«О тьюторстве, мультфильмах и культуре детства…»
статья по теме
Авторское эссе - размышления о педагогической деятельности в общем и в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое эссе
«О тьюторстве, мультфильмах и культуре детства…»
Марина Александровна Анощенкова,
учитель – логопед ГБОУ д/с № 2572, Москва.
«Иногда не стоит торопиться.
Если видишь красивое, если видишь хорошее – остановись»
(Г.Цыферов «Паровозик из Ромашкова»)
Старый добрый мультфильм. Когда-то это была для меня просто удивительно нежная сказка. А сегодня – копилка педагогического мастерства.
Начиналось все просто: в ноябре 2009 года в нашем детском саду были открыты инклюзивные группы. Для того чтобы реализовывать инклюзивную практику, нужно было изучить опыт других учреждений, и, конечно, нужны были новые знания. Меня, педагога дополнительного образования студии художественного творчества, направили на курсы повышения квалификации по теме «Технологическая школа тьюторства».
Курсы оказались, на мой взгляд, уникальными. На первом же занятии нам предложили посмотреть тот самый мультфильм «Паровозик из Ромашкова» и определить, какими же педагогическими методами и приемами пользовался этот «странный» паровозик. Мы с коллегами были рады, что «нашли» множество традиционных, дидактических приемов. И каково же было удивление, когда преподаватель показала нам, что никакой дидактики в мультфильме нет.
Этот самый паровозик стал отправной точкой в изменении направления моей педагогической деятельности. Каждый из пассажиров имел возможность выбора. Да и то, что машиниста в нем не было, тоже оказалось знаковым. Получалось, направлять и руководить не всегда необходимо. Иногда достаточно просто показать, что тебя в данный момент что – то удивило, обрадовало или даже огорчило. А каждый из тех, кто рядом, сделает свои собственные выводы. И все они будут правильными, потому что любой из нас имеет право на свое отношение к чему бы то, ни было.
С курсов я вернулась другим педагогом. Работать, как раньше уже просто не получалось. Программу по дополнительному образованию нужно было переделать. Но как? Теперь каждое занятие в студии, где мы с ребятами занимались творчеством, я начинала с вопроса: «А что бы вы хотели сегодня сделать?». Скоро поделками из соленого теста, ткани, картона, природных материалов были заполнены все выставки детского сада, ребята отнесли домой большое количество сувениров. А что же дальше?
Помогла моя племянница, которая посещала наш детский сад. На телеканале «Карусель» она увидела передачу про мультстудию и спросила, можем ли мы дома сделать мультфильм. Я же предложила ей спросить у ребят в группе, может быть им будет это интересно. Так, мы стали изучать процесс мультипликации. А потом придумали использовать в мультфильме фигурки из соленого теста. Сочиняли коллективные сказки разной тематики, снимали по ним мультфильмы. И даже попробовали слепить пластилиновую сказку. Когда организовывали презентации мультфильмов, приглашали и взрослых. Педагоги тоже не отставали от детей и подарили им свой мультфильм о разных видах спорта. А теперь наш паровозик приглашает в путешествие и родителей воспитанников.
Размышляя над понятием «Культура детства», вновь возвращаюсь к своему любимому паровозику. «Не стоит торопиться» подготовить детей к взрослой жизни, не стоит пытаться дать им как можно больше знаний, которые как нам кажется, будут им полезны. Наверное, нужно дать им возможность самим увидеть что-то красивое и хорошее рядом. Только… «не стоит торопиться».
В конспектах по педагогике двадцатилетней давности читаю: «Игрушка – это специфический предмет, предназначенный для игр и иного жизненного предназначения у него нет». Так ведь и с детством: нет у него другого предназначения - игра, исследование, пробы и ошибки. И все это основано на собственном интересе. Когда ребенку что-то интересно, он найдет способы узнать об этом. (Несомненно, взрослый поможет, но его деятельность должна быть все-таки результатом запроса ребенка.)
Сегодня я учитель – логопед, и увлечение тестопластикой, художественным творчеством и мультипликацией помогает мне и моим маленьким воспитанникам в работе над правильной, красивой речью. Ведь в мире многое связано, особенно если что-то очень интересно.
Конечно, я показала любимый мультфильм и прочитала сказку своему маленькому сыну. Ему паровозик тоже понравился, потому что «он умеет замечать красоту». Теперь в нашей семье есть традиция: утро начинается с того, что каждый из нас (сын, папа и мама), ищет что-то красивое и хорошее по дороге в детский сад. Возможно, что оно было на этом же месте и вчера, просто вчера мы… чуть – чуть поторопились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторство - новый инструмент повышения педагогической культуры в условиях реализации ФГОС ДО
Одним из направлений плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание кадро...
Проект в подготовительной группе «Мультфильмы детства мам и пап»
Современные дети растут на современных мультфильмах и фильмах, и это естественно. Но, к сожалению, не все современные детища кино- и мультиндустрии достойны быть увиденными детьми. Непонятные существа...
Мультфильмы – радость детства.
Мультфильмы – радость детства.Беседа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, родителей и детей....
Исследовательская работа "Детство под угрозой? Польза и вред детских мультфильмов"
Исследовательская работа "Детство под угрозой? Польза и вред детских мультфильмов"...
Мультфильм "Правила дорожные с детства знать положено"
В нашей мультстудии был создан мультфильм. посвященный правилам дорожного движения. При создании мультфильма дети вспомнили знакомые им и познакомились с новыми правилами дорожного движения. Они участ...
Конспект занятия «Мультфильмы – радость детства»
Мультфильмы – радость детства! Приятное соседство! Открывают мир иной еереальный и смешной!...
Традиции русского фольклора в современной культуре детства
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, ...