Педагогический проект "Капустные посиделки"
проект (подготовительная группа) по теме
Совместная работа детей, родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_kapustnye_posidelki.doc | 413.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №55 «Чудесница»
г.Воркута
Паспорт педагогического проекта.Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Тема: «Капустные посиделки»
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно - эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.
Задача воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений как никогда актуальна в наше время. Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный комплект элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, потому как нельзя постигать, смыслить и иметь слабость всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
Участие в этом проекте способствует формированию у детей устойчивого интереса к русскому крестьянскому быту, активизирует память, внимание, развивает речь, обогащает словарный запас. Богатое наследие русского народа дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии, импровизации. Каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, таланты в общем деле.
Адресация проекта –
проект предназначен для воспитателей и специалистов ДОУ.
Руководитель проекта –
Астафьева Е.В. – музыкальный руководитель с/г
Участники проекта –
Воспитанники детского сада, родители, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по ФИЗО, руководитель изостудии, сотрудники ДОУ.
Возраст воспитанников –
дети старшего дошкольного возраста
Особенности проекта –
по характеру создаваемого продукта проект относится к информационно-творческому и является результатом совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей; по количеству детей – коллективный. Проект относится к краткосрочным и рассчитан на 1 месяц. Проект охватывает различные виды деятельности и относится к межпредметным проектам, осуществляется на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта -
Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников через приобщение к русской национальной культуре.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Знакомить детей с народными праздниками, входящие в русский народный календарь, с историей их возникновения.
- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
Развивающие
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Развивать и обогащать речь детей через знакомство с русским народным творчеством, выраженным в песнях, припевках, частушках, играх.
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма и координацию движений.
- Развивать выразительность исполнения песен и танцев.
- Развить умение сочинять несложные плясовые и танцевальные композиции; исполнять знакомые танцевальные движения в игровых ситуациях, в драматизациях, самостоятельно создавать пластический образ.
- Развитие воображения, фантазии, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки
- Развивать у детей умение играть на народных музыкальных инструментах, умение исполнять в ансамбле.
Воспитательные
- Формировать чувство национального достоинства, гордости.
- Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
- Оказывать помощь родителям в возрождении и творческом развитии в лучших традициях векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по приобщению детей к русской национальной культуре.
Ресурсы проекта –
- методическая и художественная литература по русскому народному творчеству,
- музыкальный центр, фонограммы,
- материал для творчества,
- костюмы, атрибуты для музыкальных и спортивных развлечений,
- музыкальные инструменты (ложки, трещетки),
Предполагаемый результат продукта -
В результате данного проекта были разработаны: сценарий развлечения «Капустные посиделки»; конспекты интегрированных занятий; подборка скороговорок, частушек, пословиц, загадок о капусте; выставка «Ах, уж эта капуста!»; буклет о капусте; кулинарные рецепты «В гостях капуста», «афиша.
Предполагаемые навыки и умения детей
- проявляют интерес к истории и к культуре своей Родине;
- знают потешки, считалки, загадки и используют их в активной речи;
- умеют выразительно прочитать стихотворный текс, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
- умеют передавать характер образов через движения, жесты, голос;
- умеют сочинять несложные плясовые и танцевальные композиции; исполнять знакомые танцевальные движения в игровых ситуациях, в драматизациях.
Аннотация
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим посредством родные и национальные явления». (В.Г.Белинский). Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, взращивать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ибо содержание фольклора отражает бытие русского народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, душевный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны сделаться частичкой жизни ребёнка.
Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что ключевой чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.
Фольклор является бесценным национальным богатством. Это немалый пласт духовной культуры народа, тот, что складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо возвратиться к тому, что было достигнуто нашими предками. Произведения народного искусства отшлифовывались веками, вследствие этого « мощь воздействия фольклора на ребёнка в совершенстве формы и яркости средств музыкальной выразительности, в единстве идеи и эмоций».
Как известно, фольклор - это основное снадобье народной педагогики. Народная педагогика - это облик деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а ещё навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это существенно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны вписать вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Без знания своих корней, традиций своего народа, воспрещено воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать влюбленность к истории, культуре русского народа, помогает сберечь прошлое. Русской фольклор - это тропинка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Потому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое формирование детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И давать начало приобщение к ценностям народной культуры необходимо приступать с малых лет. Русский всенародный фольклор - это активный родник чистой и светлой воды. Он помогает забежать в себя, разобраться - кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не компетентный своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Оттого что воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс МДОУ народной культуры, мы определили следующие направления работы:
- изучение традиций народного семейного воспитания;
- развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной
культуре;
- использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.
Для нас было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Мы составили план работы с детьми и родителями, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если грамотно использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы.
В нашем проекте принимали участие дети старшего дошкольного возраста, которые уже могут понять и осознанно применять в повседневной жизни потешки и пословицы. Очень приятно слышать, как дети оценивают действия друг друга не простыми словами, а пословицами и поговорками. А исполнение частушек стало любым делом не только ребят, но и родителей, которые с огромным удовольствием приняли участие в «Капустных посиделках». Как правило, большинство взрослых мало знают народных праздников, довольствуясь традиционными: Рождеством, Крещением, Пасхой. Мы же решили в доступной детям форме дать представления о других календарных народных праздниках, о которых они смогли бы рассказать свои родителям, бабушкам и дедушкам. Знакомство детей с этим праздником проходило в интересной и занимательной форме и являли собой интеграцию различных образовательных областей. Родители вместе с детьми приняли активное участие в подготовке и проведении «Капустных посиделок». Родители имели возможность проявить свою фантазию и мастерство, изготавливая причудливые, сказочные и необыкновенно красивые поделки из капусты. Все, кто приходил посмотреть выставку «Ах, уж эта капуста», были удивлены насколько могут быть изобретательны наши родители и с какой неподдельной радостью они предоставляли свое творение. Дети очень гордились своими родителями и хотели, чтобы те принимали участие во всех играх и конкурсах, предлагаемых веселыми, задорными ведущими. Часто посиделки на Руси заканчивались чаепитием, где девушкам предоставлялась возможность удивить всех своими вкусными пирогами и зимними заготовками. Вот и на наших посиделках родители постарались угостить всех вкусными пирогами, салатами из капусты, насыщенным чаем с северными ягодами. Такие праздники и развлечения безусловно сближают не только воспитателей и родителей, но и дают возможность родителям жить интересами своих детей, уделять им больше внимания и понять внутренний мир своего ребенка, быть к нему ближе.
Этапы осуществления проекта
Этапы проекта | Участники проекта | |||
Музыкальный руководитель | Воспитатели | Сотрудники и специалисты ДОУ | Родители | |
1 этап «Погружение в проект» | 1.Выбор темы проекта. 2.Изучение методической и художественной литературы. 3.Знакомство с календарными осенними народными праздниками, выбор интересных и доступных детям праздников в октябре месяце. 4.Создание группы единомышленников. 5.Определение целей и задач. | |||
2 этап «Организация деятельности» | 1.Составление перспективного плана по ознакомлению детей с календарными народными праздниками. (Пр.№4) | 1.Знакомят детей с русскими народными сказками. 2.Организовывают выход детей в кукольные театры на постановки народных сказок. 3.Организовывают семейный просмотр мультфильмов, фильмов снятых по мотивам русских народных сказок. | ||
2.Разработка интегрированных занятий по ознакомлению детей с народными праздниками. (Пр.№5, №6) | ||||
3.Разработка сценария «Капустные посиделки». 4.Подбор фонограмм и музыкального материала. 5.Рапределение музыкального материала, вокальных и танцевальных номеров. 6.Разработка танцевальных номеров, хороводов, оркестра ложкарей | 3.Консультации для родителей. (Пр.№10, №11) 4.Разработка тематических выставок. 5.Разработка динамического часа. 6.Подбор материала для тематических бесед, литературного материала. | 3.Разработка эскизов костюмов (костюмер). 4.Подбор вариантов техники исполнения художественно-продуктивной деятельности. 5.Подготовка выставки предметы утвари крестьянского быта. 6.Подбор русских народных игр. (Пр.№9) | ||
3 этап «Осуществление деятельности» | 1.Проведение интегрированных занятий. 2.Проведение вечеров досугов. | 1.Подбор иллюстраций, старинной утвари. 2.Подготовка к выставке «Щедрые дары осени» и дегустации «Чай, чай, от всех бед выручай». | ||
3.Индивидуальные занятия над вокальными и танцевальными номерами. 4.Разучивание игр, песен, хороводов и танцев. 5.Разучивание частушек с родителями. | 3.Проведение ситуативных бесед. 4.Чтение русских народных сказок. 5.Заучивание поговорок, пословиц, скороговорок. (Пр.№7) 6.Работа над выразительностью речи, разучивание стихов, потешек, небылиц, скороговорок. 7.Работа над диалоговой речью, умение детей выразительно преподносить различные образы. | 3.Изготовление костюмов. 4.Заучивание поговорок, пословиц, скороговорок. (Пр.№7) | ||
4 этап «Оформление» | 1.Постановочная работа над развлечением. | 1.Изготовление костюмов. 2.Оформление музыкального зала. | 1.Разучивают частушки к развлечению. 2.Подготавка к выставке «Ах, уж эта капуста» | |
2.Запись фонограмм. | 2.Изготовление пригласительных билетов, афиш. | |||
5 этап «Презентация» | 1.Развлечение для детей и родителей «Капустные посиделки». (Пр.№1) 2.Выставка совместного творчества детей и родителей «Ах, уж эта капуста».(Пр.№2) 3.Создание фотоальбома «А у нас посиделки!» (Пр.№3) 4.Создание буклетов с поговорками, пословицами, загадками (Пр.№7). 5.Создание буклета для родителей кулинарных рецептов «А у нас в гостях капуста» (Пр.№8) 6.Подборка русских народных игр (Пр.№9) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая гостиная "Рождественские посиделки"
материал предназначен для совместной деятельности детей и родителей;для приобщения к истокам культурных традиций русского народа,пробуждения интереса к фольклору,к старинным обрядам....
Посиделки "Я-СЕМЬЯ-РОД-НАРОД" как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей группе
quot;Я-СЕМЬЯ-РОД-НАРОД"Время проведения: мартФорма проведения: посиделки.Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно патриотического воспитания дошкольников.Задачи: осмыслить основны...
Педагогическое мероприятие с детьми: "Посиделки"
Развлечение...
Педагогический клуб для детей и родителей "Банные посиделки"
Педагогический клуб для детей и родителей "Банные посиделки" (о пользе веников, банные эстафеты, стихи и пословицы о пользе бани)...
Сценарий тематического вечера-встречи с ветеранами педагогического труда «Посиделки-веселушки» (приуроченного к Дню работников дошкольного образования)
Сценарий пригодится для воспитателей старших дошкольных групп. Его можно разнообразить своими конкурсами, играми, дополнить стихами....
Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»етодические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»...