Доклад «Социальная мотивация: потребность в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне».
статья

Шуклина Анастасия Алексеевна

Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё последующее его развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Социальная мотивация: потребность в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне».

        

        Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё последующее его развитие. Социальные мотивы, ещё называют мотивами социального сотрудничества, состоят в том, что ребёнок не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослыми  и сверстниками, постоянно совершенствовать эти формы. Социальная мотивация, является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

К социальным мотивам относятся:

- стремление быть грамотным человеком,

- быть полезным обществу,

- желание выполнить долг,

- чувство ответственности,

- стремление получить одобрение старших,

- добиться успеха,

 - стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми и сверстниками в группе.

В старшем дошкольном  возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи.

К концу дошкольного возраста ребёнок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения. Обогащение представлений о самом себе ведёт к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании.

Свою работу, по формированию устойчивой социальной мотивации мы проводим в рамках всех образовательных областей, но  больше всего опираемся  на  образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Поскольку задачи  этого раздела направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального  интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.

Хочется остановиться на таком направлении как «развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками» (потребности в общении).

 Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Особую важность эта проблема сформированности коммуникативной сферы приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребёнком показывает наличие определённых нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу.
В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия ребёнка с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником.

А, сейчас предлагаю просмотреть «Коммуникативную игру «Нос к носу»

«Нос к носу»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу, развитие уважения в общении.

Содержание. Дети стоят парами в кругу, под музыку дети  взявшись за руки танцуют.  По команде взрослого, например, «нос к носу»  они   касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.

«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

Приобретения эмоциональной сферы ребёнка, сделанные благодаря общению, не остаются в пределах только коммуникативной деятельности, а обогащают личность в целом.

Специальное же формирование положительных эмоций детей в ходе общения с ними взрослого приводит к быстрому повышению уровня всех его переживаний; в частности, обостряет их познавательные эмоции, повышает удовольствие от мелодичных звуков, ярких красок, причудливых форм, которые при дефиците общения оставляют детей равнодушными.

Таким образом, через общение можно влиять на обогащение эмоций и чувств детей в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление потребности в общении со сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками....

Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым

Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.Консультация для воспитателей.          Первая отличительная особенность контактов со сверстник...

Статья "Развитие потребностей в общении со взрослыми ребенка раннего возраста"

Статья посвящена вопросу развития потребности ребёнка раннего возраста в общении со взрослыми....

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками

Термин «социализация» в целом определяется как процесс присвоения человеком социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Социализация может проходить как в условиях стихийного...

Конспект НОД №1 (Общение со взрослыми совместные игры со сверстниками под руководством взрослого)

Тема: «Наша армия.Цель: Создание условий для  закрепления  в активном словаре ребёнка слово – солдатЗадачи: Обучающие. Активизировать звуки  «у», &la...

Консультация для родителей "Формирование потребности в общении со сверстниками"

Консультация для родителей "Формирование потребности в общении со сверстниками"...

Консультация для родителей "Общение со взрослыми людьми и его влияние на развитие личности ребенка"

      Основное влияние взрослых на развитие личности детей – организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ре...