Тренинг общения для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Демидович Елена Викторовна

Занятия по развитию коммуникативных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_-_zanyatie_1.docx21.35 КБ
Файл trening_-_zanyatie_2.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

Старший дошкольный возраст

Занятие 1

Цель: 

- снятие психоэмоционального  напряжения, мышечных зажимов;

- создание благоприятного климата в группе;

- развитие коммуникативных навыков, умения координировать  свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности,

- повышение самооценки.

Оборудование: воздушные шарики – по кол-ву детей, диск с энергичной музыкой, маленький мяч, кегли, маты.

  1. Приветствие (2 мин)

Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

- Сейчас мы с вами поздороваемся необычным образом. Я повернусь к своему соседу справа и скажу «Валера, я очень рада видеть тебя» и улыбнусь ему. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, только назовет имя своего соседа справа. И так мы пройдем по всему кругу, передавая наши добрые слова.

- Очень хорошо!

2. Упражнение

 «Разные, но похожие» (3 мин)

Цель – преодоление застенчивости, снижение уровня тревожности, воспитание чувства единства, формирование умения понимать состояние другого.

   Психолог говорит:

   - Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки  мальчики...  Попрыгают на левой ноге те, кто в шортах... Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

   По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой  психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в  чем-то они все-таки похожи.

3. Упражнение

"Гусеница" (7 мин)

Цель: развитие умения координировать  свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.

- Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

- Молодцы!

4. Упражнение

 «Снеговик» (3 мин)

Цель - снятие психоэмоционального  напряжения, мышечных зажимов.

 Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где детям предстоит сыграть роль снеговика.

- Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик. Давайте попробуем изобразить снеговика.

Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…

Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

 Сначала у него замерзла голова. Напрягите голову и шею, потом – плечи, потом – туловище.

А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками. Сильно напрягите ноги. И не удалось ветру его разрушить.

Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.

Первой начала таять голова. Свободно опустите голову, потом расслабьте и опустите плечи. Затем растаяли руки. Мягко опустите руки, туловище. Как бы оседая, склонитесь вперед, ноги. Мягко согните в коленях.

Солнышко все сильнее греет, снеговик тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

5. Упражнение

 «Волшебный стул» (8 -10 мин)

Цель - развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Посередине круга поставить  стул и объяснить, что этот стул волшебный и у того, кто на него садится, сразу становятся видны все его лучшие качества. Предложить кому-либо сесть на стул, остальным детям называть хорошие качества ребенка, сидящего на стуле. На стуле должны посидеть все желающие.

6. Итог занятия

   Психолог просит  детей сказать, какое у них настроение после занятия,  какое  задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего, обсудить упражнение «Гусеница».

   Дети делятся своими  впечатлениями. Последним высказывается  психолог.

   7. Прощание

   Дети встают в круг.

   Психолог держит на  ладони вытянутой руки  мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой,  а потом, не отпуская руки, другой.

   Затем все хором говорят:  «До свидания!»

Литература:

Крюкова С.В.. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2003.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - М., «Генезис», 1998.

Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов н/Д., «Феникс», 2005.



Предварительный просмотр:

Тренинг

Старший дошкольный возраст

Занятие 2

Цель:

-  повышение уверенности в себе;

- формирование позитивного отношения к сверстникам;

- формирование коммуникативных навыков;

- снятие эмоционального и физического напряжения;

- релаксация;

- формирование атмосферы сотрудничества, чувства ответственности за другого человека;

- развитие  эмпатии, внимания, умения действовать по правилам, волевой регуляции;

- контроль импульсивности.

Оборудование: повязки на глаза (по количеству пар участников); предметы - «препятствия»; три силуэта руки – красный, желтый, синий.

Ход занятия:

  1. Приветствие (2-3 мин)

- Здравствуйте! Начнем нашу встречу с приветствия, и вновь оно будет необычным. Давайте закроем глаза, и я дотронусь до плеча того, кто сидит слева от меня. После того, как он почувствует мое прикосновение, он передаст его своему соседу и так пока мое приветствие не вернется ко мне.

- Молодцы!

2. Упражнение 1

«Бумажные мячики» (5 мин)

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, снижение агрессии.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги, чтобы получился плотный мячик.

Разделиться на две команды, выстроиться в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 м. По команде ведущего дети начинают бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Марш!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее перебросить мячи со своей стороны на сторону противника. По команде «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей половине окажется меньше мячей.

Упражнение 2

«Поводырь» (7-10 мин)

Цель: формирование коммуникативных навыков, чувства ответственности за другого человека, повышение уверенности в себе.

Оборудование: повязки на глаза (по количеству пар участников), предметы - «препятствия».

Предметы - «препятствия» расставляются  и раскладываются по залу. Необходимо разделить детей по парам, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем».

«Поводырю» нужно провести партнера по залу, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «Переступи через кубик», «Здесь кегля» и т.п.

Когда все препятствия преодолены дети меняются ролями.

В конце упражнения обсудить с детьми, какие чувства они испытывали во время выполнения упражнения, в какой роли им понравилось больше.

Упражнение 3

«Кричалки – шепталки-молчалки» (3 мин)

Цель: формирование навыков регуляции поведения, контроля импульсивности

Оборудование: три силуэта руки – красный, желтый, синий.

По сигналу психолога дети выполняют определенные действия: красная рука – «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая рука – «шепталка» - разрешается тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь – «молчалка» - дети замирают на месте или ложатся на пол и не шевелиться. Закончить игру «молчалкой».

Упражнение 4

«Дождь в лесу» (5 мин)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом, - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцев). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу и почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение 5

«Я хороший» (3 мин)

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона

- А сейчас пусть каждый из вас скажет о себе «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом обычным голосом, а затем прокричим его. Теперь давайте поступим таким же образом со словами «очень» и «хороший» или «хорошая».

И наконец дружно «Я очень хороший(ая)!»

- Молодцы! А теперь каждый, кто сидит справа от меня, скажет так, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Настя! Я очень хорошая!» или «Я – Кирилл! Я очень хороший!»

- Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом прокричим.

На этом наш тренинг заканчивается. До свидания.

Литература:

Крюкова С.В.. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2003.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - М., «Генезис», 1998.

Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов н/Д., «Феникс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия на тему :Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.

Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались...

Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста

Данная работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков и сферы общения у старших дошкольников со зрительной патологией....

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Роль книги в развитии ребенка»

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Роль книги в развитии ребенка»...