Стимулирование речевого развития детей через тренировку пальцев рук
методическая разработка по теме
Опыт работы "Стимулирование речевого развития детей через тренировку пальцев рук"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 653 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 105
Опыт работы по теме:
«Стимулирование речевого развития детей через тренировку пальцев рук»
Подготовила:
Воспитатель I кв. категории
Ахунова Татьяна Юрьевна
Владимир 2014
С каждым годом наблюдается негативная тенденция, которая показывает увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Эта проблема не только нашего детского сада, но и всей страны. В век компьютеризации и интернета люди практически перестали читать, разговаривать, писать письма; существенно сузился объем «живого» общения родителей и детей; глобально снизился уровень речевой культуры в обществе; прослеживается дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, который проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной. И недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Важнейшие задачи познавательного речевого общения являются:
- Совершенствование диалогической речи и ее грамматические стороны;
- Расширение и активизация словарного запаса детей;
- Развитие выразительности речи.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие? и как подготовить ребенка к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие мелкой моторики. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.
Цель:
- Диагностика и анализ уровня речевого развития детей;
- Выявление и анализ уровня развития моторной сферы детей;
- Подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторике;
- Введение этих игр в режимные моменты и занятия.
Данные цели реализовывались решением следующих задач:
- Коррекция мелкой моторики;
- Снятие мышечного напряжения;
- Освоение графических умений, подготовка руки ребенка к школе;
- Воспитание выдержки и усидчивости;
- Развитие пространственной ориентировки;
- Развитие аккуратности, внимания;
- Развития умения согласовывать слова и жесты.
Перед планированием работы по формированию речи у дошкольников я провела диагностику развития речевой деятельности. Результаты оказались следующими:
- Звуковая культура речи
- Словарный запас детей
- Грамматический строй речи
- Связная речь
При планировании педагогического процесса я включала в режим дня следующие формы работ:
- НОД – занятия, включающие реализацию, требующую систематическую постановку перед детьми последовательности специальных знаний, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развивающих мелкую моторику). Для поддержания интереса детей использую разные виды личностно-ориентированных занятий: игра, путешествие, встреча, концерт, сказание, тренинг.
- Совместная деятельность с детьми – специально организованные занятия, решающие задачи освоения разных видов деятельности (конструирование, рисование, аппликация, лепки). Речь детей активизируется в процессе проговаривания своей работы.
- Свободная самостоятельность детей – обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает то, что отвечает его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду, изменяя ее и дополняя в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться при просьбах о поддержке и помощи.
С учетом выше изложенного я предлагаю следующие виды работ по развитию мелкой моторики:
- Пальчиковый игротренинг: пальчиковые игры со стихами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, театр теней, конструирование с помощью пальчиков.
Пальчиковые игры формируют правильное произношение, умение четко и быстро говорить; развивают координацию движений рук, мелкую моторику; совершенствуют память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Игры с пальчиками организую в течение дня несколько раз. Такие игры представляют особой инсценировку стихов, потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей, легко запоминаются. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха – с восторгом воспринимаются детьми. Придумывая персонажи, наряжаю кончики пальцев бумажными колпачками-рожицами. Наиболее любимы детьми следующие игры: «дружба», «моя семья», «черепаха», «вышли пальчики гулять». Также дети с удовольствием играют в игры, разработанные на фольклорном материале. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему наполнению.
Пальчиковые игры учат детей счету, знакомит с определениями «верх-низ», «лево-право».
Физкультминутки с логарифмическими упражнениями и пальчиковыми играми способствуют развитию общей и мелкой моторике, а речевое сопровождение во время их проведения развивает все компоненты устной речи, способствует развитию эмоциональности и навыков общения. Физкультминутки для мышц кисти рук, дыхания, дифференсации звука не требует сложной физической подготовки и проводится в занимательной игровой форме. Для проведения одной физкультминутки потребуется не более 1-2 минут. Включаю физкультминутки не только на занятиях, но и в свободную деятельность детей, на прогулках. Я собрала физкультминутки с музыкальным и текстовым сопровождением.
Театр ручных теней способствует развитию творческих способностей, умение создавать образы живых существ с помощью жестов. Развивают выразительность речи, умение вести диалог, творчество, фантазию, мелкую моторику. Дети играют в свободное время, придумывают коротенькие сюжеты, отрывки из сказок, стихов, потешек.
Пальчиковый игротренинг должен быть разнообразным, неутомительным, динамичным.
- Самомассаж ладоней и пальцев: Су-Джок – терапия.
Самомассаж (игровой) проводится в виде 2-3 минутных упражнений во время физминуток, после сна одновременно проговаривая слоги чистоговорки, стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.
Су-Джок перекатывают между ладонями по кругу, вперед-назад от ладоней до кончиков пальцев, поднимают Су-Джок со стола усилиями мышц пальцев рук как можно выше.
Упражнение с карандашом «Добываем огонь»:
«Мы как древние индейцы
Добываем огонек.
Сильно палочку покрутим,
И огонь себе добудем».
Упражнение «Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки, и поворачивая влево-вправо каждый пальчик, приговаривая:
«Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш,
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили».
Это упражнение можно выполнять во время умывания, намыливая руки и массажируя каждый пальчик.
Дети с удовольствием выполняют упражнения «Точим ножи», «Пила», «Пружинка» и др.
- Театры: кукольный театр «би-ба-бо», театр «топотушки».
Серьезное внимание уделяют театрализованным играм. Они выступают эффективным средством развития речи детей. Использую театральные приемы на занятиях. С участием родителей создала театры для рассказывания сказок: настольный театр, магнитный театр, костюмы для драматизации, куклы «би-ба-бо».
Все эти игры способствуют диалогической речи, выразительности, расширяет и активизирует запас детей.
- Психогимнастика: гимнастика на расслабление мышц лица.
Ее основная цель – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой. А именно: развитие у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Гимнастику провожу по 2-3 минуты между НОД.
Мимические и пантомические этюды на изображение эмоционального состояния связано с переживанием (радость, грусть, гнев, удивление); этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций (жадность, доброта); этюды на снятие психоэмоционального напряжения («Штанга», «Шалтай-болтай», «Фея сна»).
Для осуществления работ по развитию мелкой моторики необходимо единое речевое пространство в группе, развивающая среда. Имеющийся в группе материал я расположила так, чтобы дети им свободно пользовались, по интересам выбирали игрушки, пособия, проявляли свое творчество, реализовывали свои замыслы.
Накоплен и систематизирован практический материал: картотека пальчиковых игр и пособия для развития речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, тематические альбомы, настольные игры для обогащения словаря, формирования грамматически правильного строя речи, фонематического слуха и мелкой моторики и т.д.
Преемственность воспитания и обучения в детском саду и в семье является непременным условием всестороннего развития ребенка. Важно сделать родителей активными участниками педпроцесса. Воспитательные усилия родителей и педагогов должны быть согласованными. Поэтому я стараюсь вовлечь родителей в жизнь группы, сделать их своими союзниками. Мною была подготовлена анкета для определения уровня компетенции родителей в вопросах развития речи детей:
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет) ______________
9. Как Вы думаете можно ли стимулировать развитие речи детей, развивая мелкую моторику рук? (Да, нет) ______________
10. Какую помощь в работе с Вашим ребенком желаете получить от специалистов детского сада? ______________
Проведенное мною анкетирование позволило мне спланировать мероприятия для родителей:
- Подготовила выступление на родительское собрание «Пальцы помогают говорить» с приглашение учителя-логопеда ДОУ;
- Организовала выставку книг, дидактических игр, которые должны иметься у каждого ребенка дома;
- Составила листовку с рекомендациями по речевому развитию ребенка для родителей:
Листовка для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры и упражнения, речевой материал должен соответствовать возрасту.
2. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно.
3. Не подделывайте под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами, т.к. это тормозит речевое развитие ребенка.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае ни смейтесь над ним.
5. Не оставляете без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить понятен ли ему Ваш ответ.
- Составила памятки по требованию проведения игротренингов;
Памятка проведения игротренингов:
Работа должна быть:
- Систематичной и постоянной
- Соответствовать уровню психического развития ребёнка
- Приносить радость ребёнку во время занятий
- Последовательной (от простого к сложному)
- Провела мастер-класс «Умные помощники»;
- Провела практикум по самомассажу «Веселые ладошки»;
- Организовала презентацию дидактических игр, сделанных руками родителей
- Провела индивидуальные консультации «Играем вместе с детьми», «Занимательные игры в семье»;
- Организовала для родителей показ совместно с детьми «Хороводные игры»
В результате проводимой мною работы, повторного диагностирования и сравнительного анализа я сделала вывод, что развитие моторной сферы в целом и конкретных операционных механизмов для каждого ребенка индивидуально. И благодаря правильно организованной мною системе развивающего обучения речевое развитие детей было улучшено.
Игровые упражнения, физкульт-минутки необходимо использовать в работе с детьми для достижения высоких результатов в ходе коррекционной работы по развитию речи.
Библиография:
- А. Толбанова «Пальцы помогают говорить» (журнал «Дошкольное воспитание» 2009г.);
- Т. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» (изд. Санкт-Петербург, 1997г.);
- Т. Ткаченко «Использование физкульт-минуток для использования пальцевой моторики у дошкольников» (журнал «Дошкольное воспитание» 2010г.);
- Е. Синицына «Умные пальчики» (изд. Москва, 1998г.);
- И. Рузина «Страна пальчиковых игр» (изд. Санкт-Петербург, 1997г.);
- М. Кольцова «Ребенок учится говорить» (изд. Москва, 1973г.);
- Н. Баринцова «Готовим руку к письму» (журнал «Дошкольное воспитание» 2006г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста в продуктивной деятельности
Аннотация к статьеВ статье представлены возможности активизации речевого развития детей раннего возраста в процессе освоения ими различных видов продуктивной деятельности. Материалы статьи могут...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Стимулирование речевого развития детей 2-4 лет
Как развить речь у ребенка от 2 до 4 лет? В данной статье приведены рекомендации для родителей на эту тему, описаны игры и упражнения, стимулирующие развитие речи детей 2 - 4 лет....

Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение....

Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.Театрализованная деятельность – это представления, в котор...