Применение проектного метода в образовательном процессе ДОУ
статья на тему
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов. Реализация метода проектов в ДОУ способствует активизации познавательной деятельности детей, формированию у них умений и навыков учебного и коммуникативного характера, развитию творческой активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение проектного метода в образовательном процессе ДОУ
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов.
Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования.
Людмила Алексеевна Пьянкова дает такое определение проекта.
Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы и представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития [1].
Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [2].
Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.
В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.
Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность ;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода " мозговой атаки", " круглого стола", статических методов, творческих отчетов, просмотров и др.).
В ДОУ применяются следующие виды проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролевое-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
Реализация проекта предполагает несколько этапов.
1. Подготовительный: определение проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта.
Педагог, изучив тематику проекта, помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, поддерживает его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Ненавязчиво вовлекает родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
2. Деятельностный - разработка проекта (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка).
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта, определить задачи, основные мероприятия по реализации проекта.
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Педагог вводит детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
4. Завершающий - подведение итогов – определение задач для новых проектов (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом).
Процесс использования проектного метода в ДОУ имеют свою специфику, например, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом участие родителей здесь минимальное, опеки и помощи должно быть в меру. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он должен помнить главный принцип в работе с дошкольниками, это учет их возрастных особенностей, создавая разнообразные условия для стимулирования их интереса и формирования мотивации на деятельность детей. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.
Успешное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе возможно при постоянном профессиональном самосовершенствовании педагогов: повышении профессионального мастерства, творческого потенциала, умения анализировать и прогнозировать. Неотъемлемой частью в этой работе является также привлечение родителей и укрепление взаимодействия с семьями воспитанников.
Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая , продуктивная деятельность детей , в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Реализация метода проектов в ДОУ способствует активизации познавательной деятельности детей, формированию у них умений и навыков учебного и коммуникативного характера, развитию творческой активности.
Березовская И.Ю.,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 80»
Список литературы:
1. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ. Пьянкова Л. А.- «Вестник ТГПУ»
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авторы - составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ в реализации проектного метода в образовательном процессе ДОУ
В материале изложен метод проектно-ориентированного обучения и алгоритм построеения будущей презентации по итогам проектной деятельности. Рассказывается о важности организованной работы с ...
Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"
Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"...
Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения.
На сегоднешний день система развития дошкольного образования находится в ситуации изменений: на первый план выходит развитие интегративных качеств личности ребйнка. Поэтому обязател...
Проектный метод в образовательном процессе при взаимодействии ДОУ и семьи
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...
О.Г. Зайчикова "Применение проектной деятельности в образовательном процессе ДОО"
За время работы в МАДОУ Д/с № 200, мной была создана серия проектов в виде экологических и познавательных галерей в рамках детского сада, представленны в виде предметно пространственной развивающей ср...
«Применение проектной технологии в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС »
laquo;Применение проектной технологии в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС »...
«Применение проектной технологии в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС»
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...