Экспериментальное изучение развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
учебно-методическое пособие по развитию речи

Павлова Наталья Юрьевна

Диагностика развития речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:


Экспериментальное изучение развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Диагностика развития речи дошкольников

Речь – это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Существуют три основные функции речи:

Речь – это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.

Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.

Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи
в онтогенезе. Она возникает первоначально как средство общения и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Для определения уровня речевого развития дошкольников средствами психодиагностики был проведен эксперимент. Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе были сформированы две группы детей дошкольного возраста – экспериментальная и контрольная, по 10 человек в каждой. Затем была проведена первичная диагностика детей. Далее с детьми экспериментальной группы проводились занятия по театрализованной деятельности, а с контрольной группой-нет. На последнем этапе проведена повторная диагностика и корреляционный анализ результатов.

Для диагностики развития речи дошкольников была проведена работа по методике «Расскажи по картинке».

Эта методика предназначена для определения активного словаря ребенка. Испытуемый получает одну из четырех картинок, далее дается 2 минуты для того, чтобы он внимательно рассмотрел эту картинку. Если ребенок отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Результаты исследования показали, что из всех 20 детей ни  один не использует в речи все 10 включенных в таблицу фрагментов речи, а это говорит о том, что над развитием речи еще работать и работать.

Так же для более объективной оценки исследования развития речи дошкольников, была использована еще одна методика. Эта методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1. "Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи".

2. "Прочитай и перескажи".

Галка и голубь

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка ч-е удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы, Сова спросила:

— Вы не видели моих птенцов?

—А какие они?

— Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, педагог говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.

2. Ребенок, чашка, молоко.

3. Из, клетки, чиж.

4. Саша, лыжах, катается, на.

Для оценивания результатов исследования, использовалась шкала оценки, все данные заносились в специальные карточки.

 Так в ходе исследования было выявлено, что больше, чем у половины детей, принимающих участие в эксперименте, понимание последовательности речи находится не на высоком уровне.

Далее в процессе занятий с детьми экспериментальной группы проводились различные театральные занятия на протяжении полугода.

Во время игры в «Противоположности», детям было предложено, подобрать подходящие по смыслу противоположные слова, для описания своего любимого театрального героя (для прилагательных, существительных и глаголов).

Так же на практике действенным оказалось упражнение «Монолог картошки». Суть этого задания в том, что педагог берет сырую картошку и предлагает детям, представив, что картошка ожила, составить и рассказать от ее имени интересную историю- монолог. Подобное задание не только способствует развитию активного словаря ребенка, но и развитию мышления и воображения.

С детьми экспериментальной группы проводилось множество упражнений на формирование интереса к речевым звукам и речи. Такие как «Поехали, поехали», «Дружная семейка», «Кто в домике хозяин?» и многие другие.

Во время игры в пальчиковом театре дети занимались упражнением по развитию речи «Моя семья». Во время занятия им было предложено, надев на пальчик куклу определенного члена семьи, вести беседу или рассказ о чем-либо именно от лица этого героя, подражая его характеру и интонации, манере говорить. Подобное упражнение не только способствует у ребенка формированию интереса к речи, но и учит произносить слова по подражанию.

По прошествии полугода, была проведена повторная диагностика развития речи дошкольников теми же методами исследования. В ходе подсчета результатов, было выявлено, что у детей из контрольной группы заметна положительная динамика в развитии речи. Но у дошкольников из экспериментальной группы, где в течении полугода педагоги с помощью различных игр и упражнений театральной деятельности занимались развитием речи детей, заметно возросли показатели критериев, по которым проводилась диагностика речи.

С целью подтверждения результатов был проведён корреляционный анализ полученных результатов. Анализ проведён с помощью критерия Манна – Уитни. Он предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного и позволяет выявлять различия между малыми выборками.

Таблица – 1 Результаты корреляционного анализа по критерию Манна - Уитни

Факторы

«Расскажи по картинке»

Методика № 2

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Uэмп

16,5*

42,5

16*

29

* попадание результата в зону значимости.

        Таким образом, можно сказать о том, что в экспериментальной группе произошли изменения, которые попадают в зону значимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью....

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, ...

Консультация на тему: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".

Развите речи дошкольников средствами театральной деятельности...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом нах...

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ...

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Актуальность. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошко...