"ИГРЫ С ПЕСКОМ" (материал для младшей, средней, старшей и подготовительной группы
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками.

 

В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.

Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные

действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ПЕСКОМ

младшая, средняя, старшая, подготовит. гр.

Подготовила

Макарова Л.С.


1. По замыслу.

Цель: знакомство со свойствами песка / сыпучий, мягкий, влажный, желтый, сухой, мокрый/. Из песка можно строить. Что для этого нужно - песочный дворик с песком, столик песочный, различные формочки, ведерки, воронки.

2. Играем в магазин.

Цель: дать знания, что песок можно использовать по-разному, как продукты / мороженое, молоко, крупа, сахар, пирожки/. Учить детей делать мороженое, пирожки.

М.П. показ как лопаткой заполнить форму влажным песком и переворачивать на стол. Поощрение тех детей, у которых задание получилось. Эти знания и умения закреплять в творческих играх «детский сад».

3. Строительство пирамид, конусов.

Цель: научить детей с помощью ведерок делать конусы и пирамидки и украшать их узорами с помощью формочек, на которых нанесены разные изображения, флажками.

Материал: лопатки, ведерки, флажки, формочки с узорами.

М.П. устраиваю пирамиду на середине песочного дворика, рассматриваем ее. Предлагаю детям сделать такие же маленькие пирамидки.

4. Поделки грядок огорода.

Цель: научить детей с общего вала нагребать маленькие песочные валы, прихлопывать их лопаткой и делать грядки.

Материал:  лопатки, заборчики, грабельки, листья, шишки.

М.П. спросить у детей, где они видели грядки, что растет на них, показ выполнения работы.

5. Сад с клумбой.

Цель: учить делать насыпи из песка круглые и длинные, выравнивать края, украшать постройки деревьями, цветами. М.П.   поговорить с детьми о том, где они видели клумбы, газоны /длинные, ровные/, какие бывают клумбы /круглые, четырехугольные, трехугольные, ровные и др./ Предложить детям построить в песочном дворике сад. Показ приемов выполнения работы.

Материал: лопатки, дощечки, цв. бумага, веточки, листья, шишки

6. Строительство дома.

Цель: научить огребать лопаткой песок в кучу, прихлопывать песок и аккуратно срезывать стенки лопаткой, вставлять в песочную по стройку окна, двери.

М.П. показ деревянного дома, беседа о том, что дома бывают разные-маленькие, больше, I-этажные и т.д.

Показ как надо спрессовывать песок и как сделать стенки лопаткой. Украсить домик с флажками, вставить окна, двери. Материал: лопатки, фанерки, флажки.

7. Строительство гаража.

Цель: Учить строить гараж, закреплять умение спрессовывать песок в кучу, срезать лопаткой стенки и делать углубление для машины.

М.П. спросить у детей, кто видел гаражи. Показ как строить гараж, какая у гаража крыша /плоская/, предложить детям построить для своих машин гаражи.

Материал: лопатки, машины, фанерки, деревья.

8. Строительство гаража и дороги.

Цель: закрепить навыки строительства гаража и научить строить дорогу.

М.П. : рассказать детям о том, что под одной крышей может быть много гаражей и что нужна дорога для того, чтобы машины подъехали к гаражу. Построить с детьми широкую длинную дорогу, а вдоль нее гаражи.

Материал: лопатки, машинки, флажки, дощечки, камешки.

9.        Улица, дома, деревья.

Цель: знакомство детей с планировкой. Учить правильно располагать дома, дорогу, деревья. Для этого в дворике песок разгребаю на 2 вала

М.П. Вспомнить с детьми, что бывает на улице/ дома, деревья, цветы, показать где будет дорога, где дома, газоны с

деревьями, помощь в распределении детей для изготовления различных построек.

Материал: доски, лопатки, фанерки, фигурки людей, автобусы, машины, деревья, домики, флажки.

10. Улица, украшенная клумбой с цветами.

Цель: закрепить умение располагать все постройки в определенном плано¬вом порядке. Учить строить коллективно, договариваться о том, кто будет строить.

М.П. рассказ о том, что улицы украшают клумбы с цветами, газоны с деревьями. Предложить детям вместе с воспитателями построить красивую улицу, показ как строить домики, где клумбы с цветами, газоны с деревьями.

Материал: влажный песок разнесен на 2 вала, лопатки, доски, фанерки, окна, флажки, шишки, силуэты людей, коробочки с цветами.

11.Зоопарк для зверей.

Цель: учить из влажного песка делать небольшие перегородки / клетки для зверей/, обнести весь зоопарк забором, сделать входные ворота.

М.П. показываю детям животных, спрашиваю, где дети видели животных показать, как сделать клетку, как располагать остальные клетки в песочном дворике.

Материал: лопатки, деревья, животные, посуда для кормления животных, заборчики, флажки.

12. По замыслу.

Цель: закрепить навыки создания из песка разных построек. Воспитывать умение работать коллективно.

М.П. разговариваю с детьми о том, что хотят построить дети и что им для этого необходимо.

Материал: различные игрушки, лопатки, природный материал, флажки, заборчики, деревья, цветная бумага.

13. Улица города.

Цель: закрепить умение располагать все постройки в определенном порядке. Учить строить коллективно, договариваться о том, кто будет строить.

М.П. беседа о том, что нужно для строительства дома, для изготовления клумбы с цветами, газонов, деревьев. Предложить детям построить красивую улицу, определить последовательность  работы / в начале строим дома, потом показываю, где дети будут делать газоны, клумбы/. Материал тот же.

14. Наш участок.

Цель: учить детей правильной планировке, учить увиденное отражать в играх. Воспитывать интерес к окружающему.

М.П. Внимательно рассмотреть с детьми участок, уточнить, где что расположено. Предложить детям подумать и сказать, как нужно расположить в песочнице постройки, чтобы было похоже на наш участок.

Материал: домик качели, скамейки, столик, песочница, деревья.

15. Участок детского сада.

Цель: закрепить знания о том, что есть на участке, воспитывать любовь к красивому.

М.П. пройти по участку д/с спросить о том, что есть у нас на участке где что расположено. Сама делаю из песка детский сад, а детям предлагаю расставить деревья, кусты, клумбы.

Материал: лопаты, цветная бумага, деревья, игрушки-самоделки, скамейки, качели.

 


Средняя группа.

1. Постройка из песка по замыслу.

Цель: уточнить знания о свойствах песка

М.П. предложить поиграть с песком, показать, что можно делать из песка.

Материал: лопатки сито, формочки, бутылочки, воронки.

2. Игра с песком в магазин.

Цель: учить использовать песок для изготовления продуктов.

M.П. разговор о том, какие продукты имеют сходство с песком

Предложить устроить магазин.

Материал: весы, формочки, бутылочки, лопатки, совочки, бумага.

3. Постройка тоннеля.

Цель:  учить делать тоннель из песка.

М.П. показать картинку с изображением тоннеля, приготовить высокую насыпь из песка, выполнение постройки вместе с детьми. Материал: Лопатки, игрушки, машины поезд.

4. По замыслу.

Цель: 3акрепить умение играть с песком, развивать творческую фантазию.

М.П. разговор с детьми о том, что можно построить из песка, предло¬жить построить, кто что хочет.

Материал: лопатки, формочки, флажки, машины, домики.

5. Построим мост.

Учить детей делать насыпь, прокапывать углубления до получения отверстия.

М.П. рассматривать картинки с изображением моста, беседа о том, где дети видели мост, какой он. Предлагаю сделать насыпь, прокопать отверстие, из палочек сделать перила.

Материал: лопатки, камешки, деревья, паровоз.

6. Наш детский сад.

Цель: рассмотреть здание д/сада, приготовить вал из песка, показать как срезать липший песок, как располагать окна и двери, материал: доски, лопатки, окна, двери, деревья, флажки.

7. Наш участок.

Цель: Учить детей правильно проводить планировку, закрепить умение строить дом.

М.П. Обратить внимание на то, что находиться на участке, предложить построить из песка точно такой же участок.

Материал: лопатки, деревья, беседка, столбики, скамейка, забор, цветная бумага.

8. По замыслу.

Цель: закрепить умение делать валы, дома, дороги, мосты. Развивать творчество детей.

М.П. беседа о том, что можно построить из песка, предложить детям сделать разнообразные постройки.

9. Зоопарк.

Цель: Учить детей делать из песка клетки-перегородки для животных, правильно проводить планировку.

М.П. беседа о том, как дети были в зоопарке, рассматриваем книги о животных, объясняю как можно сделать клетки, расположить их, как украсить зоопарк.

Материал: лопатки, доски, деревья, цв. бумага, фигурки животных.

10. Улица.

Цель: закрепить умение детей правильно планировать постройку, делать дома из песка, играть коллективно.

М.П. Беседа о том, что мы видели на улице, показываю, как улица будет расположена, вместе с детьми уточняю последовательность выполнения построек.

Материал: лопатки, доски, фанерки, деревья, заборчики.

11. Мост, река.

Цель: закрепить ранее полученные навыки, развивать умение строить коллективно

М.П. рассматриваем картинку с изображением реки и моста, спрашиваю, как из песка можно сделать такую постройку, намечаю русло реки.

Материал: лопатки, фанерки, арки, деревья, пароходы, машины.

12. По сказке «Три медведя»

Цель: учить детей из песка делать предметы для игры. Развивать творчество.

М.П. вспоминаем сказку, предлагаю подумать, что можно сделать из песка для этой сказки, напоминаю о соблюдении размеров построек.

Материал: лопаты, фанеры, природный материал, деревья, фигурки животных.

 


Старшая группа.

1. Наша улица.

Цель: закрепить навыки строительства дома с ровными стенами.

Учить правильно использовать площадь песочницы.

М.П. беседа об улице, на которой находится д/сад /дома, транспорт, чем украшена/. Уточнение приемов и последовательности выполнения работы.

Материал: лопатки, дощечки, машины, деревья, картон, цв, бумага.

2. Постройка ручейка.

Цель: закрепить понятия: сыпучий, липкий. Показать детям как по-разному можно играть с песком, учить делать ручейки ровными, с поворотами, аккуратно заглаживать края,

М.П. рассматривание картины "ручьи бегут, помочь детям спланировать, где будут протекать ручьи. Показать, как можно с помощью узкой дощечки сделать красивый ручеек. Во время работы посоветовать детям заглаживать берега, чтобы они были ровными и не осыпались. Дать детям лодочки, которые они сделали своими руками.

Материал: дощечки, совочки, вода, лодочки, мелкие игрушки.

3. Постройка тоннеля.

Цель: учить детей делать длинную насыпь, продолжать упражнять в умении отделять часть песка с помощью фанерки, путем приглаживания, придавать конструкции нужную форму, учить прокладывать углубления во всю длину тоннеля.

Материал: лопатки, игрушки, машины, поезд.

4. По замыслу.

Цель: закрепить умение детей играть с песком, развивать творческую фантазию.

М.П. разговор с детьми о том: что могло построить из песка, предложить построить, кто что хочет.

Материал: лопатки, фанерки, ведра, мелкие игрушки.

5. Наш зоопарк.

Цель: учить детей делать более сложную и интересную постройку, упражнять в умении делать из влажного песка небольшие перегородки /клетки для зверей/, играть коллективно, уметь договариваться о планировке постройки.

М.П. Беседа с детьми о посещении зоопарка. Вынести игрушки-животные. Уточнить, где можно увидеть таких животных в  городе. Предложить построить зоопарк, для каждого животного клетку /между ладоней нагребать песок сплющивать, выравнивать края, делать четырехугольник, оставив место для зверей. Зоопарк обнести забором из палочек и веточек, оставить гл. вход./

6. Наш участок.

Цель: учить детей правильно проводить планировку, закреплять умение правильно строить дом.

М.П. вопросы к детям о том, как строить дом, чтобы он был прочным?

чем выравнивать стены? где расположить дверь, окно?

Материал: лопатки, фанерки, колышки, цв. бумага, деревья, куклы.

7. Наш детский сад.

Цель: учить детей делать дом более сложной конструкции, упражнять в умении комбинировать песок с дощечками, кирпичиками, воспитывать желание сохранять постройку.

М.П. заранее воспитатель рассматривает здание д/сада, обращает внимание на то, что д/сад у 2-х этажный, показывает и объясняет детям, что для того, чтобы стены не осыпались, следует набросать песок небольшими кучками, поливать их водой, хорошо утрамбовывать. Сверху добавляется новый слой, дощечкой выравнивается поверхность и края.

Как дом будет готов, дети прорезают лопаткой окна и двери, из кирпичика делают крышку, из палочек забор.

Материал: лопатки, фанерки, колышки, кирпичики, тазик-бассейн.

 

8. Ферма

Цель: уточнить знания о жизни колхозников, их работе на ферме, развивать самостоятельность, инициативу у детей. Учить создавать по планировке постройки.

М.П. беседа с детьми о труде колхозников на ферме с рассматриванием иллюстраций. Обсудить, что и как строить. После окончания строительства внести  атрибуты, изготовленные с помощью детей.

Материал: ведерки, лопатки, фанерки, фигурки животных и кукол.

9. Железная дорога.

Цель: Учить детей строить  железную дорогу и станцию. Способствовать развитию творческой игры.

М.П. уточнить, что дети знают о железной дороге: из чего сделаны рельсы, шпалы? Как пассажиры покупают билеты? Где они  будут отдыхать?

После того, как постройка будет готова внести вагончики и паровозы, которые дети смастерили сами.

Материал:  лопатки, совки, дощечки, машины паровоз, форменные фуражки.

10. Речной вокзал.

Цель: учить детей создавать постройки, используя разнообразный материал.

М.П. рассматривание иллюстраций, обсуждение трудностей предстоящей работы и какой материал необходим для игры. Материал: фанерки, корыто с водой, пароходы, лодки и т.д.

11. Улица города.

Цель: учить детей строить из песка многоэтажные дома, использовать постройку для закрепления правил уличного движения.

М.П. беседа, о том, какие  бывают дома? Где расположен перекресток? Чем украшена  улица /деревья, цветы /.

В процессе строительства показать, как утрамбовывать песок и срезать края. Окончив строительство воспитатель вносит светофор, машины, фигурки людей.


Подготовительная группа

1. Постройка моста.

Цель: закрепить умение детей делать насыпь, с помощью дощечки делать срезы, придавать постройке нужную форму, продолжать учить комбинировать в постройке песок с палочками.

М.П. вместе с детьми воспитатель рассматривает картинку «мост», предлагает построить такой же. Распределяет по желанию кто, чем будет занят. Спрашивает, как прорыть отверстие, из палочек делают перила.

Материал: совки, ведерки, лопатки, фигурки.

2. Зоопарк.

Цель: закрепить умение детей сооружать клетки, при планировании построек использовать чертеж в качестве образца.

М.П. разговор с детьми о том, каких животных они видели в зоопарке.

Где живут звери? Как расположены клетки? Внести фигурки животных и предложить им построить зоопарк. В ходе работы напомнить, чтобы строили по чертежу.

Материал: фигурки животных и птиц, лопатки, совки.

3. Стадион.

Цель: учить детей строить сооружения с углублениями в песок, используя чертеж.

М.П. побеседовать о том, что они видели на стадионе, рассмотреть чертеж. Показать, как с помощью узкой фанеры делать сидения.

4. Пионерский лагерь.

Цель: учить детей  передавать полученные знания о пионерской жизни в постройках. Поощрять использование детьми разнообразных игрушек.

М.П. Вспомнить с детьми, что они знают о пионерской жизни, рассмотреть несколько картинок, помочь в распределении обязанностей между детьми.

Материал: фанерки, палатки, фигурки людей, деревья.

5. Метро.

Цель: закрепить навыки строительства тоннеля, упражнять в умении создавать дополнительные постройки, развивать творческое воображение.

М.П. прочитать отрывок из книги «Что я видел?» о метро, рассмотреть иллюстрации, предложить распределять роли строителей.

Материал: лопатки, совки, фанерки, флажки, поезда с вагончиками.

6. Красная площадь.

Цель: учить строить сложные сооружения, и используя картинку.

М.П. рассматривание иллюстрации, обратить внимание на красоту и величие Красной площади, распределить обязанности.

Материал: фанерки, лопатки, деревья, транспорт.

7. Высотные  дома.

Цель: закрепить у детей умение сооружать  высокие постройки, используя картину.

М.П. рассматривание картин, натуры, уточнить приемы строительства

Материал: дощечки, машины.

8. Птицефабрика.

Цель: использовать постройку для уточнения знаний о труде работников птицефабрики, поощрение в использовании разнообразных игрушек.

М.П. беседа с детьми, распределение ролей, наказ чертежа, внести атрибуты после постройки.

Материал: фанерки, машины, фигурки.

9. Сказка «О рыбаке и рыбке».

Цель: учить детей отражать в постройке содержание сказки, развивать творческие способности.

М.П. рассматривание иллюстрации к сказке, выяснить какой эпизод хотят отразить в постройке.

Материал: дощечки, лопатки, персонажи сказки, цв. бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Олимпийские символы" для второй младшей, средней, старшей и подготовительных групп.

Презентация довольно универсальна. Если корректировать текст, то ее можно подогнать для разных возрастов. В прилагаемом файле написана раскадровка презентации. К сожалению, загрузить презентацию на да...

тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности для второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп на зимний цикл.

тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности для второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп на зимний цикл (декабрь, январь, февраль) с учётом событий народног...

"Защита инновационно-педагогического проекта ландшафтного содержания "ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД"- экологическая тропа в детском саду" для воспитателей и дошкольников (младших, средних, старших и подготовительных групп ДОУ) Подмосковье г. Красногорск 2016год

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАНДШАФТНОГО СОДЕРЖАНИЯ «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»Экологическая тропинка детского сададля воспитателей и дошкольников младших, средних, старших и подготовительных  к ш...

Рабочая программа по реализации образовательной области « Художественное эстетическое развитие» (базовый вид деятельности «Музыка») младшей, средней, старшей и подготовительной групп на период с 01.09.2015 по 31.05.2016уч.г.

Данная программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же  возрастных особенностей детей. Прог...

Сценарий праздника по ПДД для второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы «Потерянные знаки»

Сценарий праздника по ПДДдля второй младшей, средней, старшейи подготовительной группы «Потерянные знаки»Действующие лица: Ведущий,  Незнайка, Светофор, Водяной, Баба Яга, Пират, Инспектор Г...