«Режиссерская игра – как вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка»
материал (средняя группа) по теме
Вашему вниманию предложены конспекты режиссёрских игр, которые могут быть разыграны как в непосредственно-образовательной деятельности, а также и самостоятельной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья к режиссёрским играм | 19.78 КБ |
Режиссёрская игра "К бабушке в деревню" | 499.5 КБ |
Режиссёрская игра "В мире взрослых мы живём" | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Чиркова Надежда Николаевна, воспитатель, МКДОУ Центр развития ребёнка «детский сад «Белоснежка»
«Режиссерская игра – как вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка»
Режиссерские игры этот вид деятельности игры чаще видят родители, чем воспитатели. Дело в том, что режиссёрские игры ребёнок, как правило, играет один. Эти игры он затевает с игрушками, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще всего не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между двумя или несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действияях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие оъекты, отношений между людьми – в игру.
По мере овладения определёнными умениями дети создают всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, регулируя отношения действующих лиц, организую игру как режиссёр. Эта своеобразная позиция ребёнка и позволяет назвать игры такого типа режиссёрскими. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием, сложностью и разнообразностью. Суть режиссёрской игры заключается в многообразных переживаниях. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоени мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями которые окружают детей в повседневной жизни. Для такой игры важно правильная организация предметной среды. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетоми». Это могут быть ланшафтные макеты, макеты кукольных домиков и пр. Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Именно поэтому в детском саду уделяют большое значения режиссёрским играм. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. Благодаря игре у ребёнка формируюся и закрепляются умение принять игровую задачу; способность действовать в соответствии с общим замыслом, но развивая свою собственную сюжетно-игровую линию, стимулирует творческую активность детей;
полученные знания о семье; о труде взрослых: врача, полицейского, пожарного, парикмахера, работников зоопарка и т.п., об их основных трудовых процессах; знания о жизни домашних животных и их детёнышах и так далее.
Вашему вниманию представлены конспекты режиссёрских игр, которые могут быть разыграны во время непосредственно-образовательной деятельности, а также и в самостоятеятельной.
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность – режиссёрская игра
«К бабушке в деревню»
Возрастная группа: 4-5 лет.
Цель: вызвать у детей устойчивый интерес к режиссерской игре как одному из способов становления и развития игровых навыков.
Задачи:
- закрепить знания детей о жизни домашних животных и их детёнышах;
- формировать умение принять игровую задачу: разыграть незавершенный сюжет;
- учить отображать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами,
- продолжать формировать навык обыгрывать игровые действия, связанные с конкретными ролями;
- продолжать развивать умение детей работать в сотрудничестве: взаимодействовать с партнером, договариваться, сообща доводить запланированную работу до конца;
- развивать творческое воображение
- воспитывать у детей умения играть дружно, приходить на помощь другу, вежливо обращаться за помощью, благодарить за ее оказание.
Методы и приемы мотивации и активизации деятельности детей.
- приемы создания положительного эмоционального настроя: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение;
- приемы активизации мыслительной деятельности: проблемные ситуации, провоцирующие вопросы, заставляющие ребенка искать выход из ситуации во время игры;
- чередование видов деятельности.
Оборудование: макет для развёртывания игры, игрушка Кот Матроскин, игрушки животных; игра «Найди мам детёнышам; картинки из серии « Домашние животные» с изображением домашних животных; познавательная и художественная литература, тематический конструктор.
Предварительная работа по подготовке к игре.
Экскурсия на приусадебный участок.
Рассматривание картинок и иллюстраций из демонстрационного материала «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Семья».
Проведение познавательных бесед из цикла «В гостях у бабушки Арины» о жизни в сельской местности.
Изготовление макета и атрибутов для организации режиссерских игр.
Организация целенаправленных наблюдений в процессе театрализованной деятельности, сюжетной и режиссерской игры с целью развития детских замыслов.
Ход деятельности
Воспитатель (управляя игрушкой): Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей).
- Да я, кот Матроскин, пришёл в гости и хочу с вами поиграть. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас узнаю.
Кот Матроскин читает стихотворение-загадку «Скотный двор».
Есть двор у бабушки в деревне Двор то не простой. Нет там лестниц и качелей, Нет песочниц с детворой. Зато гуляет лошадь, Корова и коза. Под солнце на песочнице Свинья лежит с утра, И с мамами на травке, Резвится детвора: Игривый жеребёнок, И ласковый телёнок, Щенята, поросята, Ягнята и козлята. Там человек содержит Животных в дождь и снег. Там кормит их и поит, И чистит и стрижет. Под крышей их спасает. Скажите мне, ребята, Как этот двор назвать? (Высказывания детей).
Воспитатель. Кот Матроскин предлагает вам, ребята, ответить на вопросы.
Какие животные живут на хоздворе?
Каких животных называют домашними?
Как за ними ухаживает человек?
О каких домашних животных говорится в стихотворении?
Какую пользу приносят домашние животные человеку?
Какие домашние животные дают человеку молоко и шерсть? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы ребята. А теперь Кот Матроскин предлагает вам поиграть в игру «Найди мам детёнышам».
Кот Матроскин объясняет детям правила игры.
Игра «Найди мам детёнышам»
Игра проводиться в парах. Ребёнок находит себе пару, партнёры договариваются, кто будет выбирать картинку детёныша, а кто - мамы.
Дети расходятся к разным столам и выбирают картинку.
Под музыку дети с картинками гуляют по группе после окончания музыки ребёнок – детёныш звукоподражанием зовёт маму, ребёнок – мама находит его.
Кот Матроскин хвалит детей и предлагает поиграть с ним.
Пальчиковая игра «Про кошку»
1-2-3-4-5 вот кулак, а вот ладошка,
На ладошку села кошка.
И крадётся потихоньку,
И крадется потихоньку,
Значит, мышка здесь живёт.
Воспитатель. Ребята, Кот Матроскин предлагает вам, отправится в гости к бабушке в деревню и помочь ей по хозяйству. У Кота Матроскина есть волшебный мешочек, в нём лежат фанты - ваши вещи. Сейчас Кот будет доставать по одной вещи, и говорить какую роль будет обыгрывать владелец этого фанта.
Кот Матроскин достаёт фанты и называет кому, какая роль (деда, бабки, сына, дочери, внучки, внука) выпала.
Воспитатель. У всех в доме есть свои обязанности по хозяйству. Давайте мы с вами вместе заглянем на хозяйственный двор и сами попробуем справиться.
Воспитатель помогает детям в выборе атрибутов; создает от имени Кота Матроскина проблемные ситуации, развивая этим творческое воображение детей; с помощью провоцирующих вопросов, заставляет ребенка искать выход из ситуации во время игры; поддерживает интерес к игре.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная деятельность ребёнка.
Трудовая деятельность ребёнка дома....
Игра и другие виды самостоятельной деятельности.
Игра и другие виды самостоятельной деятельности....
Отчет по теме «Поддержка самостоятельности и инициативы детей среднего дошкольного возраста в режиссерских играх»
Отчёт по теме самообразования...
Применение настольной игры "Новогодний квест" в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающе
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процес...
Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»
Коспект семинара на тему «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»...
Статья на тему: "Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство - это период рождения личности, раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности....