Познавательно - творческий проект "Шкатулка Самоцветов"
проект (старшая группа) на тему
Опыт работы с детьми показывает, что, к сожалению, дети редко обращаются к книге. Родители мало читают детям, предпочитая чтению просмотр детьми мультфильмов и компьютерные игры. С творчеством писателей - земляков семьи знакомы недостаточно. «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной, людьми, прославившими Урал, через обращение к книге - основному хранилищу народной мудрости . Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект проекта. | 155.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
ДЕТСКИЙ САД №501
620041, г. Екатеринбург, ул. Советская, д. 19а
Открытый урок чтения
Тема: Шкатулка самоцветов
(к 290-летию города Екатеринбурга)
Екатеринбург – 2013
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познавательно-творческий проект "Шкатулка самоцветов"
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуальность
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании ребенка. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский; С.Л. Рубинштейн; Л.С. Выгодский; Е.И. Тихеева; Е.А. Флерина; А.В. Запорожец; О.С. Ушакова и др.).
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.
Детская литература, как часть общей литературы, является искусством слова.
Её особенности определяются воспитательно–образовательными задачами и возрастом детей. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, на обогащение литературного опыта, потребности рассматривать иллюстрированные книги. Читательский опыт начинает закладываться в детстве, когда наиболее ярко проявляется способность воспринимать художественные произведения с помощью слуха, зрения, осязания, воображения; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако, чуткость к прочитанному не возникает сама по себе, она зависит оттого, что именно, как часто, и каким образом читают детям. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает. Основная задача взрослых привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей в поиске понравившейся книги.
Опыт работы с детьми показывает, что, к сожалению, дети редко обращаются к книге. Родители мало читают детям, предпочитая чтению просмотр детьми мультфильмов и компьютерные игры. С творчеством писателей - земляков семьи знакомы недостаточно. «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной, людьми, прославившими Урал, через обращение к книге - основному хранилищу народной мудрости . Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников
Вид проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.
Сроки: с 30.09.2013 по 15.10.2013
Участники: дети всех возрастных групп, родители, воспитатели групп, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ФК
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация, художественное творчество, музыка, физическое развитие
Цель проекта:
формирование коммуникативных и речевых умений детей дошкольного возраста на основе работы с детской книгой; развитие свободной творческой личности ребёнка; приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений, воспитание любви к родным местам, к малой родине.
Задачи:
1.Познакомить детей с жизнью и творчеством П. П. Бажова,
2. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений.
3. Совершенствовать навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений.
4. Развивать у детей интерес к заучиванию поэтических произведений.
5. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
6. Развивать речь как средство общения; учить строить высказывания. Обогащение и активизация словаря. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
7. Развивать познавательную активность, творческие способности дошкольников.
8. Воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства; интерес к культуре родного края; уважение к людям, прославившим наш край.
9. Расширять представления родителей о детской литературе.
Обеспечение: сказы П. П. Бажова; иллюстрации к сказам, литература, репродукции картин, рисунков, мультфильмы по сказам П. П. Бажова; аудиозаписи песен о городе Екатеринбурге и Урале, методическая литература, презентации.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к творчеству П. П. Бажова, к детской книге;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- развитие выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- формирование чувства гордости за свой родной край и город;
- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Продукт проектной деятельности:
- детско-родительский альбом «Россыпь самоцветов» (герои сказов П.П. Бажова в театре и кино, станковом и монументальном искусстве, скульптуре и мелкой пластике, декоративно-прикладном творчестве);
- музыкально-литературное развлечение «Шкатулка самоцветов»;
- книжно-иллюстративная выставка «Сверкающий самоцвет литературного Урала»;
Презентация проекта:
- выставка детско-родительских альбомов «Россыпь самоцветов»;
- музыкально-литературное развлечение «Шкатулка самоцветов»;
- презентация проекта на сайте МБДОУ-детский сад № 501 и социальной сети работников образования http://nsportal.ru/
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Срок. | Содержание. | Задачи. |
1-й этап — Подготовительный. | ||
30.09.2013-02.10.2013 г. | Беседа «Наша малая Родина». | Сформировать представления о родном крае. Познакомить с историей, с богатствами земли уральской. Воспитывать чувство гордости за свой народ, прививать любви к своему краю. |
Подбор литературы и иллюстративного материала. | Пополнение библиотечки дошкольной группы книгами П. П. Бажова. | |
Знакомство с биографией П. П. Бажова | Знакомить детей с биографией и творчеством П. П. Бажова. Воспитывать гордость за талантливых земляков, которые прославляют наш родной край. | |
Чтение произведений П. П. Бажова рассматривание книг, иллюстраций по произ- ведениям. Словарная работа . | Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений. Совершенствовать навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений. | |
2-й этап - Практический. | ||
03.10.2013- 10.10.2013 г. | Оформление книжно-иллюстративной выставки «Сверкающий самоцвет литературного Урала» | Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. |
Сюжетно - ролевая игра «Библиотека». | . Учить выбирать любые предметные способы решения игровых задач: обобщённые игровые задачи и действия с предметами-заместителями, игровые действия с воображаемыми предметами. Учить детей правилам пользования книгами. | |
Музыкальная деятельность. | Знакомство и разучивание песни о Екатеринбурге | |
Разучивание стихов к музыкально-литературному развлечению | Помочь детям понять содержание стихотворения. Учить читать его выразительно. | |
Беседа о прочитанных совместно с родителями произведениях П.П. Бажова | Учить самостоятельному рассказу о прочитанном, давать оценку произведению. | |
3-й этап - презентация проекта. | ||
11.10.2013-15.10.2013г. | Выставка детско-родительских альбомов «Россыпь самоцветов». | Показать возможности отражения образов героев П.П.Бажова в разных видах и жанрах искусств. |
Музыкально-литературное развлечение «Шкатулка самоцветов | Систематизировать знания детей о литературном творчестве П.П.Бажова, о родном городе Екатеринбурге. | |
Анализ результативности. Презентация проекта в Интернете. | Проанализировать, добились ли в результате реализации проекта того, что ожидали от него. Актуален ли и эффективен метод проектирования по ознакомлению с творчеством писателей на практике. | |
Работа с родителями. | ||
В течение срока проекта | Анкетирование родителей. | Выявить уровень увлечения чтением в семье. |
Оформление информационных стендов о творчестве П.П.Бажова, возможностях разных видах искусств в раскрытии образа героев. | Познакомить с биографией и творчеством П.П.Бажова . Оказание информационной помощи родителям по проекту. | |
Сбор материала для детско-родительских альбомов «Россыпь самоцветов». | Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми. |
Анкета для родителей. «Традиции семейного чтения»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.
1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?
2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?
3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)
o – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;
o – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:
o – чтение вслух для всех членов семьи;
o – книги для каждого члена семьи отдельно;
o – когда все члены семьи заняты чтением;
4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?
5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?
6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?
7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?
8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.
9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?
10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?
11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)
12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?
13. Самая «старая» книга
14. Последняя книга, купленная Вами.
Музыкально-литературное развлечение в поддержку Открытого урока чтения – 2013, заключительное мероприятие проекта "Шкатулка самоцветов»
(к 290-летию города Екатеринбурга).
Подготовительная группа.
Цель: формирование понятие общечеловеческих ценностей на основе творчества П.П. Бажова.
-приобщать детей к литературе и истории родного края;
-прививать любовь и интерес к богатой природе Урала;
- воспитывать уважение к людям труда.
Задачи:
Обогащать и активизировать знания детей о родном крае, о творчестве П.П.Бажова;
Развивать интерес и стремление изучать и знакомить с родным краем;
Развивать речь, память, мышление, активизировать словарь;
Воспитывать любовь, бережное отношение к малой Родине.
Место проведения: музыкальный зал.
Предварительная работа (Работа по плану проекта «Шкатулка самоцветов»:
-заочная обзорная экскурсия по городу, по Бажовским местам, экскурсия с родителями по Г. Екатеринбургу, подбор информационного и иллюстративного материала детьми совместно с родителями и воспитателями, беседы, рассказы о достопримечательностях, истории города. Знакомство с биографией и творчеством П.П. Бажова и его произведениями. Беседа о природных богатствах Урала, о культурных традициях края, словарная работа.
Ход:
Ребята входят в зал под музыку. Звучит музыка «С днём рождения Екатеринбург».
Вудущий:
-Ребята, сегодня мы с вами собрались в том порадном зале, чтобы поздравить наш любимый город Екатеринбург с днём 290- летия! И в подарок приготовили ему славную малахитовую шкатулку полную уральских самоцветов.
Давайте начнём поздравления со стихотворения о нашем городе таком молодом, быстро строящемся, стремительно развивающемся. Кто вспомнит как родился наш Екатеринбург?
Выступление ребёнка:
-История Екатеринбурга начинается с 17 века. Екатерина ii издала указ – построить сначала завод на реке Исеть, где из железа делали разные детали и станки. Основателями города Екатеринбурга были Вильгельм Де Генин и Василий Никитич Татищев. В центре нашего города стоит памятник в их честь.(на экране слайды с видами Екатеринбурга фотографии от современных видов до старых фотографий и иллюстраций с видами старого Екатеринбурга)
Чтение стихотворения:
Гимн Екатеринбурга
Город ласковый и гордый
На Исети сотворён
Под весенние аккорды
С незапамятных времён.
Пусть дома растут до неба,
Бушуют скверы от цветов,
И признаюсь, где бы не был,
Ты всех прекрасней городов.
Город рос и возродился
Под колокольный гул церквей
Гордо в небе отразился,
И стал красивей и добрей.
Екатеринбург делами молод,
Здесь живёт моя семья,
Это мой любимый город,
Это Родина моя.
(во время чтения показ слайдов 2-3, под конец 4 слайд – старого города)
Ведущий
- Ой, что-то не то. Похож ли он на этих картинках на сегодняшний Екатеринбург? (нет) Мы с вами оказались в прошлом. (Открываем крышку шкатулки) И шкатулка пуста, Что-же случилось, где мы оказались?
Выходит Хозяйка Медной Горы
- здравствуйте, ребята, а оказались вы на Седом Урале, в царстве Хозяйка Медной горы. Что то вид у вас потерянный, потеряли что-то?
Ведущий
Здравствуй, Хозяйка медной горы! Расскажите ребята, что мы тут ищем?
(дети читают стихи про самоцветы, сопровождение презентация камней-самоцветов)
Дети читают стихи:
Интересно, знают дети,
Что такое самоцветы?
На Урале проживая,
Знают дети или нет,
Что волшебным называют
Каждый камень самоцвет?
Тот, кто любит аметист,
Дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь,
Носит камешек — сапфир.
Кто секрет хранить умеет,
Кто таинственно молчит,
Тот всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек —
Темноглазый малахит.
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень — яшма —
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор —
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер.
На закат похож гранат,
На восход похож агат,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят...
На Урале самоцветы,
Самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
Ты немного тоже знал.
(во время чтения стихов показ слайдов)
Ведущий:
Молодцы ребята. И это ещё не про все каменья мы рассказали. Мы хотели Екатеринбургу приподнести в подарок.
Хозяйка:
Ну этого богатства у меня много – постараюсь вам помочь! Только самоцветы у меня волшебные в руки просто так не даются. Открываю я свои богатства только умным талантливым ребятам. Вы такие? Приведет вас в моё царство великий полоз. Беритесь все за руки и следуйте по его следу, кто оступится тот пропадет. (слайд)
Хозяйка
Посмотрите как красивы здешние места – скалы, луга, вековые деревья. Но лучше всего об этих местах написал П.П.Бажов. (слайды).
Вот мы и дошли до моего царства, спускайтесь (садятся на стульчики) (слайды)
Сейчас проверю как вы внимательно про край читали. Ответьте на вопросы моих ящерок.(выходят ящерки 3 девочки) – загадывают загадки:
Увидел однажды Данила,
И с этой самой поры,
Тянет в пору какая то сила
Не мил ему белый свет
Хочет увидеть он…. (Хозяйку Медной Горы) слайд
Кто то сидит у окошка в избушке,
а маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем-каменья летят
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка…. (Дарёнка) слайд
Как куклёнка девочка,
Спляшет вам с припевочкой
Появляется в огне.
Как зовут? Скажи-ка мне? (Огневушка – поскакушка) слайд
Хозяйка :
А вот она и сама явилась, не усидела на месте, увидев таких гостей.
Музыка, танец Огневушки-Поскакушки.
Хозяйка:
А кто ребята помнит как козлёнок бил копытцем (мальчики выходят и бьют копытце, в это время Хозяйка рассыпает камни )
Девочки-Даренки, собирают камни в шкатулку.
Ведущий:
- Ребята какие вы молодцы, давайте поздравим наш славный город Екатеринбург с юбилеем (слайд)
Ребёнок читает стих:
Есть город на Урале
Которым мы гордимся.
А кто здесь побывает,
Тот сможет нас понять.
Его ведь называют уже третею столицей!
Растёт и хорошеет он. Века ему стоять!
И пусть пройдут столетья… Другие поколенья
Надёжно эстафету свою передадут!
Будь, город наш, опорой
Урала и России,
Расти и развивайся,
Град Екатеринбург!
Голос за кадром (город Екатеринбург)
-спасибо за поздравление, очень приятно, что подрастает такое смышленое поколение. Вы самые умные и талантливые ребята! Ваши самоцветы очень важны для меня. Немало сил вы приложили, чтобы их собрать: собирали, читали, танцевали: самые драгоценные самоцветы – это люди прославили наш край. Будем вместе расти и развиваться. А теперь всем праздновать…….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой
Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Конспект НОД по познавательному развитию "Уральские самоцветы"
Конспект НОД по познавательному развитию "Уральские самоцветы"...
Познавательно-творческий проект "Создание развлекательно-познавательного журнала для детей и их родителей "Пчёлки"
Создание журнала для детей и их родителей....
Познавательно-творческий проект по познавательному развитию
Паспорт проекта.Геометрическии фигуры....
Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)
Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие...
Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...