Наличие собственного инновационного педагогического опыта
статья по теме

В данном материале представлен опыт работы МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида" по проблеме:" Формирование ценностных ориентиров в социально-правовом воспитании детей дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наличие собственного инновационного педагогического опыта

Актуальность

      В современном мире проблема социально-правового воспитания ребенка становится одной из актуальных.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми. Проявляется не только физическое, но и эмоциональное насилие над ребенком. В результате чего у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим и животным. У ребенка нарушается самооценка, он утрачивает веру в себя, испытывает затруднение в общении.

Особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.

Незнание взрослыми Конвенции о правах ребенка, не дает им возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение так же и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

Это обусловило проблему охраны детства на всех уровнях в работе коллектива ДОУ.

    Я считаю, что деятельность МДОУ способствует обеспечению защиты прав детей, объединению всех участников образовательного процесса.

И хочу  подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение, дружба, сотрудничество, - и воспитать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.

    С 2008 года   детский сад начал работать в инновационном режиме по теме: «Формирование ценностных ориентиров в социально - правовом воспитании дошкольников». Мною были разработаны материалы инновационной деятельности.

Концептуальность

    Цель инновации – разработать и обосновать педагогическую модель социально-правового воспитания в ДОУ, обеспечить высокоэффективную, индивидуальную и коллективную  деятельность, позволяющую достигнуть повышения качества образования в социально - правовом воспитании дошкольников при рациональных затратах и времени всех участников педагогического процесса.

    Реализация поставленной цели требует постановки и решения  следующих задач:

  1. проанализировать состояние, основные тенденции развития массовой практики, а также передового педагогического опыта организации работы по социально-правовому воспитанию в ДОУ РФ и сопоставить их с уровнем развития в своем детском саду;
  2. выделить круг теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо для педагогического коллектива МДОУ № 5 по реализации содержания вопроса;
  3. формировать предметно-развивающую среду и условия для обогащения разнообразной деятельности детей в социально - правовом воспитании;
  4. провести мониторинг учебно-воспитательного процесса;
  5. создать модель взаимодействия детского сада и семьи в формировании ценностных ориентиров социально-правового воспитания дошкольников.

    Цель в работе с дошкольниками – ознакомить с их основными правами, сформировать их правовую культуру, чтобы основные нравственные качества стали неотъемлемой частью их жизни.

    Цель в работе с педагогами – обогащение опыта работы педагогов в социально – правовом воспитании дошкольников, повышение качества воспитательно - образовательного процесса на основе использования современных программ и технологий.

    Цель в работе с родителями – формирование правового сознания родителей, обучение родителей стратегии игрового взаимодействия с детьми в семье, повышение их педагогической культуры.

Наличие теоретической базы

  В своей работе педагогический коллектив руководствуется важными документами, призванными обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

- Декларация прав ребенка. (1959г.).

- Конвенция ООН о правах ребенка. (1989г.).

- Закон «Об образовании» (1992г.).

- Семейный кодекс РФ(1996г.).

- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

В работе по разработке инновационных материалов мы использовали технологии:

1. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И.

Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: педагогическое общество России, 2005.

В пособии рассматриваются разные вопросы реализации прав ребёнка: система работы с родителями, система работы с детьми, психологическое сопровождение, методическое обеспечение. Воспитательная работа  представлена как результат деятельности по оригинальным авторским методикам, апробированным в течении многих лет. Цель пособия: помощь педагогам в освоении методики воспитательной работы по реализации прав ребёнка в ДОУ.

2. Копытова Н.Н.  Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

В пособии представлен опыт работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Предложен план работы с детьми, воспитателями и родителями. Сотрудники ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребёнка, но и пропагандировать их среди родителей и , конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами человека.

3.Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка:   Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Е.В. Соловьёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. – М.: АРКТИ, 2003.

В пособии представлен основанный на практическом  опыте авторов материал по ознакомлению дошкольников с правами ребенка, в том числе: конспекты занятий, разработанных на основе соответствующих статей Конвенции. А также игровые задания, совместные с родителями мероприятия, работа вне занятий, работа с кадрами и родителями. В приложениях – материал для консультаций педагогов и родителей, анализ комплексных анкет-опросников, сценарии совместных с родителями мероприятий, альбом «Ребёнок имеет право…».

4.    Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./С.А. Козлова. Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками. /Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА –ПРЕСС», 2000г.

Книга знакомит читателя с программой социального развития ребёнка «Я – Человек» и разнообразными методическими приёмами работы по этой программе в ДОУ.

Теоретические положения проиллюстрированы конспектами занятий, которые в течение нескольких лет проводились воспитателями, методистами, аспирантами под руководством автора – доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии дошкольного воспитания МНПУ.

  Пособие будет полезно родителям, так как подскажет, о чём и как   разговаривать с собственными детьми, помогая им входить в сложный социальный мир.

Ведущая педагогическая идея

    Если мы в своем детском саду разработаем систему работы  по социально - правовому воспитанию, то в результате этого улучшится:

-эмоционально - психическое состояние воспитанников, сформируется позитивное отношение к окружающему миру, сверстникам, взрослым, воспитанники усвоят правовые нормы;

-будут разработаны методические рекомендации  для воспитателей по социально-правовому воспитанию дошкольников на разных возрастных этапах;

-повысится качество образования на основе использования современных программ и технологий;

- повысятся знания родителей в области социально – правового воспитания на разных возрастных этапах.

Оптимальность и эффективность средств

В ДОУ была создана педагогическую модель социально-правового воспитания, которая способствовала тесному сотрудничеству всех специалистов: руководителя ДОУ, старшего воспитателя, музыкального руководителя, преподавателя по  изодеятельности, инструктора по физкультуре и воспитателей на основе реализации интегрированного подхода к различным видам деятельности дошкольников.

Данная проблема рассматривалась в двух направлениях: социально - правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий, соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

    Работа педагогического коллектива  строилась по направлениям:

- ознакомление детей с их правами,

- работа с педагогами,

- работа с семьей,

- работа с социумом.

Первым этапом работы стало изучение педагогами «Конвенции о правах ребенка», «Семейного кодекса» и других законодательных документов. После ознакомления с документами педагогам предложили анкеты, тесты, цель которых выявить, насколько глубоко они понимают содержание Конвенции, и определить дальнейшее направление работы.

Вторым этапом работы стало составление плана мероприятий с воспитателями. С педагогами были проведены консультации: «Формирование представлений о правах и обязанностях у старших дошкольников», «Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка»; семинары: «Правовое образование в ДОУ», «Организация правового воспитания старших дошкольников», педсоветы: «Воспитание у детей этики межнационального общения», «Система правового воспитания в дошкольном учреждении», «Гражданско-правовое воспитание детей. Миф или реальность». Мною были составлены перспективные планы по социально – правовому воспитанию с детьми по возрастам, воспитатели разработали конспекты занятий.

Работу по социально-правовому воспитанию невозможно проводить вне связи с семьей. Поэтому первостепенной задачей в работе педагогов с родителями стало изучение нормативно-правовых документов (после проведенного анкетирования).

Работа с родителями велась на основании разработанного плана деятельности.

Были оформлены:

- стенд «Права ребенка»,

- информационные уголки в группах,

- папки-раскладушки «Ребенок имеет право», «Права ребенка».

Проведен цикл консультаций, общее родительское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка», лектории.

В детском саду для родителей был организован клуб «Берегиня», на занятиях которого мы знакомили родителей с документами по защите прав ребенка, обыгрывали ситуации, проводили викторины.

    Работа с детьми по социально-правовому воспитанию велась по трем направлениям:

- подача информационного материала детям;

- практическое участие детей в специально организованных ситуациях;

- перенесение полученных знаний и умений в практику.

Она реализовалась  через различные виды деятельности:

- занятия цикла «Правовые знания – детям»,

- праздники, развлечения,

- дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры,

- использование художественных и музыкальных произведений,

- художественно-продуктивный труд,

-проектную деятельность.

Воспитателями подобран  разнообразный дидактический материал для практической работы с детьми, оформлена картотека дидактических игр и упражнений по правовому воспитанию, подобрана библиотечка художественной литературы.  

В каждой возрастной группе оформлены альбомы: «Ребенок и его права», «Мои права».

Результатом совместной работы  педагогов и родителей стала разработка одиннадцати творческих игровых проектов и их презентация: «Материнская любовь», «Все люди разные», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундучка», «Азбука солнечного настроения», «Прикоснись ко мне добротой», «Коли семья вместе, так и душа на месте». Подготовка проектов, по словам родителей, подарила много радости и удовольствия от общения со своими детьми.

Воспитатели детского сада делились опытом работы с коллегами МДОУ. Были проведены открытые просмотры и представлена видеопрезентация из опыта работы над проектами.

Результативность опыта

    Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении, как  взрослых, так и детей, в том числе осознание своих  прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах.  Совместная  работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

Мониторинг качества образовательной деятельности по социально – правовому воспитанию старших дошкольников на начальном этапе (2007 – 2008 уч. год )  показал, что из 100 воспитанников высокий уровень имело 32%, средний уровень- 40%, низкий уровень – 28%. В 2011 – 2012 уч. году из 89 воспитанников  количество воспитанников с высоким уровнем развития выросло( 60%), со средним – 28%, с низким уровнем уменьшилось (12%).

Возможность тиражирования

    Мой опыт работы по данному направлению  был напечатан в межвузовском сборнике научных трудов ГОУ ВПО «МГПИ им. М.Е.Евсевьева  в 2010году.

    В результате завершения работы коллектива в режиме инновационной деятельности  на заседании Совета по инновационной деятельности будет предоставлен отчет в форме презентации и готовится к изданию сборник материалов для педагогов МДОУ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Представление собственного инновационного педагогического опыта.

Актуальность этого опыта заключается в том что именно игра  выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удо­вольствия, по которым игровую деятел...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме  «Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой»...

Наличие собственного инновационного педагогического опыта «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»

Собственныйо инновационный педагогический опыт  по теме:  «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей» ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Наличие собственного инновационного педагогического опыта

От первого слова малыша до красивой связной речи долгий путь.Проблема, над которой я работаю: «Формирование и развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста».Перед собой я поставила следую...