Музыкальная гостиная "Валерий Гаврилин - детям"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Музыкальная гостиная для старших дошкольников "Музыка Валерия Гаврилина для детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_gavrilina.doc | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная для старших дошкольников
«Музыка Валерия Гаврилина»
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ
«ДСОВ № 113» г.Череповца Захарчук Н.Б.
Цель: Знакомство с творчеством вологодского композитора В. Гаврилина.
Задачи:
- Продолжать учить слушать и анализировать музыку.
- Закреплять понятия: оркестр, хор, дирижер, инструментальная и вокальная музыка.
- Воспитывать любовь к малой родине, уважение к известным землякам
Оборудование:
- портрет В. Гаврилина,
- иллюстрации: симфонический оркестр, дирижер, рояль, тарантелла,
- фото череповецкого камерного хора «Воскресенье»,
- кастаньеты и бубны (на всех),
- аудиозаписи произведений В. Гаврилина.
Ход:
Дети входят в зал под «Песню о России» Г.Струве, занимают места
- О чем была песня, которая нас встретила? Да, о нашей Родине - России. В большой России живет очень много разных людей. Сегодня я хочу рассказать вам о нашем земляке. Знаете ли вы, кого называют земляками?
Да, так называют людей, которые родились на одной земле, в одной области. Я расскажу вам о вологодском композиторе –Валерии Гаврилине.
Композитор В. Гаврилин – наш земляк. Родился он 17 августа 1939 г. –
75 лет назад - на нашей Вологодской земле. Детство свое он провел на Вологодской земле, и всю жизнь бережно хранил память о славных русских людях, мастерах и умельцах, живущих в этом северном крае. Это они научили его видеть и красоту земли, и красоту людей. Он запомнил их сказки и побасенки, их говор и обычаи. И в своей музыке Гаврилин рассказывает нам о людях, которых узнал и полюбил, о том, что они чувствуют и думают, о чем печалятся, над чем смеются. И мы с вами сегодня послушаем его музыку.
Когда Валера был маленьким мальчиком, он жил в далекой маленькой деревеньке. В доме его бабушки висели старинные часы с кукушкой. Когда их бой раздавался поздно вечером, это значило, что пора идти спать.
Слушание: отрывок пьесы «Часы»
Как все ребята, Валера ужасно не любил спать. И чтобы он лучше засыпал, бабушка рассказывала ему сказки. Он их очень хорошо запомнил. А когда вырос и научился играть на фортепьяно, решил рассказать эти сказки с помощью музыки. Хотите послушать одну из них? Она называется «Лисичка поранила лапу».
Слушание: «Лисичка поранила лапу»
- Что вы услышали в музыке?
- Что и где произошло, и как об этом рассказала музыка?
Творческое задание: изобразить пантомимой, движениями лисичку, которая поранила лапу.
- Вот такую историю рассказала нам музыка Гаврилина. Конечно, чтобы сочинять такую музыку, нужно было очень стараться. И Валера старался. Он был очень старательным и трудолюбивым. И у него многое стало получаться. Вообще-то здорово, когда что-то получается. Самому нравится. Иногда даже языком прищелкнешь от удовольствия. Вот так: цок-цок. Стойте-ка, ведь это на что-то похоже! Ну конечно: ведь так изображают цокот лошадиных копыт. А если заговорит рояль, то это может быть вот так (наиграть начало пьесы «Военная песня» - партию левой руки).
- И вот представьте себе такую картину: едут кавалеристы, играет труба, бьет большой барабан. И звучит песня: «Ружье на месте, с пулями вместе, и штык наперевес…» Дальше я не буду рассказывать. Пусть расскажет рояль.
Слушание: «Военная песня»
- Понравилась вам музыка? О чем она вам рассказала? Все ли время музыка была одинаковая по характеру или она менялась?
Повторное слушание (поднять руку, когда услышите, что музыка поменялась).
- Эти 2 произведения – «Лисичка поранила лапу» и «Военная песня» - нам исполнил король музыкальных инструментов…(рояль)
(показ иллюстрации).Но В. Гаврилин писал музыку не только для фортепьяно, но и для целого оркестра. Что такое оркестр? (показ иллюстрации).
Сейчас в исполнении оркестра мы услышим очень известный и красивый танец «Вальс».
Слушание: «Вальс»
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
- Какие инструменты вы услышали в оркестре?
- Вальс – это танец. Какие танцы вы знаете? Сейчас снова прозвучит оркестр. Он исполнит нам еще один испанский танец - тарантеллу.
Слушание: «Тарантелла»
- Похожа ли «Тарантелла» на «Вальс»? Какая она по своему настроению?
- Да, «Тарантелла» - очень бодрый испанский танец, в котором обязательно участвуют 2 инструмента. Узнайте их по звучанию (кастаньеты, бубен).
Мы с вами сейчас тоже организуем оркестр. Сидящие слева от меня будут играть на кастаньетах, а справа от меня – на бубнах.
Кто нужен оркестру, чтобы он играл слаженно?
Дирижером буду я. Когда показывает моя левая рука – играют кастаньеты, когда правая – играют бубны. А если обе сразу – то играют все вместе.
Сначала давайте попробуем – проведем репетицию.
А теперь – выступает оркестр: «Гаврилин. «Тарантелла».
Слушание: «Тарантелла»
(с ритмическим аккомпанементом)
кастаньеты бубны
пульс встряхивание
в конце фраз
- Какие музыкальные произведения В. Гаврилина мы с вами сегодня слушали?
Все они написаны для музыкальных инструментов – это музыка инструментальная. Но больше всего Гаврилин любил музыку вокальную – музыку, написанную для человеческого голоса.
Все люди любят петь. Они могут петь по одному, а могут все вместе. тогда получается хор. В нашем городе есть прекрасный хор «Воскресенье» (показ фото), дирижер – руководитель хора – Сергей Зуев. В исполнении этого хора мы послушаем с вами «Вечернюю песню» Гаврилина.
Слушание: «Вечерняя песня» (из цикла «Перезвоны»)
- Вам понравилась музыка? Чем? Кто исполнял ее (только человеческие голоса – хор, которые были похожи на звучание колоколов).
Смолкли голоса. И все стало тихо. Уже поздно. Слышите: опять бьют бабушкины часы, кукует кукушка: раз, два, три… шесть, семь.
Слушание: отрывок пьесы «Часы»
И еще, и еще: «Пора, пора…» Пора, пора прощаться, говорит рояль, до свидания! До новых историй!
Дети покидают зал
По материалам сборника «Что услышал композитор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
Сказка по мотивам А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...
Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...