Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста
статья на тему
Краткое описание здоровьесберегающих технологий, применияемых в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovsberegayushchie_tekhnologii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии
в развитии детей дошкольного возраста»
Серепенкова Марина Викторовна
воспитатель МБДОУ детский сад № 345 г.о. Самара
Введение
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.
В соответствии с ФГОС вся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
-организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
-организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;
-организация профилактических мероприятий в детском саду;
-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования. С приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
2. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- утренняя гимнастика
- гимнастика для глаз
- воздушные процедуры
- пальчиковая гимнастика
-дыхательная гимнастика
- гимнастика пробуждения
- подвижные игры
- ходьба по массажным дорожкам
- закаливание
- артикуляционная гимнастика.
Утро в нашей группе начинается с утренней гимнастики.
Цель: создать у детей хорошее настроение, поднять мышечный тонус. Утренняя гимнастика проходит под музыку.
Используем разные виды гимнастики:
- игровую
- сюжетную
- ритмическую.
Преимущество проведения гимнастики под музыку заключается в том, что дети знают, что под определенную музыку необходимо выполнить определенные упражнения: нужно одеть и приготовиться к зарядке, если зазвучала знакомая мелодия или песенка. Это их дисциплинирует. Настроение у ребенка улучшается, капризы исчезают, поведение стабилизируется.
Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем "ежики".
В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхание, которые необходимы для восстановления дыхания. Дыхательные упражнения способствуют полноценному физическому развитию и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
В конце занятия используем такие речёвки:
- По утрам зарядку делай - будешь сильным, будешь смелым!
- Если день начать с зарядки, дальше будет все в порядке!
- Все у нас хорошо, все у нас в порядке,
Потому что по утрам делаем зарядку!
Ежедневно проводим гимнастику после сна.
Цель – поднять мышечный тонус детей, настроение. Комплекс гимнастики после сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Гимнастику после сна мы проводим в постели и заканчиваем упражнениями на дыхание. Такая гимнастика носит игровой характер. Также после сна мы проводим самомассаж. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам (умывание прохладной водой).
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Но у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения. Точечный массаж — элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1-2 мин. Каждое упражнение повторяется 8-10 раз.
Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Точечный массаж проводится в период повышенной заболеваемости ОРВИ.
Хорошо зарекомендовал себя оздоровительный кислородный коктейль, который применяется для всего контингента детского сада. Это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, зрение, способствует избавлению от головной боли, увеличивает выносливость.
Кроме того, в отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком; тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегченной одежде (при температуре не ниже 18-20 градусов); проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной комнате; организуем дневной сон без пижамы (в майках), если температура в спальне составляет 18 градусов и выше; организуем ходьбу по дорожке здоровья, по массажному коврику после дневного сна.
В нашей группе уделяется внимание и водным процедурам.
- Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и тела. По окончании водной процедуры каждый ребенок самостоятельно вытирается полотенцем.
- Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приема пищи, постепенно снижая температуру на 1 градус, доводя до 18 градусов.
В течение дня неоднократно проводим различные подвижные игры, как в группе, так и на улице.
Таким образом, подготовка к ЗОЖ ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Список использованных источников:
- Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
- Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
- Тимошкина О.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Медработник дошкольного образовательного учреждения, №8, 2013
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
- Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры
Всем известно, что здоровье человека начинается с самого рождения. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства....
Роль здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...
«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста»
Мой личный опыт о применениях здоровьесберегающих технологий....
Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры
Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игрыДошкольная педагогика рассматривает игру как одно из средств всестороннего развития детей. Нельзя го...
Игровые и здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста
Игровые и здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста...
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
«Использование кинезиологических упражнений в качестве нетрадиционного метода здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ НЕТРАДИЦИОННОГО МЕТОДА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Матвиенко Анна Ивановна, педагог-психолог...