Образовательная деятельность: «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Зайцева Светлана Алексеевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность: «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»

 Цель: уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и  травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес , бережное  отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; игра по сказки; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса»,  «Волк»; изготовление полосок для экологических цепочек, написание совместно с детьми письма – приглашения серому волку.

Материал: фланелеграф, контурные изображения лесных цепей питания, картина «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев»; полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом.

Словарная работы: лесные цепи, равновесие, питание, гомон.

                                  Ход образовательной деятельности

Рассказ воспитателя

- Каких животных называют хищными, каких – травоядными и почему?(Хищники – это животные, у которых острые зубы, хорошее чутьё, острое зрение, чуткие уши. Всё это помогает им охотиться на других животных. Травоядные – это животные, которые поедают растительную пищу.)

      Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса: «В природе всё между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники - волки». В процессе рассказа на фланелеграфе выкладывается пищевая цепочка : трава – зайцы – волки. Сначала кладётся самая длинная полоска – трава, далее более короткая – зайцы, наконец, самая короткая – волки.

Вопрос после рассказа

- почему длинная полоска постепенно уменьшается? Кто ест траву? (зайцы.)

- Много или мало травы съедает каждый заяц? (Много.)

- Чего должно быть больше? (Травы ложно быть больше, чем зайцев)

- А чем питается волк (Ловит зайцев.)

- Что бы стать сильным и сытым, сколько зайцев должен съесть волк?(Много.)

-Кого должно быть меньше, волков или зайцев?(Конечно, волков, чтобы им хватило зайцев на обед.)

Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.

Игра «Живая цепочка»

Две подгруппы детей самостоятельно строят «живую цепочку». Обсуждение с детьми построенной цепочки.

Письмо из леса

«Здравствуйте, дорогие друзья!

Пишут вам самые умные волки в нашем лесу – остальные писать не умеют. Мы были рады получить весточку от человека, ведь люди так редко хорошо относятся к нам.

Однажды  охотник потерялся в нашем лесу коробок спичек, на котором был нарисован красивый волк, совсем как вожак нашей стаи. Мы обрадовались, а потом узнали, что под картинкой написано: «Уничтожайте волков!»Ну как после этого доверять людям? Правда, последнее время многие из вас, что и мы, волки, нужны в природе. Случилось так , что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо- невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись, кору обглодали. Лес погибать стал, зайцы, болеют, умирают. В общем, всем плохо стало . Опомнились люди, привезли новых волков в лес, и всё со временем наладилось. Ведь у каждого в природе своя роль, и мы, хищные звери, тоже нужны.

От всей волчьей души благодарим за ваше послание.

Волки.»

- Что случилось, когда в лесу не стало волков?(Зайцев развелось видимо – невидимо. Они съели всю траву, обглодали кору с деревьев. Лес стал погибать, а зайцы болеть).

- Почему люди вернули волков в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев.)

-  Что измениться с уменьшением зайцев?(Лес возродиться, восстановиться количество травы.)

- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны. )

Рисование (по выбору)

  1. Необычное дерево, состоящее из геометрических фигур; Дать ему название;
  2. Необычное животное, которое никто не видел; Дать ему имя, описать повадки.

Итог занятия

Всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Живые яблочки на ветках»

Задачи:  1. Расширить представление детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Учить детей передавать свои набл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в сраршей группе (ФЦКМ) "Живая природа"

Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить ...

Конспект НОД по природному окружению "Кто главный в лесу? Живые цепочки".

Помогает детям разобраться в живых цепочках леса....

Конспект образовательной деятельности "Москва- главный город нашей Родины"

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности «Мама- главное слово» (старший дошкольный возраст)

Конспект ОД предназначен для детей старшего дошкольного возраста....