Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
статья на тему
В статье говорится о том, что в процессе труда ребенок имеет возможность понять некоторые элементы морфологической и функциональной структуры экосистемы и научиться прогнозировать последствия своей деятельности. Он получает первые уроки в сфере управления состоянием окружающей среды. Однако психологию и педагогику больше интересует роль, которую играет каждый вид трудовой деятельности в формировании экологической культуры дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_truda_v_ekologicheskom_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Большинство исследований, посвященных труду, начинается с утверждения о его влиянии на природу. Поэтому труд можно рассматривать как процесс экологического познания. В процессе труда ребенок имеет возможность понять некоторые элементы морфологической и функциональной структуры экосистемы и научиться прогнозировать последствия своей деятельности. Он получает первые уроки в сфере управления состоянием окружающей среды. Однако психологию и педагогику больше интересует роль, которую играет каждый вид трудовой деятельности в формировании экологической культуры дошкольника.
Первоначально ребенок осваивает хозяйственно-бытовую деятельность. Она возникает на основе удовлетворения биологических потребностей ребенка и организуется взрослыми. Взаимоотношения ребенка со взрослыми закладывают основы экологосообразного отношения к самому себе и своему внутреннему пространству (телесному и духовному). На протяжении всего дошкольного детства ребенок усваивает основы правильного питания, поддержания личной гигиены. В тесной взаимосвязи с самообслуживанием развивается и хозяйственно-бытовой труд, который является важным фактором в развитии представлений об экологии человеческого жилья. Ребенок постепенно усваивает, что дом — среда его обитания, и совокупность условий его жилья имеет существенное значение для здоровья и благополучия его обитателей. В процессе хозяйственно-бытового труда развивается понимание того, что в доме есть территории, используемые всеми членами семьи (туалет, ванная, кухня), и что у членов семьи есть и своя личная территория, и свои потребности.
В процессе этого вида труда ребенок постепенно открывает, что поступает в дом (вода, чистый воздух, солнце, электрическая энергия, информация СМИ, продукты, вещи и др.) и что выбрасывается из дома. Отходы возвращаются в природу и оказывают существенное влияние на состояние живых организмов. Подкрепление этих представлений происходит в процессе наблюдения за экологическим состоянием родного города, мотивирует ребенка, развивает его экологическую ответственность. Он начинает считать для себя необходимым регулировать свою деятельность, уменьшая насколько можно количество отходов, выходящих из дома. В процессе своей трудовой деятельности он имеет возможность потреблять воду, мыло, шампунь, зубную пасту, стиральный порошок и др. в соответствии с элементарными экологическими требованиями. Участие ребенка в хозяйственно-бытовом труде создает педагогические условия для ознакомления с отношениями между человеческим жильем и природой.
Ребенок знакомится с тем, что организация питания в семье учитывает возрастные потребности его членов (бабушка, дедушка, младенец, родители, сам ребенок). Он начинает понимать основные моральные нормы распределения пищи. Постепенно усваивается идея, что отношение к своему питанию — это отношение к самому себе, своему здоровью и безопасности.
Труд в природе создает большие возможности для обогащения представлений детей об основных экологических категориях. Даже ухаживая за одним растением, выращиваемым на подоконнике, ребенок уже сталкивается с ситуациями, в которых формируются представления о «конкурентах, врагах и жертвах» в мире природы. Например, появляющиеся рядом с культурным растением сорняки являются нашими конкурентами. Поэтому самое логичное в поведении человека — уничтожить их, обеспечивая для себя лучший урожай. В данном случае ребенок проявляет себя как враг сорняков. В то же время, ребенок под влиянием взрослых понимает, что, выращивая культурные растения, человек формирует благоприятную среду и для развития сорняков, и что один из самых важных факторов для существования «зеленой жизни на Земле» — почва. Труд в уголке природы создает условия для понимания того, что для благополучного развития разных растений требуются разные виды почв и что забота о растении идет не только напрямую, но и опосредовано, через заботу о состоянии почвы. Таким образом, формируются первые представления о плодородии почвы и усваивается идея об ее экологической ценности.
Когда дети заботятся об удовлетворении потребностей животных, они вынуждены воспринимать их среду обитания как искусственную экосистему, в которой все компоненты должны быть в равновесии. В процессе ухода за животными ребенок учится понимать и учитывать их требования к среде и поведенческие реакции. При этом всякое попустительство в уходе влечет негативные ответные реакции самих животных. Например, мы наблюдали, как, на своем горьком опыте, ребенок начал понимать, что охрана животного означает сохранение его жизни в единстве со средой его обитания. Так, мальчик 6-ти лет забыл включить устройство, поддерживающее оптимальную температуру в аквариуме. Вследствие этого теплолюбивые рыбки погибли. Когда принесли новых рыбок, ребенок решил предостеречь их от гибели и включил устройство так, что новые рыбки перегрелись и погибли.
Трудовая деятельность ставит ребенка в ситуацию, когда другие существа находятся в состоянии зависимости от него. По этой причине его экологосообразное отношение к природе развивается вместе с другими сторонами личности (воля, характер, моральная оценка и самооценка).
Воспитатель
разновозрастной группы (дети от 2-4 лет)
С.В. Шадрова
МБДОУ детского сада «Колокольчик»
филиал «Берёзка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
В статье расмотрены вопросы использования экологических игр в учебно-воспитательном процессе....
"Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта работы...
Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
Я считаю что в наше время как ни в какое другое нужно приучать детей к труду.В мире технологий дети зачастую не знают что такое трудовое воспитание....
Детско-родительский проект "Роль музыки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Долгосрочный творческо-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Роль игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Для детей дошкольного возраста важное значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью ...
Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
В статье указаны воспитательные задачи, которые помогают решать экологические игры, примеры экологических игр....
Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического воспитания. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них...