Стимулирование речевого развития детей 2-4 лет
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Как развить речь у ребенка от 2 до 4 лет? В данной статье приведены рекомендации для родителей на эту тему, описаны игры и упражнения, стимулирующие развитие речи детей 2 - 4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_razvitiyu_rechi_detey_2-4_let.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирование речевого развития
детей 2-4 лет
Подготовили
Учитель – логопед первой кв.категории
Новикова Н.М.
Учитель – логопед первой кв.категории
Кузнецова В.С.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных.
Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговора с ним. Больше разговаривайте с детьми. Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать грамматическим строем речи, у него обогащается словарь. Рассматривайте с детьми сюжетные картинки, при этом необходимо побуждать малыша строить предложения. Для этого необходимо задавать вопросы, например, «Что делает девочка? Куда она идет?» и т.д.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
В раннем дошкольном возрасте важными факторами для формирования правильного звукопроизношения у детей являются развитие артикуляционной моторики, направленной сильной воздушной струи, фонематического слуха.
В этом возрасте дети любят занятия с игрушками, особенно, когда взрослые обыгрывают их вместе с ребенком. Такие обыгрывания можно проводить с понравившейся ребенку игрушкой. Игра - это основной вид деятельности дошкольников.
Артикуляционная гимнастика.
Как говорилось выше, одним из факторов, способствующих формированию правильного произношения звуков детьми, является хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л);
2.артикуляционныеупражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты;
3.артикуляционная гимнастика очень полезна детям,про которых говорят«каша во рту»(т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:
• Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
• Все упражнения проводятся в виде игры. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
«Улыбочка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.
«Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.
«Хоботок». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 сек.
«Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
«Иголочка». Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10 «Сердитая кошечка» Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
«Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.
«Парус». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.
«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.
«Заборчик». Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.
Это некоторые основные упражнения, их намного больше.
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Это такие упражнения, как:
«Часики»
Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Качели»
Улыбнуться, рот открыть. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Лошадка»
Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобынижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за зубами и поводить им из стороны в сторону.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме«чашечки»облизать верхнюю губу.
«Маляр»
Улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
С детьми совсем раннего дошкольного возраста можно выполнять «вкусную артикуляционную гимнастику:
Вкусная артикуляционная гимнастика
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой.
Один из вариантов подготовки артикуляционного аппарата - это массаж зубной щеткой, который родители могут выполнять самостоятельно дома. Массаж занимает 5-7 минут, но является очень эффективным. Особенно когда у ребенка есть определенные проблемы с тонусом языка и губ. У данного массажа есть противопоказания (см. Памятку). Как его выполнять и комплекс упражнений будет вам предоставлен в памятке.
Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
Воздушная струя.
Некоторые родители, пришедшие на консультацию к логопеду и услышав о том, что придётся тренировать правильное речевое дыхание, недоумевают: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Я пришёл исправлять неправильное звукопроизношение, а дышать ребенок и так умеет прекрасно». Но в таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно.
В работе над звукопроизношением одно из основных направлений – выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, её ритмического рисунка, плавности и интонационной выразительности.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, а потому так важно обучить ребёнка правильному дыханию.
Важно понимать, что правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.
Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Какие же существуют игры для развития дыхания?
Рекомендую начать с забавных для ребенка игровых упражнений:
• «Пускание мыльных пузырей» - соревнование «Чей пузырь будет лететь дольше?»
• «Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
• «Свеча» - задуть свечу резким выдохом. Маленькие свечи можно запустить плавать в миску с водой, так ещё интереснее. Помним о технике безопасности!
• «Одуванчик» - сдуть семена-пушинки: сначала сделать вдох носом, а затем плавно и длительно подуть на одуванчик.
• «Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.
• «Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.
• «Снежинка» - сдуть с ладони бумажную снежинку. Можно заменить снежинку ваткой, ватным шариком, кусочком бумажной салфетки.
• «Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
• «Жук полетел» - сдуть бумажного жука со стола.
• «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
• «Рыбки плавают» - подуть на бумажную рыбку (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например, к люстре).
• «Вертушки» - подуть на вертушку, как бы имитируя «сильный ветер». Взрослый может сопровождать действия ребёнка стихами:
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!»
• «Дудочка», «Свистулька», «Губная гармошка» - учить извлекать звук из музыкального инструмента, в который надо дуть.
• «Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.
• «Воздушный шарик» - подуть на воздушный шарик, соревнование «Чей шарик полетит выше/ дальше?»
• «Спортивный свисток» - соревнование «Чей свисток будет свистеть дольше?»
• «Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (любой лёгкий шарик). Можно дуть в трубочку (из-под сока или коктейля, а вместо шарика использовать кусочек ваты.
• «Кто там?» - дуть на тонкую занавеску, чтобы посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску игрушку).
• «Футбол» - подуть на шарик, чтобы он оказался «в воротах». «Ворота»устанавливаем на столе (кубики, коробка или ворота от игры в настольный хоккей). Эту же игру можно разнообразить, дуя на шарик в трубочку.
• «Сдуй снежинку» (на прогулке) – сдувать снег с варежки. Можно вырезать варежку из картона и сдувать с неё «снежинку»(кусочек ватки)дома.
• «Погрей руки» - вдыхать через рот и дуть на «озябшие»руки.
• «Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
• «Песня ветра» - подуть на китайский колокольчик «песня ветра», подвешенный на уровне лица ребёнка. Предложить подуть сильнее, чтобы звук стал громче.
• «Шторм в стакане» - подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
• «Морской бой» - через трубочку дуть на бумажные кораблики в воде. Хорошо играть во время купания.
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Фонематическое восприятие.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Практически, мы не говорим о фонематическом слухе касательно взрослых, поскольку это и так подразумевается. Но детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха выпадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.
Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Родители часто жалуются, что у их ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах — виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
* Первый уровень — узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
1.Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?
2.Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
3.Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
4.Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
5.Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
* Второй уровень— различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
1.Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит.
2.Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.
3.Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
* Третий уровень — различение сходных по звучанию слов.
1.Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
2.Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
* Четвертый уровень — различение слогов.
1.Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
2.Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
* Пятый уровень — различение звуков.
1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
2. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
* Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза.
1.Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
2.Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
3.Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о,.ук, ку.ак).
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Напомним, что игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.Дорогие родители, хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!
Список использованной литературы:
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет.- М.: АСТ, 2018 г.
- С.Ю. Танцюра «Вместе с малышом. Игры и упражнения», ООО «ТЦ Сфера», 2015 г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1966, 1981, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование речевого развития у детей раннего возраста
Круглый стол...
Стимулирование речевого развития детей через тренировку пальцев рук
Опыт работы "Стимулирование речевого развития детей через тренировку пальцев рук"...
Совместное занятие детей с родителями на тему: «Формирование моторных навыков как способ стимулирования речевого развития».
Совместные занятия помогут избежать многих трудностей в становлении речи, так как включают в себя комплекс профилактических мероприятий: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики. ...
Стимулирование речевого развития детей раннего возраста в продуктивной деятельности
Аннотация к статьеВ статье представлены возможности активизации речевого развития детей раннего возраста в процессе освоения ими различных видов продуктивной деятельности. Материалы статьи могут...
Нейроигры как средство стимулирования речевого развития у детей младшего дошкольного возраста
Презентация заявленной темы и опыт работы....
Консультация для родителей "Нормы и отклонения речевого развития детей 2 – 3 лет. Методы стимулирования речи в домашних условиях"
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 2 - 3 лет. Так же, есть показатели, которые должны насторожить родителей....
Театрализованная деятельность как средство стимулирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность – это представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение....