Одаренные дети в доу
статья по теме

Степанова Юлия Александровна

В этой статье я описываю свою работу с одарёнными детьми в доу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Эффективные подходы в работе с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста.

«Одарённый ребёнок: выявление, поддержка и воспитание»

Степанова Юлия Александровна

Музыкальный руководитель

БДОУ «ЦРР-Детский сад №341».

    Высокий статус государства складывается по кирпичику из достижений отдельных личностей или коллективов людей, их выдающихся побед, произведений, работ, проектов. Ещё испанский врач эпохи Возрождения Хуан Уарте писал об использовании на службе особо одарённых людей, опираясь на их уникальные способности.

    В настоящее время у нас также вновь признана социальная значимость работы с одарёнными детьми как потенциалом развития всей страны. В рамках реализации президентской программы «Одарённые дети» разработана «Рабочая концепция одарённости». На её основе создаются экспериментальные программы по работе с одарёнными детьми (А.И. Савенков, Л.Н. Прохорова, Л. Н. Менщикова и др.). Опираясь на выводы учёных о «раннем использовании функций» (Г. Доман), можно утверждать: чем раньше начать развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их раскрытие. Поэтому раннее выявление и развитие одарённых детей должно начинаться в дошкольных учреждениях.

   Практика музыкальных руководителей в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкальных руководителей детских садов. Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Широкое распространение получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.

Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов).

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Работа с одарёнными детьми идёт по следующим направлениям:

- проведение первичных мероприятий, направленных на выявление музыкальных способностей детей;

- развитие детской одарённости (занятия в музыкальных кружках, индивидуальная работа);

- обеспечение участия одарённых детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.

   Исходя из вышесказанного, были выбраны в качестве объекта исследования музыкальные способности детей дошкольного возраста, и была поставлена цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать проект создания условий для сопровождения детей с высоким уровнем музыкальных способностей внутри дошкольного учреждения.

Тема нашего проекта «Сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Целью проекта по поддержке музыкальной одаренности, является создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Задачи:

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Объект проектирования – педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проектирования - психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный        

1.Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте.

Диагностический

1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

Практический

1. Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми

2. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Аналитический

1.Анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

     В своей работе я уделяла большое внимание развитию у детей способности к пению и сценической деятельности. Обучению пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Дети, у которых выявлялись ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становились солистами. С ними в дальнейшем проводилась индивидуальная работа.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.

Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание индивидуальной работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям.        

       В течение реализации проекта промежуточные результаты, достижения воспитанников будут представляться педагогическому совету, проводятся : круглые столы с родителями и педагогами по вопросам развития одарённости и музыкальных способностей детей, консультации для педагогов. От родителей получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах в которых дети с удовольствием участвовали: в фестивале семейного творчества «Наша победа», фестиваль детского творчества «Планета детства», конкурс городского детского творчества «Первые шаги».

       Итак, работая в дошкольном учреждении, мы имеем реальные возможности строить будущее своей страны, воспитывая одарённых детей. Задача педагогов – не поиск талантов. Педагоги придерживаются точки зрения сторонников теории, что одарён каждый ребёнок, нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их.

Кроме того, что талант ребёнка будет развивать педагог, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

Список литературы:

1.Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г

2.«Детский сад и семья» /Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986.

3.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

4.Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара, 2004.

5.Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе /учеб. Пособие для студентов высших пед. Учеб. Заведений. – Москва, 2000        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...