"Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему

Лиманская Марина Юрьевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx318.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Колокольчик»

Обобщение опыта работы 
воспитателя Лиманской Марины Юрьевны 
на тему: «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

D:\ДОКУМЕНТЫ\ФОТО САДИК\DSCN3154.JPG

2015 г.

I.Пояснительная записка

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу - формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. Экологическая культура - совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе Природа - общество - человек. Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации.

Целью данной работы является изучение игры как метода и определение её роли в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. 
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи: 
1. Определенные места игры в экологическом воспитании дошкольников.

2. Дидактические игры экологического содержания. Классификация игры в зависимости от решаемых при их использовании задач.

3. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников.

4Введение игровых приемов в практику обучения и дошкольников. 
5. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

II. Основная часть 
1. Место игры в экологическом воспитании детей. 
   В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения». 
  «Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания».

   Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. 
Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка 
положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или 
какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на 
природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало. 
  В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.

2.  Дидактические игры экологического содержания. 
    Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами. 
    
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе;
дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.
    

а) дидактические ИГРЫ ДЛЯ обогащения экологических представлений

При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений: 
-
 старшие дошкольники испытывают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира; 
дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе;

- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, происходит активизация всех познавательных процессов. 
Используются  дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Это игры:
- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных 
как живых организмах; 
- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой 
природой, между объектами живой природы); 
- о человеке как части природы; 
- о культуре поведения в природе. 
Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня экологических представлений дошкольников. 
Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в её ход куклы, сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. 
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. Пример проведения одной из таких дидактических игр мы представляем игру «Путешествие в мир природы».

б) дидактические ИГРЫ для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе 
Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока: 
1) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); 
2) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе. 
Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.) должны рассказывать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих дидактических игр мы рекомендуем учитывать следующее: 
- у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы; 
- игры лучше проводить в естественно природной среде (или в группе, если игра проводится с комнатными растениями, животными уголка природы), чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (это имеет большое значение для развития эстетического, эмоционального восприятия природы); 
 дидактические игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, даёт возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой стороны препятствует утомляемости, не задерживает ход игры; 
-  игры целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности старших дошкольников. 
   Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие 
возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, то есть проявляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы. 
  Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения. 

в) дидактические ИГРЫ ДЛЯ приобщения к экологической ориентированной деятельности 
   
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. 
    Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д. 
     Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержа элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений. 
Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания.

3. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников
Сюжетная игра -  это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками... Главное условие игры наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знания литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевые игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством... 
Форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС). 
ИОС -
 это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; 
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда; 
 в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты -сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; 
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; 
- воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. 

С.Н. Николаева выделяет несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.    

Виды игровой, обучающей ситуации

           а) игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами 
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: 
конкретных животных или растения, игрушечных аналогов множество, они существую в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). 
Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 
2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного или растения, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать; что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами. 
    ИОС
 с игрушками-аналогами могут  использоваться во всех возрастных группах, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Например, в беседе по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, её приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белочка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это её «среда обитания»). Она ничего не знает о том, как и где, живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучении белочки  дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно через игру обучает дошкольников. 
      Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

б) игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

      Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе литературной биографии главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В НОС сказочные герои выходят за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. 
    Для реализации целей экологического воспитания в практике мы используем такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много  - это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающих главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой выработки у них необходимых навыков. 
   Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа 
его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать её литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС. 
     Чиполино дети симпатизируют. Он нравится им за смелость, находчивость: 
его сходство с луковицей помогает им глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Главная особенность Чиполино - он много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он 
сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. 
   Герой сказки Н. Носов знаменитый Незнайка может приходить к детям и участвовать в самых различных мероприятиях, но во всех случаях он попадает впросак, делает неверные предположения, даёт неправильные советы. Его учат и дети и воспитатель: дети при этом уточняют и закрепляют то, что знают, а взрослый исподволь дает новые знания 
исправляя Незнайку, учит детей. 
   С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. Этот персонаж может быть включен в разнообразные НОС с детьми любой возрастной группы. Совершая игровые действия врача-специалиста. Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию 
делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей с целью оценки состояния их здоровья.
     Еще одна важная особенность Айболита 
-  давать рекомендации, назначать лечение пациентам.  Например, осматривая ранней весной комнатные растения, доктор прописывает им «лекарство» от истощения (удобрение), пересадку, подрезку, дополнительный полив и пр.   

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, 
это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности.

      Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: исполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе. Дети начинают высказывать свои мысли, объясняют, дополняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их.
   Иначе говоря, использования куклы-персонажа на основе его литературной биографии 
это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации. 
         в) игровые обучающие ситуации типа путешествий.  

 Ещё один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальник экспедиции и пр.), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. 
     В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через неё воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль. Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, жаркой пустыни, арктических льдов).     Это могут быть различные слова и действия: 
«Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара». 
     Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и 
сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.

4. Введение игровых приемов в  практику обучения и воспитания дошкольников. 
     
В формировании у детей эмоционального отношения к природе, я в своей работе использую разнообразные виды игр. С малышами провожу очень простые по содержанию игры, так или иначе основанные на представлении о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, воспитатель наблюдает с детьми осенние деревья, рассматривает листья берёзы, клёна, выделяет и называет характерные признаки их формы, окраски. 
Потом проводит игру «Найди дерево» («Раз, два, три, под клён беги»), поднимает вверх руку с листочком этого дерева.
       С детьми постарше, получившим первые знания о лесе, можно водить вокруг берёзки хороводы, приговаривая и припевая народные слова, изображал руками, как она качается («Берёзка зелёненькая, весной весёленькая, среди поля стоит, листочками шумит»). 
В закреплении знаний о природе так же большую роль играет дидактическая игра. Воспитателю необходимо разъяснять правила игры, соблюдение которых 
делает игру интересной и не сводит её к упражнению. Со старшими дошкольниками я использую настольно- печатные игры («Зоологическое лото»,  «С какой ветки 
детки» и т.д.). 
      Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они могут 
скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащений. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышления, гибкость и динамичность представлений. Умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам: внимание, быстроту, реакцию.       Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм…», 
«Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что… » или «Лимон жёлтый, а огурец …
», «Ромашка белая, а василёк … » и т.д. 
       Среди игр экологического содержания я использую в практике предметные игры, которые предполагают использование игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т.д. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребёнка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам: цвету, размеру, характеру происхождения, форме. На экскурсиях и прогулках используется игра «Угадай, что в мешочке?» В небольшой мешочек помещаются различные природные предметы. Задача ребёнка 
на ощупь определить предмет. Это один из вариантов игр, направленный на сенсорное развитие ребёнка. 
    Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, я расширяю и обогащаю  знания детей о родной природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем? почему? где?

    Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников. 

5.Роль игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Эффективность ознакомления  детей с  природой,  по мнению С.Н. Николаевой, в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта - игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического образования является конечным результатом. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Экологические игры, по мнению О.М.Газиной, дают возможность детям увидеть неповторимость и целостность не только живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность ее дробления без нарушения целостности, понять, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

Экологическая игра способствует:

•        развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению. В процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

 В процессе экологических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленяются на простые и, наоборот, единичные - обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые  игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

•        Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

•        Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка. Так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они исполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

•        Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.

•        Художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

III. Заключение .

Следует отметить: игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает положительный, эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности

Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.

     Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и  целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

 Игра играет важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий, и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В своей работе на занятиях  мною используется всё многообразие средств экологического воспитания (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры);  создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный,  эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

                                         

  Список литературы

1. С.Н.Николаева « Программа «Юный Эколог» и условия ее реализации в детском саду», Издательство «Мозаика - Синтез»,2010. 
2. С.Н
.Николаева «Юный Эколог» система работы в младшей группе детского сада (2-4 лет), Издательство «Мозаика – Синтез», 2010.

3. С.Н.Николаева «Юный Эколог» система работы в старшей группе детского сада (5-6 лет), Издательство «Мозаика – Синтез», 2010.

4. С.Н.Николаева «Юный Эколог» система работы в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет), Издательство «Мозаика – Синтез», 2010.

5.Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию.

 6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье расмотрены вопросы использования экологических игр в учебно-воспитательном процессе....

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье указаны воспитательные задачи, которые помогают решать экологические игры, примеры экологических игр....

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического воспитания. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них...

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Тол...

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок на...

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

В жизни детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами...

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

В жизни детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами...