Возрастные особенности детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Горохова Светлана Анатольевна

Возрастные особенности детей  дошкольного возраста

 

 

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенноimage Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает деталиimage

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышлениеimage

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, Иimage Мimage Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это не птица, потому что летать не может»)image С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детейimage

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речиimage На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические пи психологические предпосылки овладения речьюimage Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивымimageДети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметыimage.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностямиimage Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секундimage

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка сна нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старшихimage

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминаниеimage К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материалimage

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенностиimage Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но осами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функциюimage

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлетокimage К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображенияimage Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепкаimage

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играхimage

Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. еimage от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваютсяimage

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.). Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдениемimage

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества. Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры). При рисовании активизируются процессы мышления и представленияimage Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет)image Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышленияimage Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

1.2. Возрастные особенности детей  дошкольного возраста

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенноC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает деталиC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышлениеC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, ИC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif МC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это не птица, потому что летать не может»)C:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детейC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речиC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические пи психологические предпосылки овладения речьюC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивымC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметыC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностямиC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секундC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка сна нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старшихC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминаниеC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материалC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенностиC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но осами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функциюC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлетокC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображенияC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепкаC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играхC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. еC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваютсяC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.). Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдениемC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества. Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры). При рисовании активизируются процессы мышления и представленияC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет)C:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышленияC:\Documents and Settings\Igor\Рабочий стол\учебля\read_online2_files\b.gif Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности раннего возраста 2-3 г.

Возрастные особенности раннего возраста 2-3 г....

Возрастные особенности младшего возраста

Возрастные особенности младшего возраста...

Возрастные особенности детей возраста 5-6 лет.

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 5-6 лет".Этот возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным спос...

Возрастные особенности раннего возраста.

Ранний детский возрастот одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время со...

Возрастные особенности дошкольного возраста

Данная презентация содержит информацию о возрастных особенностях дошкольного возраста, которая может помочь воспитателям, а также родителям при взаимодействии с детьми....

Возрастные особенности раннего возраста

Материал включает особенности познавательного развития детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Возрастные особенности старшего возраста"

"Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...