Потребность ребёнка в общении со взрослыми
статья по теме
С самого рождения ребенок общается со взрослыми и нуждается в общении со взрослыми. Сначала- это мама, которая нужна ему как воздух. Он улыбается именно ей, плачет и чаще всего успокаивается на руках у мамы,потому что именно мама в первые месяцы жизни малыша постоянно разговаривает с ним, ласкает его, ловит на себе его неосозннаный взгляд. Потребность во внимании мамы - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
essu.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
С самого рождения ребенок общается со взрослыми и нуждается в общении со взрослыми. Сначала- это мама, которая нужна ему как воздух. Он улыбается именно ей, плачет и чаще всего успокаивается на руках у мамы,потому что именно мама в первые месяцы жизни малыша постоянно разговаривает с ним, ласкает его, ловит на себе его неосозннаный взгляд. Потребность во внимании мамы - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь.
Подрастая, ребенок все больше и чаще старается привлечь к себе внимание взрослых членов семьи. Это уже не только мама ,нужно внимание папы ,дедушек и бабушек. Очень часто ревностно относится к тому ,что внимание взрослых уделяется другим деткам.
Если в семье складываются не совсем доброжелательные отношения,то чаще всего такой ребенок замкнут, не легко идет на контакт. Для малыша это очень вредно, дело в том, что в положительном общении с членами семьи закладывается основа будущего развития личности ребенка - его доброе отношение к окружающемум, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе.
Ребенок который воспитывается в спокойной ,доброй обстановке,получает в достаточной степени родительской любви ,заботу,нежность легче адаптируется в окружающей среде.
При общении со взрослыми у ребенка формируется характер. Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Ведь не даром в народе говорят «Что посеешь,то и пожнешь».
Поэтому мое мнение: если мы хотим чтобы у нас вырос добрый послушный замечательный малыш ,то мы должны сами создавать теплую и спокойную обстановку в первую очередь в семье.Уделять ребенку максимум внимания , и не уходить в сторону от общения с ним. Ситуативно-личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни. В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка.
Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. В этом возрасте складывается новая форма общения ребенка с взрослым - ситуативно-деловая и связанная с ней потребность в деловом сотрудничестве. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.
Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения - дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Значение такого общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем.
Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами: ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.
Во-вторых, здесь начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.
В-третьих, в ситуативно-деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово. Причем эту задачу - сказать то или иное слово - опять же ставит перед ребенком только взрослый. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции - речь. Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь - это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным.
Существует две формы внеситуативного общения - познавательная и личностная.
Для познавательного общения ребенка с взрослым характерны:
хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;
потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.
для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:
потребность во взаимопонимании и сопереживании;
личностные мотивы;
речевые средства общения.
Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. - и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.
Конечно, наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший, например, внеситуативно-личностной формы общения, должен только и делать, что разговаривать с взрослым на личностные темы. В реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения, которые вступают в действие в зависимости от ситуации. Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует и варьирует деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком. Но уровень развития общения определяется по высшим достижениям ребенка в области общения. Показателем развития общения является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации и от партнера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Основные формы общения ребёнка дошкольного возраста со взрослым"
Общение ребенка со взрослым начинается уже у первых недель его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша но и основным источником его психологического развития. В пр...
Статья "Развитие потребностей в общении со взрослыми ребенка раннего возраста"
Статья посвящена вопросу развития потребности ребёнка раннего возраста в общении со взрослыми....
Общение со взрослыми как условие речевого развития ребёнка раннего возраста
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....
Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...
Доклад «Социальная мотивация: потребность в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне».
Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё последующее его ...
«Взаимосвязи ребёнка с внешним миром». Диагностика форм общения со взрослым.
Определение ведущей формы общения у ребёнка. Цель методики: определение ведущей формы общения ребёнка со взрослыми, выявить уровень сформированности коммуникативной деятельности.Провед...
« Обучаем ребёнка правилам общения с незнакомыми взрослыми на улице.»
Всех , без исключения, родителей волнует вопрос безопасности детей как на улице так и дома. Они пытаются ...