети второй младшей группы возраста (3-4 лет) и их родители.

Задачи.

1. Развитие познавательной деятельности.

2. Развитие коммуникативных умений и навыков детей.

3. Привлечение в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.

4. Развитие эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.

5. Обогащение словарного запаса ребят.

Прогнозируемый результат.

1.Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

2.Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

3.Формирование и обогащение словарного запаса детей.

Критерии.

1.Диагностика уровня  знаний и представлений детей о родном городе.

2.Анкета для родителей воспитанников.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Самара, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя самарцем. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

 

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

3) повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.

Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета, вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о городе Самара у родителей оказался невысок, но многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному городу, уважения к его жителям.

В качестве мотивации и развития познавательной и исследовательской деятельности ребят второй младшей  группы были подготовлены  иллюстрации достопримечательностей города Самары.

II этап – основной, включает в себя:

1) еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом  программы  М.А.Васильевой,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4) пополнение развивающей среды,

5) выставки детских работ, семейных коллекций,

6.) создание стенгазеты «Моя Самара».

Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, интеллектуальные игры, устный журнал и пр.    

В ДОУ традиционно проходят выставки детского творчества:

  • «Самара осенью»,
  • «С Новым годом, самарчане!»,
  • «Самара весенняя».

Кроме того, регулярно демонстрируются семейные коллекции  (коллекции камней, самодельных кукол, сувениров и т.д.).

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

№ п./п.

Мероприятие

Форма работы

Месяц

1.

Просмотр слайдов о достопримечательностях города «История возникновения Самары».

 Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города.

Сентябрь

2.

Рассказ «Символика Самары»

Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам города Самары.

Октябрь

3.

Развивающее занятие

 «Волга – красавица, «Волга – кормилица

Обогатить знания детей о реке Волга, ее географическом положении (протяженности)

Развивать логическое мышление, внимание, речь

Ноябрь

4.

Литературная викторина «Знаменитые люди города ».

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Декабрь

5.

 Познавательное занятие

 « Цирк»

Уточнить знания детей о цирке;

продолжать формировать правила поведения в общественных местах;

упражнять в составлении описательных загадок о цирке.

Январь

6.

Открытое занятие для родителей « Я люблю свой родной город»

Презентация стенгазеты « Моя Самара», выставка рисунков

 « Самара весенняя». Подвести итог проекта «Самара - мой город».

Февраль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Мой дом – город Владимир"

Образовательная  область «Социализация. Коммуникация»...

Краткосрочный педагогический проект "Мой родной город Полевской"

Проект «Мой родной город Полевской» (краткосрочный)Автор и руководитель проекта: Бабицкая Наталья АнатольевнаПроблема: дети мало знают о родном городе и их родители сами имеют недостаточное представле...

Педагогический проект "Мой любимый город".Средняя группа.

Педагогический проект «Мой любимый город». Средняя группа.Педагогический проект.Тема : "Мой любимый город".Вид проекта:нравственно-патриотический.Тип проекта:творческий.Продолжительность проекта:кратк...

Педагогический проект. "Современные художники города Гатчины"

Данный проект осуществлён с детьми подготовительной к школе группы.В проекте предмтавлена работа по данному направлению.Представлен план работы по ознакомлению с творчеством современных художников жив...

Социально-педагогические проекты. "От детей - городу"

Детские сады города Троицка (Москва), а также ученики младших и средних классов и их родители решили сделать необычный подарок своему любимому нгороду к 40-летнему юбилею. Подготовили выставку "Г...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «САМАРА.КОСМОС»

Цель: изучить с детьми историю космонавтики и вклад Самарской области в развитие отрасли, развивать патриотические чувства у детей средней дошкольного возраста, гордость за родной город и страну....

Педагогический проект в ДОУ "Города-герои"

Познакомить детей с боевой историей городов-героевОбобщить и разширить знания детей о ВОВ и победе в ВОВ.Воспитывать патриотические чувства....