Из опыта работы: "Наблюдаем - познаем".
опыты и эксперименты по теме

Матиенко Елена Анатольевна

Из опыта работы: "Наблюдаем - познаем".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: Наблюдая – познаем.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей четких представлений о животных и растениях, о сезонных изменениях в природе.

    Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада складывается из следующих моментов: рассматривание внешних особенностей  строения растений и животных; наблюдение за их проявлениями ( способами функционирования); выявление зависимости живого существа от необходимых условий (Которые создаются трудом человека).

Во всех группах детского сада, дошкольники знакомятся с растениями, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривают деревья, травы, комнатные растения, учатся их различать по характерным признакам форме строения (  форме и окраске листьев, цветов, плодов) и правильно называть. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. Листья нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена – это будущие новые растения.

    Содержанием наблюдений за животными являются их внешние особенности (Строение), способы функционирования (поведение), компоненты среды обитания, характер  взаимоотношений человека с животными.

     Помимо содержания важно определять форму проведения наблюдений.

В  работе экологического воспитания   используют  традиционный тип занятия, на котором осуществляется рассматривание определенного животного или растения.

 Цель такого занятия – познакомить со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ним. Детям дается исчерпывающая информация и в дальнейшем новых сведений не о нем они не получают.  В плане экологического воспитания такой способ познания  малоэффективен, так как не обеспечивает постоянного накопления сведений и систематического их углубления, не позволяет проследить зависимость состояния живо существа от факторов окружающей среды, не приводит детей к пониманию необходимости выполнять трудовые обязанности, в результате которых создаются условия для существования животного или растения.

    Таким образом, занятие – наблюдение не обеспечивает формирование у детей осознанного отношения к объектам природы. В своей работе, я использую иной подход, суть которого – проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание. В комплексе наблюдений одного цикла  у дошкольников формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных.

        В чем же преимущества цикла наблюдений  перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта? Они очевидны и сводятся к следующему. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на « пропорции», что обеспечивает постоянное, а значит, более надежное  их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое  (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего происходит потребность в новых ( что особенно ценно) самостоятельных наблюдений.

      При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

          Компактное проведение цикла.  Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущее, укрепляет ( уточняет и дополняет) единую системы знаний об объекте.

              Преобладание визуального источника знаний над словесным.  Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. В каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта ( аквариума и т.д.) , чтобы рассмотреть его. В отдельных случаях, когда наблюдение проводится на прогулке, в нем может участвовать вся группа.

          Охват наблюдения всеми детьми. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

         Таким образом, циклы могут быть скомпонованы различными способами – важно, чтобы они включали следующие показатели: зависимость роста и развития и развития растений от наличия или отсутствия  необходимых факторов внешней среды, воздействие на них человека. В этом случае циклы наблюдений также будут выполнять функцию средства экологического воспитания дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта «Познаем природу с помощью игр»

Доклад по обощению опыта работы по теме: "Познаем природу с помощью игр"...

Сообщение из опыта работы: "Дети познают мир через игры"

Сообщение из опыта работы: "Дети познают мир через игры"...

Из опыта работы: "Познаем мир играя".

Дети помогают  феи найти формы: цилиндр и конус.Строят вместе замок  а, потом дети феи показывают Детский сад....

Картотека опытов по разделу "Познай себя"

Экcпepимeнты нaд тeлoм пoмoгут дeтям узнать как устроен наш организм, пoнять кaк oн функциoниpуeт. Для пpoвeдeния иccлeдoвaний пoнaдoбятcя мaтepиaлы, кoтopыe ecть у кaждoгo при себе....

НОД «Мы познаем и экспериментируем: опыты с воздухом»

Увлекательные опыты с воздухом, с помощью которых можно показать детям увлекательные"чудеса": обнаружение  воздуха в пространстве,исследование свойст воздуха. Включает в себя несколько ...

Формирование педагогического опыта по физическому развитию «Познать себя и быть здоровым!». Воспитание интереса к здоровому образу жизни

Небольшой доклад подготовлен к тематическому педсовету. Освещены основные акценты при проведении физкультурной работы в малокомплектном детском саду....