Статья на тему "Развитие памяти у дошкольников" - рекомендации для родителей.
статья (старшая группа) по теме

Смирнова Надежда Анатольевна

В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Умладших дошкольников память непроизвольна. У детей среднего возраста начинает формироваться произвольная память. В возрасте 5-7 лет память детей превращается в особую деятельность, цель которой - запоминать конкрктный материал.. К концу дошкольного возраста главным видом памяти ребёнка остаётся непроизвольное запоминание материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pamyati_u_doshkolnikov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ   У        ДОШКОЛЬНИКОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

                                    Дошкольный возраст

     В этот период у детей интенсивно развивается способность к заполнению и воспроизведению. Кто-то помнит, как пускал кораблики в луже, кто-то – как ел ненавистную манную кашу в детском саду, кто-то тогда впервые пошел в зоопарк и увидел верблюда. Разумеется, у каждого человека воспоминания о дошкольном возрасте свои, тем не менее они сильны. Это подтверждается выводом учёных: дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития памяти и обучения. Память детей 3лет отличается  от памяти детей 7 лет.

     Младшие дошкольники (3-4лода). Их память непроизвольна. Это значит, что малыш не ставит перед собой что-либо запомнить и тем более не применяет для этого специальные приёмы запоминания. Он просто запоминает то, что ему интересно, что вызывает в его душе эмоциональный отклик. Ребёнок может запомнить диалог из мультфильма, если он сопереживает героям, хорошо запоминает стихотворение, если они просты и в них хорошо прослеживается рифма. В младшем дошкольном возрасте ребёнок может запомнить и сюжет несложной сказки, но для этого она должна ему понравиться.

     Средние дошкольники (4-5лет). В этот период начинает формироваться произвольная память. Для этого нужно создать игровую ситуацию. Если попросить ребёнка запомнить список из нескольких слов, он не справится с этим заданием. Но попробуйте поиграть в магазин, где он будет исполнять роль покупателя. В такой ситуации ребёнок оказывается способным запомнить большой список слов. Наряду с механической памятью развивается смысловая.

     Старшие дошкольники (5-7лет). Память превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых ребёнок активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания. Запомнить картинки ребёнку легче. Если складывать их по группам изображённых на них предметов: посуда, фрукты, одежда и т.д. Его память становится всё более подвластной ему.

       К концу дошкольного возраста главным видом памяти ребёнка  остаётся непроизвольное запоминание материала.

                            Основные особенности развития памяти

                                          в дошкольном возрасте

Память дошкольника имеет ряд особенностей:

непроизвольная память преобладает над произвольной;

  • память ребёнка приобретает интеллектуальный характер. Всё более объединяясь с мышлением и речью;
  • закладываются предпосылки того, что запоминание превратиться в особую умственную деятельность;
  • ребёнок начинает овладевать логическими приёмами запоминания;
  • благодаря развитию словесно-смысловой памяти расширяется познавательная деятельность ребёнка: он не только запоминает что-то новое, но и открывает для себя новые причинно-следственные связи нашего мира;
  • развитие произвольной памяти помогает регулировать этот процесс: ребёнок учится запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что ему может понадобиться в дальнейшем, например, для обучения в школе;
  • в дошкольном возрасте развитие памяти включается в развитие личности: от того, что ребёнок вынесет из этого периода, во многом зависит формирование его характера, жизненных ценностей и убеждений.

        Нужно постараться, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок получил как можно меньше отрицательных воспоминаний. Иначе какая-то невинная ссора малышей в песочнице может нанести ребёнку серьёзную душевную травму и в дальнейшем стать причиной трудностей общения вашего малыша с ровесниками.

                                  Руководство для родителей

       Общаясь с ребёнком, никогда не жалейте для него времени. Даже если времени у вас совсем мало. То время, которое вы отведёте для ребёнка, постарайтесь с максимальной для него пользой. В совместной игре, на прогулке, за мытьём посуды разговаривайте с ним, объясняйте, что вы делаете, комментируя ваши действия. Потихоньку привлекайте ребёнка к трудовой деятельности, давая ему посильную работу. Многие дети с радостью  откликаются на просьбы родителей, охотно помогают им: убрать за собой посуду, донести пакет с хлебом. Всё это фиксируется в памяти ребёнка, развивает в нём такие положительные качества, как желание помочь другому человеку, трудолюбие, терпеливость.

          Чтение книг, пересказ сказок, заучивание стихотворений способствует развитию не только словесной, но и образной, а так же эмоциональной памяти

           Развитию двигательной памяти способствуют подвижные игры. В подвижной игре ребёнок учится соблюдению правил, следит за их выполнением другими сверстниками. Подвижные игры помогают детям сбросить накопившуюся после интеллектуальных упражнений энергию.

            В дошкольном возрасте развитию памяти способствуют наблюдения. Например: вы хотите, чтобы ребёнок запомнил, как выглядит муравей. Тогда вы должны:

  • обратить внимание ребёнка на разные стороны объекта: какое это животное (это насекомое), какой его размер (маленький), цвет (коричневый);
  • показать отличие от других насекомых;
  • организовать деятельность ребёнка по изучению этих характеристик: показать муравья на картинке и в живую.

         Чтобы ребёнок хорошо запомнил какую-то  информацию, необходимо многократное повторение.

          Развивая память ребёнка,  старайтесь привлекать все органы чувств – не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус.

                                                Простые правила

        Память ребёнка можно развивать и тренировать, руководствуясь простыми правилами:

  1. Любое интеллектуальное упражнение усиливает питание мозга и повышает общий тон его деятельности. Развитие памяти тесно связано с развитием других познавательных процессов, таких как мышление, ощущение восприятие.
  2. Всё, что хорошо для здоровья человека, хорошо и для памяти. Сюда относятся; правильное питание, определённая физическая нагрузка, полноценный отдых, сон. Для ребёнка также крайне важен режим дня: когда взрослый организует его жизнь, помогает ему выполнять одни и те же действия в одно и то же время: чистка зубов, мытьё рук перед едой.
  3. Активному запоминанию способствует заинтересованность в данном материале, понимание этой информации, сосредоточенность и свобода посторонних мыслей. Для развития произвольной памяти у дошкольника важно, чтобы ребёнок понимал, зачем нужно что-то запоминать.
  4. Запоминать необходимые сведения ребёнку помогут различные приёмы запоминания: смысловое соотнесение, группировка, классификация, схематизация, соотнесение с ранее известным.

        Занимаясь с ребёнком, всегда будьте готовы ему помочь. Если вы задаёте ему вопрос, а он не может на него ответить, отвечайте сами. Он услышит правильный ответ раз, второй, а на третий раз сможет ответить вам самостоятельно. Когда ребёнок не хочет играть с вами, то начинайте играть сами. Хвалите ребёнка не только за успех, но и за старание. Многие упражнения с ребёнком можно проводить на прогулке или дома, сидя на ковре или на диване. Но работать с карточками, картинками, писать и рисовать нужно сидя за столом. Поэтому в целях профилактики искривления позвоночника  соблюдайте следующие гигиенические нормы.

    Рост ребёнка

    Необходимая

   высота  стола

 Необходимая

  высота стула

        85-100см

          40см

         22см

      100-115см

          46см

         26см

      115-130см

           52см

         30см

 

                              Успехов  Вам!

Литература:

 Немов Р.С. Психология. М., Владос,  2008.

Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе. М., Айрис-пресс, 2007.

Шквыря Ж Развиваем память. М., Мой мир, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие произвольной памяти у детей старшего возраста посредством малых форм художественной литературы"

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности (Леонтьев, А.Н.).Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем разви...

Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

Статья "Развитие слуховой памяти дошкольника"

В статье подчеркивается необходимость  развить у ребенка с дошкольного возраста слуховое восприятие и память,умение внимательно слушать и запоминать....

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

Статья: "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"

В статье приведены примеры игр для развития памяти дошкольника...

Статья "Музей – хранилище памяти прошлого"

Статья о значении музея в воспитании детей....

Статья "Развитие речи слабослышащих дошкольников – рекомендации для родителей"

Развитие речи слабослышащих дошкольников –рекомендации для родителейРебенок, страдающий нарушением слуха, не способен к полноценному общению посредством речи с окружающими. Он приходит в специал...