Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме
Опытно-экспериментальная деятельность
старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_v_starshey.gr_.detskogo_sada.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность
старшей группе детского сада
(из опыта работы)
Мурзагалиева Людмила Савельевна,
Воспитатель 1 кв.категории,
МБДОУ № 90 г. Мурманска
Что я слышу — забываю,
Что я вижу — помню,
Что я делаю — понимаю.
Конфуций
У каждого из нас остаются добрые воспоминания о детстве: бабочка, порхающая с цветка на цветок, воробышек, купающийся в луже, пение птиц, шуршание опавших листьев под ногами, снежинка, тающая на ладошке... Как сохранить это восторженное чувство любви к природе? Как передать его детям и научить их не только восхищаться её красотой, но и заботиться о природе, беречь её?
В наше время одной из острейших проблем является экологическая проблема. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Поэтому прививать любовь к природе необходимо в детстве. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольника. Опыт помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Ребенок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Недаром пословица гласит: «Расскажи — я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам, а не исполняет роль наблюдателя. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В условиях детского сада используем простые элементарные опыты. Их элементарность заключается в характере решаемых задач, в процессе которых не происходит научных открытий, а формируется понятие и умозаключение.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Практически они ставят их постоянно, задавая взрослым свои «почему?» и «отчего?». Например, на запрет воспитателя не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?». Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть. Бесполезно утверждать, что снег грязный. Ведь он такой белый, чистый, сверкающий... Гораздо убедительней и наглядней эту проблему можно решить путём постановки краткосрочного опыта: поместив снег в белую миску, предлагаю посмотреть, что станет с ним после обеда. Дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто положил сюда грязь? Никто!.. Значит, снег грязный,» - делают вывод дети. Так мы используем кратковременные наблюдения для установления различных объектов природы.
Длительные опыты мы использовали при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития. Например: условия произрастания семян, роль света, воды для роста растений. Были проведены опыты по выращиванию зелени из репчатого лука. Одни дети помещали две луковицы в две стеклянные банки, но только в одну не налили воды. Дети наблюдали разное состояние луковиц. Причем, со временем разница между ними возрастала: в банке с водой лук пророс, у него появились корни и зелень. В банке без воды луковица осталась почти неизменной. Другие дети опыт с луком провели иначе: обе луковицы поместили в воду, но одну банку поставили в темном месте, а другую на подоконник. Наблюдение и сравнение луковиц показали, что они растут по-разному: на подоконнике лук вырос зеленым и сочным, а в темноте прорастающие листья выросли желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.
Третья группа детей поставила одну банку с луковицей на свету, но в прохладном месте, а другую - в нормальные условия. Были сделаны выводы, что при отсутствии тепла лук не прорастает или прорастает, но очень медленно.
В результате были сделаны выводы, что только при сочетании трёх основных условий (тепла, света и влаги) обеспечивается бурный рост хорошей зелени.
Аналогично были проделаны опыты с овсом. Наиболее яркие изменения в ходе длительного наблюдения зарисовываем в тетрадь наблюдения.
Проведя опыт с водой, сравнивая воду в двух бутылках (одна стояла на открытом воздухе, а другая закопана глубоко в снег), дети убедились, что в первой бутылке вода замёрзла, а во второй нет.
Чем же была защищена вода в бутылке от морозного ветра? Что мешало ему добраться до нее и заморозить? И дети делают вывод: «Снег». После предлагаю подумать, для чего люди сгребают снег на газоны, клумбы и под деревья и кусты?
Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить четыре этапа:
- Постановка проблемы.
- Поиск пути решения проблемы.
- Проведение наблюдения.
- Убеждение итогов и формулировка выводов.
При наличии у детей некоторого опыта, сформированного через наглядно-действенные методы, используем для решения познавательных задач эвристические беседы, которые дают возможность установить причины разнообразных явлений при помощи рассуждений.
В ходе беседы помогаем детям не только усваивать общие закономерности, но и видеть их конкретные проявления.
Опыты включаю и в другие виды деятельности. При этом познание природы не будет происходить путём сообщения воспитанникам какого-либо объёма знаний, а станет такой же творческой деятельностью. Ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «обращаться», «действовать» с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент.
Он позволяет детям дать наиболее полную информацию об изучаемых явлениях или объектах, повысить наглядность и доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец. Наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
Поэтому в течение нескольких лет мы активно внедряем в практику работы с детьми разнообразные опыты и эксперименты.
В нашей группе создана мини-лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты по разной тематике.
Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой:
- «Какой бывает вода?»
- «У воды нет вкуса»
- «У воды не запаха»
- «Пар — это тоже вода»
- «Куда исчез сахар?» (растворимость)
С воздухом:
- «Как увидеть воздух?» (пузырьки воздуха)
- «Как поймать воздух?»
- «Воздух имеет запах»
- «Для горения нужен воздух»
- «Как поймать воздух?»
- «Знакомство с ветром»
С глиной и песком:
- «Что у нас под ногами?»
- «Какими бывают песок и глина?»
- «Свойства мокрого песка»
С магнитом:
- «Свойства магнита»
- «Действие компаса»
Волшебное стекло:
- «Лупа»
- «Зеркало»
- «Солнечные очки».
Желание быть в роли «ученого» придает ребенку уверенность, самостоятельность, ответственность и огромное старание. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарный опыт с ними позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Получаешь огромное удовольствие, видя горящие глаза детей, их желание, интерес к экспериментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...