Музыкальная гостиная "Валерий Гаврилин - детям"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Захарчук Наталья Борисовна

Музыкальная гостиная для старших дошкольников "Музыка Валерия Гаврилина для детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_gavrilina.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная для старших дошкольников

«Музыка Валерия Гаврилина»

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ

 «ДСОВ № 113» г.Череповца Захарчук Н.Б.

Цель:  Знакомство с творчеством вологодского композитора В. Гаврилина.

Задачи:

  1. Продолжать учить слушать и анализировать музыку.
  2. Закреплять понятия: оркестр, хор, дирижер, инструментальная и вокальная музыка.
  3. Воспитывать любовь к малой родине, уважение к известным землякам

Оборудование:

  • портрет В. Гаврилина,
  • иллюстрации: симфонический оркестр, дирижер, рояль, тарантелла,
  • фото череповецкого камерного хора «Воскресенье»,
  • кастаньеты и бубны (на всех),
  • аудиозаписи произведений В. Гаврилина.

Ход:

Дети входят в зал под «Песню о России» Г.Струве, занимают места

  • О чем была песня, которая нас встретила?  Да, о нашей Родине -  России. В большой России живет очень много разных людей.  Сегодня я хочу рассказать вам о нашем земляке. Знаете ли вы, кого называют земляками?

Да, так называют людей,  которые родились  на одной земле, в одной области.  Я расскажу вам о вологодском композиторе –Валерии Гаврилине.

     Композитор В. Гаврилин – наш земляк. Родился он 17 августа 1939 г. –

75 лет назад - на нашей Вологодской земле. Детство свое он провел на Вологодской земле, и всю жизнь бережно хранил память о славных русских людях, мастерах и умельцах, живущих в этом северном крае. Это они научили его видеть и красоту земли, и красоту людей. Он запомнил их сказки и побасенки, их говор и обычаи. И в своей музыке Гаврилин рассказывает нам о людях, которых узнал и полюбил, о том, что они чувствуют и думают, о чем печалятся, над чем смеются. И мы с вами сегодня послушаем его музыку.

     Когда Валера был маленьким мальчиком, он жил в далекой маленькой деревеньке. В доме его бабушки висели старинные часы с кукушкой. Когда их бой раздавался поздно вечером, это значило, что пора идти спать.

Слушание: отрывок пьесы «Часы»

     Как все ребята, Валера ужасно не любил спать. И чтобы он лучше засыпал, бабушка рассказывала ему сказки. Он их очень хорошо запомнил. А когда вырос и научился играть на фортепьяно, решил рассказать эти сказки с помощью музыки. Хотите послушать одну из них? Она называется «Лисичка поранила лапу».

Слушание:  «Лисичка поранила лапу»

  • Что вы услышали в музыке?
  • Что  и где произошло, и как об этом рассказала музыка?

Творческое задание: изобразить пантомимой, движениями лисичку, которая поранила лапу.

  • Вот такую историю рассказала нам музыка Гаврилина. Конечно, чтобы сочинять такую музыку, нужно было очень стараться. И Валера старался. Он был очень старательным и трудолюбивым. И у него многое стало получаться. Вообще-то здорово, когда что-то получается. Самому нравится. Иногда даже языком прищелкнешь от удовольствия. Вот так: цок-цок. Стойте-ка, ведь это на что-то похоже! Ну конечно: ведь так изображают цокот лошадиных копыт. А если заговорит рояль, то это может быть вот так (наиграть начало пьесы «Военная песня» - партию левой руки).
  • И вот представьте себе такую картину: едут кавалеристы, играет труба, бьет большой барабан. И звучит песня: «Ружье на месте, с пулями вместе, и штык наперевес…» Дальше я не буду рассказывать. Пусть расскажет рояль.

Слушание: «Военная песня»

  • Понравилась вам музыка? О чем она вам рассказала? Все ли время музыка была одинаковая по характеру или она менялась?

Повторное слушание (поднять руку, когда услышите, что музыка поменялась).

  • Эти 2 произведения – «Лисичка поранила лапу» и «Военная песня» - нам исполнил король музыкальных инструментов…(рояль)

(показ иллюстрации).Но В. Гаврилин писал музыку не только для фортепьяно, но и для целого оркестра. Что такое оркестр? (показ иллюстрации).

Сейчас в исполнении оркестра мы услышим очень известный и красивый танец «Вальс».

Слушание: «Вальс»

  • Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
  • Какие инструменты вы услышали в оркестре?

  • Вальс – это танец. Какие танцы вы знаете? Сейчас снова прозвучит оркестр. Он исполнит нам еще один испанский танец - тарантеллу.

Слушание: «Тарантелла»

  • Похожа ли «Тарантелла» на «Вальс»? Какая она по своему настроению?
  • Да, «Тарантелла» - очень бодрый испанский танец, в котором обязательно участвуют 2 инструмента. Узнайте их по звучанию (кастаньеты, бубен).

     Мы с вами сейчас тоже организуем оркестр. Сидящие слева от меня  будут играть на кастаньетах, а справа от меня – на бубнах.

     Кто нужен оркестру, чтобы он играл слаженно?

Дирижером буду я. Когда показывает моя левая рука – играют кастаньеты, когда правая – играют бубны. А если обе сразу – то играют все вместе.

     Сначала давайте попробуем – проведем репетицию.

     А теперь – выступает оркестр: «Гаврилин. «Тарантелла».

Слушание: «Тарантелла»

(с ритмическим аккомпанементом)

кастаньеты                 бубны

                                                                             

                                         пульс                   встряхивание

                                                                     в конце фраз

  • Какие музыкальные произведения В. Гаврилина мы с вами сегодня слушали?

Все они написаны для музыкальных инструментов – это музыка инструментальная. Но больше всего Гаврилин любил музыку вокальную – музыку, написанную для человеческого голоса.

Все люди любят петь. Они могут петь по одному, а могут все вместе. тогда получается хор. В нашем городе есть прекрасный хор «Воскресенье» (показ фото), дирижер – руководитель хора – Сергей Зуев.     В исполнении этого хора мы послушаем с вами «Вечернюю песню» Гаврилина.

Слушание: «Вечерняя песня» (из цикла «Перезвоны»)

  • Вам понравилась музыка? Чем? Кто исполнял ее (только человеческие  голоса – хор, которые были похожи на звучание колоколов).

Смолкли голоса. И все стало тихо. Уже поздно. Слышите: опять бьют бабушкины часы, кукует кукушка: раз, два, три… шесть, семь.

Слушание: отрывок пьесы «Часы»

И еще, и еще: «Пора, пора…» Пора, пора прощаться, говорит рояль, до свидания! До новых историй!

Дети покидают зал

По материалам сборника «Что услышал композитор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...

Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение №1  к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...