Рекомендации по начальному обучению детей плаванию
статья по теме
Учебный материал по начальному обучению плаванию с рекомендациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по начальному обучению детей плаванию
1.Две самые естественные вещи в жизни человека- это вода, прародительница всего живого, и семья этот род продолжающая. Отмечая новую жизнь перед Богом, мы крестим человека в водяной купели. И далее, в воспитании и развитии маленького человека они остаются главными - семья и вода. Вспомнить, хотя бы насколько привычно и понятно для нас понятие «семейный отдых на море».
И, поскольку, семья – это, по сути, мощнейший инструмент формирования личности, то и любые процессы в ней происходят эффективнее, в том числе и занятия физической культурой.
Не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию с раннего возраста. Одни бояться, что их дети могут простудиться и заболеть, другие - что с ними может произойти несчастный случай, и.т.п. Причины такого отношения – неосведомленность родителей о значении плавания для укрепления здоровья детей, об условиях организации и методике проведения занятий по плаванию. Кроме того, некоторые из них бояться воды, так как сами не умеют плавать. Вот почему одной из важных задач педагогических коллективов и медицинского персонала дошкольных учреждений является широкая пропаганда плавания среди родителей.
Многие родители в ущерб воспитанию детей много времени уделяют интересам и благам, сопутствующим научно- техническому прогрессу, проявляя склонность к путешествиям, комфорту и т.д. В результате этого наблюдается тенденция к сокращению времени, проведенного с детьми.
Лучшим примером воспитания привычки к занятиям физическими упражнениями является личный пример родителей ребенка, других членов его семьи. Если дело ограничивается только словесными наставлениями и разговорами о пользе занятий физическими упражнениями, да просмотром спортивных телепередач, то можно сказать, что время, затраченное на подобное «физическое воспитание» прошло зря. Зато в семьях, где физическая культура в самых разнообразных формах (походы, прогулки, плавание) прочно вошла в быт, растут крепкие, здоровые, активные дети, с удовольствием занимающиеся всеми видами спорта.
Занятия плаванием являются эффективным средством оздоровления, физического развития и закаливания детей. Купание, плавание, игры и физические упражнения в воде способствуют не только общему оздоровлению организма, но и лечению некоторых заболеваний сердечно- сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата. Во время плавания ребенок преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышцы группы, что позволяет устранить различные дефекты осанки и плоскостопия. Кроме того, у ребенка формируется стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям.
В процессе занятий плаванием развиваются координация и ритмичность движений, необходимые для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма; улучшаются сон и аппетит.
Плавание является средством массажа кожи и мышц (особенно мелких) вследствие механического воздействия воды, чего нельзя достичь другими физическими упражнениями; в результате очищаются потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам, укрепляются мышцы.
Плавание- это не только вид спорта, скорее, это жизненно важный навык, необходимый человеку в разнообразных ситуациях. Большое количество несчастных случаев с детьми на воде происходит именно из-за неумения плавать. Если ребенка с раннего возраста научить свободно, держаться на воде и плавать, то его жизнь будет ограждена от возможной беды.
Занятия плаванием имеют и огромное воспитательное значение: они способствуют развитию таких качеств, как смелость, решительность, дисциплинированность; вырабатывают умение действовать в коллективе; воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи.
Известно, что первые годы жизни ребенка плавание имеет немаловажное значение для его полного и разностороннего развития не только физического, но и нервно-психического.
Игра в воде - ведущая деятельность для детей дошкольного возраста.
Ранний приход детей и родителей в плавание и особенности тренировочного процесса требует нового, комплексного подхода к работе с ним. Создания такой обстановки, которая бы способствовала долголетней деятельности, закрепляла бы интерес семьи к плаванию, мотивировала бы их на дальнейшие длительные и интенсивные занятия, (учебное пособие: оздоровительное плавание в семейных группах Черепова Д.В.)
При работе с детьми, при разработке мероприятий по повышению мотивации занятий плаванием необходимо исходить из того, что их спортивная деятельность является логическим продолжением дошкольной и школьной игры. На начальных этапах занятий спортивную деятельность детей надо рассматривать как игровую, а спорт - как игру, требующую специальной подготовки. С детьми лучше говорить на языке игры. С первых же дней занятий дети должны чувствовать, что они пришли играть. Все вокруг должно быть интересным, ярким, необычным.
Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. При использовании игровых заданий у детей повышается интерес к выполнению упражнений, необходимых при обучении технике плавания и совершенствования и совершенствования навыка. При подборе игровых заданий необходимо учитывать следующие требования: игровые элементы должны быть удобны для выполнения физических упражнений, они не должны требовать большой площади, сложного инвентаря и специального оборудования. Тренер – инструктор, затрачивая минимальное время на объяснение и организацию, варьирует содержание и правила игровых заданий, предусматривает выполнение не стандартных ситуаций. Задания должны соответствовать месту проведения занятий. Все занимающиеся получают равномерно равную нагрузку.
На этапе начальной подготовки игровые задания направлены на освоение двигательных навыков, обучение технике плавания. На этапе углубленного разучивания на совершенствование технике плавания и развитие физических качеств - выносливости и быстроты.
В игровых заданиях на развитие выносливости выполняются упражнения типа: «кто больше», «кто дальше» и др. Эти задания связаны с продолжительной, но не слишком интенсивной работой. Аэробная система должна достичь максимальной интенсификации, создавая условия для более эффективного обеспечения организма кислородом.
Применение игрового метода на каждом этапе подготовке имеет свои особенности. Учитываются различная дозировка упражнений, длина дистанции, их техническая сложность. В занятиях на суше и на воде 50% времени отводиться на игровые задания с направленностью на технику плавания, выносливость и быстроту от которых повышается уровень работоспособности и эмоциональности детей.
Игры в воде являются наиболее эффективным средством при обучении плаванию. Они формируют у детей самые первые представления о движении, дают начало развитию физических качеств, с помощью игры развиваются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма, одновременно развивается моторная и психическая сферы деятельности ребенка.
В зависимости от направленности и поставленных задач игры делятся:
1.Игры по ознакомлению с водой
2.Игры для изучения и совершенствования отдельных элементов плавания (дыхания, скольжения)
3.Игры с элементами прикладного плавания (ныряние, прыжки)
4.Игры, способствующие развитию смелости, развитию физических качеств
5.Игры с элементами водного поло
Начальное обучение плаванию
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.
Превращению игровой ситуации в учебную ситуацию способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг, необходимо научить его опускать лицо в воду; боится упасть — научить вставать; боится захлебнуться — научить правильно, дышать; пытается поднять со дна игрушку — научить нырять и т.д.
В процесс обучения активно вовлекаются родители, особенно важна их помощь на первом этапе привыкания к воде. Поэтому рекомендуется проводить совместные детско-родительские занятия. На примере куклы, сидящей в игрушечной ванне, демонстрируются навыки, которые дети должны приобрести дома, прежде чем они попадут в бассейн. Для домашних занятий подходят все упражнения, начиная от умывания и заканчивая лежанием на воде, как на груди, так и на спине. Во время индивидуальных бесед и консультаций родителям даются конкретные советы по закаливанию и обучению детей плаванию (с показом их на воде), а на общих и групповых собраниях выражается благодарность за помощь.
Методические рекомендации
Как и обычно, занятие строится по урочному типу и включает в себя три части: подготовительная, основная, заключительная. Следует сразу повториться, что у них преобладает игровой вид деятельности, то и занятие следует проводить в игровой форме. Благодаря эмоциональному возбуждению, сопутствующему игре, дети незаметно освобождаются от чувства страха перед водной средой, привыкают к воде, чувствуют себя свободнее и выполняют различные движения смелее и без лишнего напряжения.
Сам по себе приход ребенка в бассейн, а может быть и первый вход в воду, создаёт значительную эмоциональную нагрузку. Поэтому следует провести как с детьми, так и с родителями предварительные беседы в которых надо рассказать о том, что плавание - наиболее эффективный вид физической культуре для укрепления здоровья, а так же об огромном удовольствии, доставляемом плаванием. Необходимо помнить, что медицинский допуск ребенка к занятиям в воде является решающим фактором.
Методические указания родителям
Чем старше ребенок, тем сильнее развиты у него свои собственные привычки в игре и поведении, которые необходимо учитывать для игр в воде.
Ребенок своей реакцией - удовольствия или недовольства вплоть до крика - дает знать, как он себя чувствует в воде. Это является одним из показателей для родителей и педагога продолжать игру или прекратить.
Во время пребывания в воде родители сами должны быть в спокойном, уравновешенном состоянии, чтобы почувствовать расслабленность или напряженность своего ребенка до момента изменения выражения его лица или крика. Родителям необходимо научиться спокойно, но решительно общаться и обращаться с ребенком в воде. Не должно быть неуверенности или неожиданного изменения направления движения.
Все упражнения, которые разучиваются в бассейне можно, и следует повторять дома.
Ведущая роль во время организации и проведения игр должна принадлежать тренеру, а второстепенная - родителям.
Руководство игры для достижения воспитательных, образовательных и оздоровительных целей надо соблюдать последовательность игр. На каждый конкретный момент он определяет основную задачу, выбирает сопутствующую игру, продумывать организацию и ход игры, подготавливает место и инвентарь, определяет нагрузки в игре; а родители помогают тренеру подводить итоги, вести игру, контролируют распределение по командам.
Руководитель несет ответственность за соблюдение мер безопасности на воде.
Проведение игры
- Перед объяснением игры целесообразно разместить участников в том положении, из которого начнется игра;
- Для себя тренер должен выбрать место, с которого он виден всем участникам
- Объяснение игры должно быть кратким, логичным, динамичным, но излагать необходимо спокойно; в которых случаях следует особо подчеркнуть наиболее важные моменты игры;
- Терминология рассказа об игре должна, рассчитана на возраст и словарный запас занимающихся детей, сопровождаться показом и образными сравнениями.
- При объяснении игры необходимо учитывать настроение и состояние участников, при ослаблении внимания следует сократить рассказ и сделать его еще образным и выразительным
Руководство игрой
- Подать сигнал: «Начать игру»
- Следить за соблюдением правил игры, напоминая в ходе игры за необходимостью их выполнения
- Остановить игру резким, сигналом, если нарушение правил массовое, если у детей появились признаки озноба (посинение губ, дрожь, снижение общего тонуса и ритма игры)
- Пресекать грубость (вплоть до удаления из воды)
Дозировка нагрузки в воде
Необходимо учитывать предшествующую нагрузку, настроение и состояние занимающихся детей. Регулировать нагрузку следует перерывами, которые нужно использовать для дополнительных объяснений или поправок. Дозировать нагрузку можно размерами акватории, методикой проведения. Не всегда следует осуществлять дозировку по самочувствию участников, так как оно может быть обманчиво. Окончание игры должно быть своевременным, продолжительность игры зависит от количества участников, возраста, темпа игры. Желательно, чтобы участники приобрели определенный навык, но не переутомились.
Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:
- Тренер обязан занимать такое место, с которого все время видны все занимающиеся
- Если кто-то из детей не совсем здоров, входить в воду ему не рекомендуется
- Дети допускаются к занятию не ранее, чем через час после приема пищи
- При проявлении признаков охлаждения (озноб, посинение губ, гусиная кожа) ребенка необходимо срочно удалить из воды и принять меры: горячий душ, растирание полотенцем, теплая одежда.
- Необходимо запрещать сталкиваться в воде, нырять навстречу друг другу
- Запрещать поднимать ложную тревогу криками о помощи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только пр...
Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию
В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....
статья "психологические рекомендации по преодолению боязни воды при обучению детей плаванию
психологические рекомендации по преодолению боязни воды при обучению детей плаванию...
Конспект НОД по плаванию в подготовительной к школе группе "Обучение детей плаванию кролем на груди"
КОНСПЕКТ НОД по плаванию в подготовительной к школе группе Инструктор по физической культуре Дехтярь Дарья Эдуардовна Тема: Обучение детей плаванию кролем на грудиЗадачи:1. Продо...
Взаимодействие инструктора по плаванию и педагога-психолога на занятиях по обучению детей плаванию в ДОО.
Формирование системы взаимодействия педагога-психолога и инструктора по плаванию в образовательном процессе, стимулирующей физическое, познавательное и личностное развитие ребенка....
Рекомендации для родителей по обучению детей плаванию в домашних условиях (в ванной и не только)
Ваш ребёнок боится воды, с криком моется под душем, с нежеланием ходит в бассейн, а может Вас не устроили результаты итогового мониторинга по плаванию - тогда эти рекомендации для вас!...
Обучение детей плаванию. Начальные занятия
https://yandex.ru/video/preview/17938134921747669269?text=%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%BD%...