Доклад «Социальная мотивация: потребность в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне».
статья
Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё последующее его развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Социальная мотивация: потребность в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне».
Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё последующее его развитие. Социальные мотивы, ещё называют мотивами социального сотрудничества, состоят в том, что ребёнок не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, постоянно совершенствовать эти формы. Социальная мотивация, является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
К социальным мотивам относятся:
- стремление быть грамотным человеком,
- быть полезным обществу,
- желание выполнить долг,
- чувство ответственности,
- стремление получить одобрение старших,
- добиться успеха,
- стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми и сверстниками в группе.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи.
К концу дошкольного возраста ребёнок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения. Обогащение представлений о самом себе ведёт к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании.
Свою работу, по формированию устойчивой социальной мотивации мы проводим в рамках всех образовательных областей, но больше всего опираемся на образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Поскольку задачи этого раздела направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.
Хочется остановиться на таком направлении как «развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками» (потребности в общении).
Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Особую важность эта проблема сформированности коммуникативной сферы приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребёнком показывает наличие определённых нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу.
В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия ребёнка с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником.
А, сейчас предлагаю просмотреть «Коммуникативную игру «Нос к носу»
«Нос к носу»
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу, развитие уважения в общении.
Содержание. Дети стоят парами в кругу, под музыку дети взявшись за руки танцуют. По команде взрослого, например, «нос к носу» они касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.
«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.
Приобретения эмоциональной сферы ребёнка, сделанные благодаря общению, не остаются в пределах только коммуникативной деятельности, а обогащают личность в целом.
Специальное же формирование положительных эмоций детей в ходе общения с ними взрослого приводит к быстрому повышению уровня всех его переживаний; в частности, обостряет их познавательные эмоции, повышает удовольствие от мелодичных звуков, ярких красок, причудливых форм, которые при дефиците общения оставляют детей равнодушными.
Таким образом, через общение можно влиять на обогащение эмоций и чувств детей в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Появление потребности в общении со сверстниками
Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками....
Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым
Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.Консультация для воспитателей. Первая отличительная особенность контактов со сверстник...
Статья "Развитие потребностей в общении со взрослыми ребенка раннего возраста"
Статья посвящена вопросу развития потребности ребёнка раннего возраста в общении со взрослыми....
Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками
Термин «социализация» в целом определяется как процесс присвоения человеком социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Социализация может проходить как в условиях стихийного...
Конспект НОД №1 (Общение со взрослыми совместные игры со сверстниками под руководством взрослого)
Тема: «Наша армия.Цель: Создание условий для закрепления в активном словаре ребёнка слово – солдатЗадачи: Обучающие. Активизировать звуки «у», &la...
Консультация для родителей "Общение со взрослыми людьми и его влияние на развитие личности ребенка"
Основное влияние взрослых на развитие личности детей – организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ре...
«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ», развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в...