Значение кружковой работы во внеурочной деятельности
методическая разработка на тему

Страдзе Раиса Ивановна

     Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. В своей работе с детьми особое внимание уделяю проблеме «социальной ситуации развития» ребенка, что обусловлено проблемами освоения социального опыта нашими воспитанниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_kruzhkovoy_raboty.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Значение кружковой работы во внеурочной деятельности

(Из опыта работы)

     Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. В своей работе с детьми особое внимание уделяю проблеме «социальной ситуации развития» ребенка, что обусловлено проблемами освоения социального опыта нашими воспитанниками. Речь идет об организации коллективной деятельности – совместное творчество через театрализованную деятельность, в ходе которой сам ребенок своими силами решить поставленную задачу не может, а вот в совместной деятельности с воспитателем и детьми он осваивает новые способы обработки информации, которые впоследствии и становятся формами и способами его взаимоотношений с миром.

     Система воспитательной работы в классе во внеурочной деятельности выстроена в соответствии с ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) и реализуется через разработанную мной и утвержденную на педагогическом совете программу «Кукольный театр», ориентированную на развитие личности ребенка.

     Почему мной выбрано обще – интеллектуальное направление?

     Театрализованная деятельность играет значительную роль в системе воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе ее лежит игра, которая по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества.

     Этот вид деятельности является частью коррекционной работы, в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и формирование личности в целом.

     Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой.  В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и другие – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

     Учащиеся коррекционной школы VIII вида отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Детям сложно понимать обращенную к ним речь, следовательно, и выполнять задания. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Театрализованная игра позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитания. Театральная деятельность помогает раскрыть духовный и творческий потенциал детей и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде, является средством коррекции личностного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. У многих детей наблюдается системное недоразвитие речи, не владеют навыками самообслуживания, не умеют вступать в контакт с детьми и взрослыми, такие дети нуждаются в особом подходе.

    Театральная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации их  индивидуальных возможностей.

     Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.

     Разработанная мной программа создает благоприятные условия для самовыражения и самореализации детей. Были поставлены задачи для ее реализации:

      способствовать развитию психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства, созданию условий для полноценной социальной адаптации;

     Для решения поставленных задач были определены и цели по реализации данной программы, для достижения которой использую определенные виды деятельности:

  1. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья:
  • Трудовая деятельность и развитие моторики;
  • Сюжетные игры;
  • Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, теневой и др.)
  • Изобразительная деятельность.

  1. Развитие эмоциональной сферы детей:
  • Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек);
  • Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера;

3.  Повышение уровня самооценки у детей:

  • Формирование у детей уверенности в себе, в свои силы, свои возможности и способности через коррекционные упражнения, выступления на праздниках, посильное участие на музыкальных постановках, театрализованных играх перед зрителями (родителями, сверстниками из других классов, гости), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

     Коллективная театрализованная деятельность, разработанные мной сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в праздниках, мини – спектаклях, инсценировках.

  1. Реализация творческих возможностей каждого ребенка.
  2. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

     Процесс реализации программы решался через следующие подходы:

Поли художественный подход. Через театрализованные игры развиваются  различные виды творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, сценическое. Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», но и как «художники», оформляющие спектакль.  Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь ребенка;

Индивидуальный подход. Он заключается в том, что я ставлю перед детьми достаточно четкие и конкретные задачи и незаметно передаю инициативу детям, умело организовываю их совместную деятельность, направляя в нужное русло; не оставляю без внимания ни одного вопроса как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка – его эмоций, переживаний, реакции на происходящее; на трудности, с которыми дети сталкиваются. Индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает эффективность работы по программе, ее результативности;

Деятельностный подход. Результат деятельности детей, продукт их творчества – изготовление кукол, декораций, атрибутов, постановки с использованием разных видов кукольного театра, включение детей в разнообразные виды художественной творческой деятельности, создание ситуации успеха при рисовании, сочинительстве, инсценировке помогают скорректировать отставание в развитии ребенка, стимулирует его самостоятельные действия, позволяют более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме.

     При организации театрализованных занятий применяю практические методы и приемы обучения: метод игровой импровизации, служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера; специальные коррекционные упражнения на развитие высших психических функций, мелкой моторики; метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки, драматизация. Из словесных методов широко применяю рассказ и чтение педагога, рассказ детей, беседа, разучивание произведений устного народного творчества. Все названные методы и приемы использую в комплексе, что позволяет мне дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение. Работа способствует коррекции отклонений у детей.

       Формы, используемые мной в проведении занятий различные, как теоретические – ознакомление с литературным произведением, распределение ролей, показ способа действия, так м практические – подготовка и проведение кукольных спектаклей, импровизированные игры, драматизация знакомых сказок.

     Структура занятия зависит от цели, каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Начинаю занятие с пальчиковой гимнастики, заканчиваю эмоционально – занимательными или подвижными играми. Результат работы по организации театрализованной деятельности говорит о положительном влиянии на многие факторы в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются;
  • Развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;
  • Активизируется собственная речь;
  • Активнее и успешнее формируются навыки невербального общения;
  • Обогащается словарный запас детей;
  • Совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений;
  • Развивается эмоционально – волевая сфера;
  • Корректируется поведение;
  • Формируется самостоятельность и активность;
  • Умение проявлять свои творческие возможности.

Большинство детей, впоследствии уже в среднем возрасте, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.

     Занимаясь с детьми в театральном кружке, стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученые в театрализованных играх, дети смогли использовать и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружковой работы по изобразительной деятельности.

подробное планирование кружковой работы по изобразительной деятельности в средней группе....

Кружковая работа по театральной деятельности (старший дошкольный возраст)

Необходимая документация для ведения кружковой работы: пояснительная записка и график работы, программные задачи и умения детей, перспективный план, мониторинг, табель посещаемости....

Кружковая работа по экспериментальной деятельности.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захот...

Мастер класс для воспитателей «Развитие речи у детей с различными нарушениями через кружковую работу по театрализованной деятельности»

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны  и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и слова...

План кружковой работы по изобразительной деятельности в младшей группе (авторская разработка)

Материал будет интересен тем педагогам, которые занимаются развитием творческих способностей малышей через обучение нетрадиционным техникам ИЗОдеятельности....

перспективный план кружковой работы по театральной деятельности

№п/п Тема Цель   1 Сказку ты дружок послушай и сыграй Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. ...

опыт организации работы по внеурочной деятельности

Описание опыта работы по внеурочной деятельности художественно эстетического направления....