Возрастные особенности раннего возраста
материал
Материал включает особенности познавательного развития детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrvstnye_osobennosti_rannego_vozrasta.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
1 год 3 месяца- 1 год 6 месяцев
Общая моторика
Ходит с хорошей координацией движений; перешагивает через препятствие приставным шагом; с помощью взрослого поднимается по детской лестнице чередующимся шагом, спускается приставным шагом, залезает на стул; может самостоятельно сидеть за любым низким столом на маленьком стульчике; бросает мяч движением от себя двумя руками; наклоняется за игрушкой на полу.
Тонкая моторика
Лепит снежки, куличики, сжимая снег или влажный песок в ладони; пальцем «тыкает» куклам в глаза, рот, пытается залезть в розетку; рисует на бумаге штрихи и зигзаги; переворачивает страницы книг (сразу несколько), имитируя чтение; быстро ест ложкой густую пищу, может собрать остатки любимой еды с края тарелки; разворачивает фантик; может отвернуть пробку у флакона.
Когнитивное развитие
Ориентируется в двух разных формах (куб- шар), величинах (большой- маленький); используя помощь взрослого, играет с двухместной матрешкой, которая открывается и закрывается без усилия; после показа собирает пирамидку, отбирая и нанизывая сначала два больших кольца, а затем два маленьких (различение размера в игре); находит игрушку такого же цвета по просьбе взрослого: «Дай такой же…», ориентируясь в 2-3 основных цветах (в качестве образца цвета выступает реальный предмет).
Навыки поведения
Проявляет сообразительность, подражает 2-3 простым действиям: использует палку, дотягивается до предмета, высыпает песок из ведерочка в нужном месте; действует с предметами в зависимости от их функционального назначения (причесывает расческой маму, куклу, кошку); учится выполнять словесную инструкцию в два действия (с одним предметом); может показать на картинке знакомый предмет.
Навыки самообслуживания
Стремится к самостоятельным действиям; хорошо пьет из чашки, не проливая; ест полужидкую пищу ложкой, держа ее в кулачке; пытается принимать участие в процессе мытья и одевания (натирает себя губкой, дотягивает колготки с колен на бедра); протягивает пустую тарелку, когда хочет добавки; просится на горшок (иногда с опозданием).
Социально- эмоциональное развитие
Выражает в игре социально значимые эмоции через жесты, мимику, звуки или слова; отстаивает свою собственность во взаимодействии со сверстниками (отнимает свою игрушку, не уступает стул); выражает недовольство при нарушении режима, установленного порядка; повторяет знакомые движения под музыку; привлекает к себе внимание эмоционально окрашенными жестами, звуками или словами.
Игра
С интересом наблюдает за игрой, повторяет в игре увиденные действия и некоторые слова; учится использовать в игре предметы- заместители (кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошки); вместе со взрослыми играет в первые сюжетные игры: «Кто так поет?», «Покормим куклу», «Строим дом для зайки»; в народных потешках соблюдает очередность высказываний: «Гуси-гуси», «Ладушки».
1 год 6 месяцев- 1 год 9 месяцев
Общая моторика
Хорошо бегает, меняя направления; ловко лазает по домашней мебели; проходит по ограниченной поверхности (шириной до 20 см),не оступаясь; после показа ходит по доске и гимнастической скамейке высотой до 20 см от пола, держась за руку взрослого; хорошо перешагивает через брусочки и другие невысокие препятствия на полу, начинает спускаться по лестнице чередующимся шагом; учится бросать мяч в корзину, стоящую на расстоянии более 50 см.
Тонкая моторика
Хорошо использует ложку для густой пищи, может наколоть кусочки нарезанного взрослым мяса на вилку (держит столовые приборы в кулачке); листая книгу, переворачивает по 2-3 страницы одновременно или по одной странице, если страницы книги сделаны из толстого картона; совершенствует несложные двигательные навыки: любит разворачивать фантики, делает это с удовольствием, даже когда не хочется есть эти конфеты; стремится открыть флакончик, который стоит в доступном для ребенка месте; начинает «рисовать», если вложить в руку карандаш.
Когнитивное развитие
Строит башню из 3-4 кубиков; различает 4 объемные формы (шар, куб, призма, кирпичик), находит их после показа взрослым; соотносит знакомый объемный предмет с соответствующим отверстием в ящике; находит из трех величин одной формы предмет «большой», «поменьше», «маленький»; собирает пирамидку без учета размера колец; различает 3-4 основных цвета, находит предмет по цвету образца; воспроизводит несложные постройки после показа (мостик, стену, домик); может указать на 1-2 изображения, назвать один объект (по просьбе показывает на картинке предмет, может назвать от 5-6 до 9 картинок из 10, если они показываются по очереди).
Навыки поведения
Прислушивается к словам песни, иногда воспроизводит легкие по звуковому составу слова; имитирует отдельные игровые и плясовые движения, соответствующие сюжету стишка или песни; активно подражают звукам окружающей речи и живой природы; может играть самостоятельно, но все еще предпочитает общество взрослых; наблюдает за играми других детей, эмоциональными жестами или словами привлекает к себе внимание.
Навыки самообслуживания
Хорошо владеет ложкой и чашкой, но иногда может капризничать и требовать помощи взрослого; всегда своевременно просится на горшок; снимает шапку, носки, варежки, ботинки, но не надевает их; во время сильной эмоциональной заинтересованности называет новыми словами необходимые предметы или требуемые действия, сопровождая свою просьбу указывающими жестами; пытается повернуть дверную ручку, чтобы попасть в комнату, любит открывать выдвижные ящики и доставать оттуда вещи.
Социально- эмоциональное развитие
При общении с близкими взрослыми использует эмоционально окрашенные слова, мимику, движения; проявляет наибольший эмоциональный интерес ко взрослому , играющему с ним, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками (улыбается, заглядывает в глаза); хорошо знает поощрительные слова, радуется, когда их заслуживает; недоволен, когда мама отвлекается на других людей, капризничает; чтобы заслужить похвалу, с удовольствием наводит порядок в игрушках (собирает их с пола).
Игра
Внимательно слушает знакомые песенки, сказки, проявляет «эмоциональное предвосхищение » знакомого сюжета; играет в первые инсценировки (договаривает последнее слово, выполняет знакомые движения под музыку); объединяет в одной игре два несложных действия (сажает в коляску и катает куклу); учится строить несложные постройки (ворота, стол, скамейка); во время самостоятельной игры продолжает «выразительно лепетать» на своем языке, при совместной игре со взрослыми начинает использовать простые слова.
1 год 9 месяцев- 2 года
Общая моторика
Меняет темп движения: бег-ходьба; поднимается и спускается по лесенке детской горки без помощи взрослого; подпрыгивает на месте на обеих ногах, учится ловить мяч, брошенный несильно, с близкого расстояния; учится бросать мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную по высоте в пределах его роста; ударяет ногой по мячу; скатывает мяч с детской горки, ловит мяч внизу детской горки; самостоятельно подвигает стул, чтобы достать нужную вещь.
Тонкая моторика
Ест аккуратно, без помощи взрослого любую пищу; намыливает ладони при умывании, досуха вытирает руки полотенцем, зажимая его между ладонями; захватывает обеими руками и натягивает на себя простые детали одежды (носки, шапку), с небольшой помощью взрослого натягивает ботинки, сапожки; отщипывает маленькие кусочки пластилина; разворачивает завернутые в бумагу свертки с разными по величине предметами.
Когнитивное развитие
Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоскостной проекцией, вставляет три вкладыша разной формы в соответствующие им отверстия; учится собирать трехместную матрешку и большее количество контрастных по величине форм- вкладышей, с помощью взрослого собирает пирамидку из 3-4 частей, учитывая величину элементов; раскладывает близкие по форме предметы на группы (круг, овал, квадрат, прямоугольник); учится подбирать предметы по оттенкам (синий- фиолетовый, красный- оранжевый), иногда может назвать один цвет (основной); распознает качества предметов при направленном обучении (пушистый, холодный).
Навыки поведения
Внимательно наблюдает за лицом взрослого при медленном произнесении слов, с удовольствием повторяет одно-двусложные слова; играет самостоятельно, если взрослый ал необходимые для предметной деятельности игрушки; проявляет инициативу в повседневной жизни: тянется и просит словами определенную еду, игрушку, одежду, если капризничает, то просит все «как маленький» - жестами.
Навыки самообслуживания
Сам надевает шапку, ботинки, носочки; знает место своего стульчика, полотенца, тапочек, куклы; совместно со взрослыми складывает игрушки в ящик или пакет; помогает взрослым в быту: накрывает на стол (приносит ложки, ставит свою тарелку в раковину), подает сумку; проявляет интерес к воде, пытается самостоятельно открыть кран, поплескаться; поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, пульта телевизора, открывает створки мебели, справляясь с защелками.
Социально- эмоциональное развитие
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими людьми, пользуется эмоционально- окрашенной речью; восторженно относится к развлечениям (хороводу у новогодней елки, поездке на детские аттракционы); интересуется новой книжкой, игрушкой; самостоятельно пытается с ней «разобраться»; упрямится, требует запретного, стремится настоять на своем; «ревнует» маму к другому ребенку, может специально обидеть другого малыша, если считает себя обделенным вниманием.
Игра
Играет в игры с элементами сюжетного замысла, использует заранее выученные со взрослым действия в определенной последовательности: строит из конструктора «стул» и сажает на него куклу; принимает посильное участие в игре- инсценировке, организованной взрослым; в игре повторяет слова за взрослым, может по желанию произнести фразу из двух слов; называет в игре 2-3 предмета; осознанно подбирает 2-4 картинки из детского лото.
Третий год жизни
2 года- 2 года 6 месяцев
Общая моторика
Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом; хорошо бросает мяч двумя руками и одной в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель; толкает неподвижный мяч ногой; ловит мяч с близкого расстояния; играя поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на трехколесном велосипеде, перебирая по полу ногами.
Тонкая моторика
Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует пальчиковой гуашью; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закруглую линии; может пытаться скопировать крест; играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцем; хорошо держит ложку и совершает вращательные движения кистью руки при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями.
Когнитивное развитие
Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию- возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубиков, колец пирамидок), соотнося их по размерам «больше- меньше»; соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением (подбор крышек к коробкам); ориентируется в 4 основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке); различает «один- много», начинает формироваться понятие о числе (два, пара); учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам : животные, посуда, одежда, мебель.
Навыки поведения
С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых (собери игрушки); понимает слова: «хорошо», «плохо»; начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова.
Навыки самообслуживания
Хорошо держит ложку в руке и ест аккуратно, не обливаясь; частично одевается и раздевается; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнурков); может снять расстегнутую одежду; контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; подражает элементам бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицу».
Социально- эмоциональное развитие
Играет самостоятельно; проявляет фантазию; производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки (параллельная игра); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает-выключает свет).
Игра
Распознает эмоциональное состояние близких людей, реагирует на них; подражая взрослому жалеет плачущего ребенка, больное животное; использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова и интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных событий, ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребенка жестами, улыбками, заглядыванием в глаза.
2 года 6 месяцев- 3 года
Общая моторика
Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может на несколько мгновений удерживать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает или перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см); хорошо бросает и футболит мяч.
Тонкая моторика
Рисует карандашом, держа его, как взрослый; изображает на бумаге круговые, вертикальные, горизонтальные линии; срисовывая, начинает копировать более сложные формы (круг, крест), к 3 годам рисует человека (головонога); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящиков, бутылочек; собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами.
Когнитивное развитие
Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 штук); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5-6 парных картинок из 10; вместе со взрослым играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т. п. ; может назвать некоторые из 4 основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит: 1,2,3, много, мало); называет около 50 изображений по разным темам: животные, мебель, люди, одежда, транспорт.
Навыки поведения
Использует необходимые предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указание «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я».
Навыки самообслуживания
Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает , где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор.
Социально- эмоциональное развитие
Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем детских истерик, вспышек гнева; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми при просмотре телевизора, посещении зоопарка и т. п.; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; запоминает пережитые эмоциональные впечатления.
Игра
Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно- ролевые игры (берет на себя роль мамы, врача); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре (творческая игра); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности раннего возраста 2-3 г.
Возрастные особенности раннего возраста 2-3 г....
Возрастные особенности младшего возраста
Возрастные особенности младшего возраста...
Возрастные особенности детей возраста 5-6 лет.
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 5-6 лет".Этот возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным спос...
Возрастные особенности раннего возраста.
Ранний детский возрастот одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время со...
Возрастные особенности дошкольного возраста
Данная презентация содержит информацию о возрастных особенностях дошкольного возраста, которая может помочь воспитателям, а также родителям при взаимодействии с детьми....
Возрастные особенности раннего и младшего дошкольного возраста.
Дети 1,5-2 года и 2-3 лет....
Возрастные особенности раннего возраста
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане....