Доклад к защите педагогического проекта
проект (средняя группа) по теме

Мамонтова Галина Васильевна
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста как средства совершенствования речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад к защите педагогического проекта

                                                     

ТЕМА: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста как средства совершенствования речи.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью  к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

           Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

 Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.   Словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

                                                 

Актуальность проекта заключается в том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.  Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     Недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к проблеме во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учёбе в школе.

 

Целью моего проекта является совершенствование системы работы по развитию мелкой моторики рук, как средства развития речи младших дошкольников.

  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;

- создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора;

- пополнить развивающую среду группы материалами и пособиями, направленными на развитие мелкой моторики;

- привлечь родителей к участию в реализации проекта.

   Теорией и практикой дошкольного образования установлено, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

       Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

       В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных  функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

                                                         

Существуют противоречия  между разобщённостью работы воспитателя и семьи по данному вопросу и необходимостью их единства в решении задач по  воспитанию, обучению и развитию детей.

                                             

       Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

                     

Участниками проекта являются дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

   Методологическая основа исследования - положение о развитии, структуре, методах и результатах реализации проекта, его креативность. В методы исследования входят: наблюдения, беседы с родителями, теоретическое изучение литературы.

                                         

Значимость работы заключается в том, что   работа по развитию мелкой моторики должна соответствовать основным педагогическим принципам: носить развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательность и активность в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 Данный проект осуществлялся в рамках дошкольного учреждения с детьми, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной деятельности детей.  

      Были определены этапы и сроки проведения проекта: подготовительный, который проходил в сентябре - октябре 2013 года; основной октябрь-апрель; и заключительный, проходивший в мае 2014 года.

 Организация работы по проекту: подготовительный этап

   Подобрать методическую литературу, составить картотеку пальчиковых, дидактических игр – в сентябре.

Подбор и систематизация практического материала- сентябрь-октябрь

Разработка перспективного работы по развитию мелкой моторики рук на текущий год- в октябре.

Основной этап включил в себя:

Изготовление перчаточных кукол, пальчиковых театров по русским народным сказкам.

Разработка игр – занятий по проекту  

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

   Обсуждение с родителями воспитанников, вопросы, связанные с проведением проекта.

    На заключительном этапе была организована презентация итогов проекта для руководства ДОУ.

Для родителей было проведено открытое занятие « Умелые пальчики».

Проведена диагностика, которая показала, что работа проведена успешно.

   Ожидаемые результаты:

Образовательные:

  1. Способность произносить все гласные и простые согласные звуки;
  2. Умение читать наизусть небольшие потешки и стихотворения;
  3. Формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;

Воспитательные:

  1. Формирование  доброжелательного отношения к окружающим;
  2. Повышение самооценки.

Методическим результатом моей работы стали тематические комплексы, которые проводятся с детьми в течение всего дня и предусматривают работу по трем блокам:

1БЛОК. Пальчиковая гимнастика.

- гимнастика в стихах,

- игры с палочками, с шариками, с крупой,

-  самомассаж пальчиков,

 - игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров),

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами).

       Детям очень нравятся пальчиковые игры, которые сопровождаются чтением  потешек. Эти игры создают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Я использую игры на загибание и разгибание пальцев рук: «Пальчик, пальчик, где ты был», «Этот пальчик бабушка», «Домашние животные» и т. д. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  

      Чтобы вызвать у детей интерес и эмоционально настроить их деятельность, применяю песенки, потешки:  «Ах ты, радуга-дуга…»,                                «Тетери», «Муха строит дом». Практика показала, что пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка, они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

    Для развития моторики много игр:  «Золушка» (смешиваем фасоль и горох и просим ребенка перебрать их по разным баночкам);  «Чудесный мешочек» (дети наощупь вытягивают предмет из мешочка и рассказывают что это, из чего сделано, что за предмет.) В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь, они просты по организации и могут использоваться родителями для занятий с детьми дома.

   Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, мы активно использовали сделанные мною картотеки: «Игры и упражнения с пальчиками», «Дидактические игры с фасолью», «Физкультминутки».

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

            2 БЛОК. Творческий.

- лепка из пластилина, соленого теста  (пластилинография),

- аппликация из бумаги, природного материала (крупы, семена),

- работа с бумагой (обрывание и т. д),

 

     Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются упражнения с использованием бумаги:

- обрывание бумаги разной плотности и фактуры. Восторг у детей вызывало создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полётом (разноцветный бумажный дождь);

- сминание,  а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги;

- сминание платка.  

      Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.   Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

         

3 БЛОК. Весёлый карандаш.

                                                                                                                                                  - раскраски

- рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.)

      Одно из любимых занятий детей – это рисование. Конечно, овладевая этими видами продуктивной деятельности, ребёнок не научиться писать. Но всё это делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки, помогает образованию связи рука – глаз. В игровой форме детям, например,  предлагается  закрасить мышку (спрятать).

     Заинтересовала детей работа с трафаретами (геометрическими фигурами, «раскрасками». Кропотливая, упорная работа над «раскрасками» - один из главных способов подготовки руки к письму, развития мелкой мускулатуры рук, усидчивости, внимания.

     Все виды заданий провожу в игровой форме, поэтому вызывает у детей интерес и не приводят к переутомлению.

      Конечно, я не ограничиваюсь только этими приёмами, добавляю дополнительные упражнения на мелкую моторику рук: игры с конструктором, собирание различных пирамидок, игры с предметами, бусы и пуговицы разной величины (для нанизывания); различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки);

        В игровой зоне «Построй сам» находится конструктор с мелкими и крупными деталями, кубики, напольная мозаика.

      Хорошо зарекомендовали себя разнообразная предметная среда, которая способствует развитию мелкой моторики: застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, шнуровки, сундучок и т.д. Ещё одним приёмом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетика – фонетической сферы

    Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

      При реализации своего проекта я столкнулась с трудностями: во-первых, на самой ранней стадии - низкий уровень знаний детей, во вторых - малая активность родителей. Постепенно родители заинтересовались процессом развития мелкой моторики рук и активизировали своё участие в реализации проекта.

     В результате проведенной  работы  с детьми, активного участия родителей было достигнуто следующее:

- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;

- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;

- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие общей и мелкой моторики.

                                         

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

   -  тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации;

- отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами  пальчиковых игр и упражнений и т. д.;

- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.

                                               

     Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.

   В качестве обобщения проделанной работы,  мною на педагогическом совете была представлена презентация по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста как средства совершенствования речи».

Заключение                                                                                                                «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка.

   О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.

    Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Список литературы

1. «Формирование мелкой моторики рук» С.Е. Большакова,

г. Москва  «Сфера» 2005 год

2. «Игры с пальчиками» Т.Н. Щербакова,ИД «Карапуз» 2005 год

3.«Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»,

Москва «Омна -пресс» 2001 год

4. «Гимнастика для пальчиков» Е.Н. Косинова

ОЛМА- ПРЕСС – 2002 год

5. «Игры с пальчиками для развития речи» И. Агапов и М. Давыдова, ИКТЦ «Лада» 20111 год

6.Развиваем пальчики» Брозауская Л.Г.,

7. Игры для развития мелкой моторики ИД «Метера» 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад о деятельности педагогического коллектива МБДОУ детский сад № 59 города Белово за 2011-2012 учебный год

Публичный доклад – это информационная справочная основа  для организации конструктивного диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса: в первую очередь потребителей ...

Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »

   Доклад – презентация к педагогическому совету на тему:   «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »Данный материал раскрывает понятия:1.воображение, ...

Публичный доклад о деятельности педагогического коллектива МБДОУ детский сад № 59 города Белово за 2011-2012 учебный год

Уважаемые родители, педагоги, общественность,друзья и партнёры! Представляя на ваше обсуждение ежегодный публичный доклад, мы глубоко убеждены в том, что налаживание связей с общественностью – не...

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

Доклад по теме инновационного педагогического проекта

Доклад по теме инновационного педагогического проекта «Ознакомление детей с явлениями неживой природы с использованием ММЧ и цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»....

Доклад к педагогическому проекту по профориентации "У меня растут года"

В докладе представлен материал по проету о профориентации....

доклад по защите проекта ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ на педсовете

доклад по защите  проекта ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ на педсовете музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....