В гости к нам пришли матрешки...Дидактические игры для дошкольников"
консультация по теме

Кувшинова Елена Юрьевна

В консультации для педагогов детских садов и родителей дошкольников даны занимательные дидактические игры с русской игрушкой - деревянной матрешкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_nam_prishli_matreshki._didakticheskie_igry.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости к нам пришли матрешки. Дидактические игры»

(из опыта работы воспитателя группы для детей с ЗПР Кувшиновой Е.Ю.)

Любая игра обязательно чему-то учит. Дидактическая игра – в особенности. («Дидактика» - само слово говорит за себя – обучение.)

Нельзя найти более лучшего атрибута для игры, чем матрешка. Яркая очеловеченная внешность, сюрпризный момент – все это привлекает внимание малыша и поддерживает интерес к ней. Раскрыв большую матрешку и обнаружив в ней еще одну, поменьше, ребенок будет очень удивлен этим чудом. Но не торопитесь раскрывать все её секреты. Чтобы матрешка стала настоящей развивающей игрушкой, важно научить ребенка не просто играть. А по-другому действовать с ней.

Для первого знакомства с народной игрушкой необходимо выбрать модель размером не менее 15-20 см с количеством вкладышей от 2-х до 4-х; самая маленькая фигурка не должна быть менее 5 см, с яркой внешностью, но с простым узором и небольшим количеством элементов.

На первом этапе необходимо рассмотреть ее:

-Где у Моти (Ляли) глазки?

-Посмотри, какой платочек у Моти?

-А что Мотя держит в руках?

-Ой, это же петушок! Какая она красивая!

Показываем матрешку ребенку, трясем, удивляясь, что там внутри. Затем открывает ее, показываем маленькую, не забывая закрыть первую матрешку. Это очень важно!

Все действия желательно сопровождать словами:

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные.

Матрешечки румяные.

Девица-красавица,

Всем-то она нравится!

Как зовут ее? Матрешка!

Приоткройся же немножко!

Эмоционально окрашиваем комментарий, показывая большую игрушку («Это большая Мотя» - говорим низким голосом, «А это – маленькая» - произносим высоким голосом).

Даем ощупать игрушку, подключая кинестетическую память. Величину можно подчеркнуть, согласую слова с жестом, - одна матрешка маленькая, она прячется в ладони. А другая – большая, ее в ладони не спрячешь.

Предлагаем показать большую и маленькую матрешку.

Раскрываем большую матрешку, вставляем в нее маленькую. Обязательно, соединив части большой матрешки, поворачиваем верхнюю часть до совпадения с рисунком на нижней части игрушки.

Для первого занятия достаточно 5-8 минут.

При повторном выполнении можно изменить сюжет: матрешка не только ходит, но может и упасть, ее нужно поднять и пожалеть.

Ребенок постепенно осваивает выполнение простых действий с предметами, различающимися по величине, ориентируясь при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «одинаковые», «разные». Это не просто слова, это понятия, при помощи которых ребенок начинает сравнивать предметы.

Следующий этап – научиться разъединять и соединять части матрешек (большой и маленькой), подбирая к большой юбочке большой платок, а к маленькой юбочке – маленький платочек. Такая игра оказывается сложнее в связи с тем, что ребенку нужно сравнить по величине не только самих кукол, но и их части, применяя способы примеривания и прикладывания.

Для перехода к следующему этапу нам понадобится трехсоставная матрешка. При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней  тоже есть что-то. Достав самую маленькую, демонстрируем величину игрушек, выстраивая их в ряд по росту. Теперь уже ребенок осваивает понятие не только размер, но и рост.

Разнообразить игру с матрешкой можно следующим образом. Возьмите две одинаковые матрешки. В каждой должно быть не менее 3-х вкладышей и неразъемная самая маленькая фигурка. Предлагаем ребенку поиграть в детский сад, расставив для этого матрешек парами, по росту. Учим ребенка прикладывать игрушки, сравнивая их по величине.

В следующий раз игра в детский сад может немного измениться. Предлагаем ребенку поставить матрешек парами, но так, чтобы большая матрешка «вела» маленькую. Это более сложная игра, т.к. ребенку придется практическим путем постигать относительность понятий.

Матрешек можно поить чаем, деревянные куклы могут ходить на прогулку. Им можно строить из конструктора кроватки, соотнося их размер с величиной матрешки. Дети любят играть с матрешками! Ведь они прекрасно включаются в сюжетно-ролевые игры.

Еще один пример интересной игры «Матрешки разбежались!». Берем 3-х – 4-х матрешек разного размера, просим ребенка построить их по росту, затем создаем экран между ребенком и игрушками (закрываем папкой для бумаг), нарушаем ровный строй деревянных кукол и, убрав экран, удивляясь, говорим: «Ой, матрешки разбежались! Построй их снова».

После игры желательно не оставлять матрешку детям для свободного пользования. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, разрозненная по частям, ребенок быстро утратит к ней интерес.

Итак: играя с ребенком в такую простую и знакомую матрешку, мы развиваем его интеллектуальные способности, сосредоточение, внимание, познавательную инициативу, т.е. те качества, которые создают основу для гармоничного развития личности.

А теперь немного из истории возникновения матрешки. Появление матрешки окутано ореолом таинственности. Доподлинно известно, что впервые она появилась в образе монашенки, в ней имелось внутреннее пространство, наподобие пасхальных яиц, раскрашена она была вручную. Прабабушка матрешки была изготовлена в мастерских «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова, родного брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова.

Идея создания деревянной расписной куклы возникла под впечатлением какой-то японской игрушки. Возможно, это был один из семи богов счастья – добродушный старичок Фукуродзю. Прабабушка Матрешка была награждена бронзовой медалью на Парижской выставке в 1900 году.

Расскажите об этом детям постарше. Ведь весь мир считает русскую матрешку национальным сувениром. И наши дети должны знать историю своей страны и ее национальные достояния. Ведь патриотизм начинается с малого, в том числе и с игрушек, которыми играем в детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мамы в гости к нам пришли" сценарий праздника для дошкольников младшей группы

Организация праздников совместно с родителями способствует развитию деткого кругозора, развитию речи, координации движений, памяти и главное социализации ребёнка. Нахождение ребёнка в обществе очень п...

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

Краткосрочный тематический проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" дидактические игры.

Краткосрочный проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" дидактические игры....

Развлечение с элементами театрализации для младших дошкольников «Сказка в гости к нам пришла»

Развлечение составлено по русской народной  сказке "Рукавичка". Для  создания  непринуждённой, радостной  атмосферы педагог находится в образе бабушки,  которая побу...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Осень в гости к нам пришла»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности   с дошкольниками в старшей группе Тема: «Осень в гости к нам пришла»...