Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.
статья по теме
Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.
В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде?
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении должны быть созданы определенные условия: спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которое обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу. Воспитательно-образовательный процесс должен строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий и должны обязательно соблюдаться принцыпы Принципы здоровьесберегающих технологий:
- “Не навреди!”
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
- Принцип доступности и индивидуальности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Под руководством взрослых ежедневно должны проводиться мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание – 30 - 40 минут коррекционной работе Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Ритмическая гимнастика
- Гимнастика состоящая из хороводов
- Сюжетные танцы
- Обыгрывание сюжетного стихотворения
- Подвижные игры
- Оздоровительный бег
- Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
- Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
- Гимнастика по интересам и игры по желанию детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия
Особое значение в воспитании здорового ребенка развитию движений и физической культуры детей уделяется на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
- Традиционные
- Игровые
- Тренировочного типа
- Тематические
- Интегрированные-оздоровительные
- Занятия ритмической гимнастикой
- Занятия по интересам
- Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
- Занятия – соревнования
- Сюжетно-игровые
И включают в себя следующие элементы: Стретчинг – комплекс упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения должны носить игровой, сюжетный характер, способствовать укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета». В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы можно использовать ортопедическую гимнастику. Дыхательная гимнастика неотъемлемая часть физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга используется пальчиковая гимнастика. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц. Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии Технологии музыкального воздействия. Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам. Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья ребёнка. Проводится со старшей группы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ
Утренняя гимнастика: - дыхательная гимнастика А. Стрельниковой; - пальчиковая гимнастика; - общеразвивающие упражнения; - танцевальные упражнения; - использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др. Перед занятиями: - точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж. Физкультминутки на занятиях: - дыхательные упражнения; - пальчиковая гимнастика. Утренняя прогулка: - дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения; - оздоровительная ходьба, бег. Перед сном: - релаксация, саморегуляция. После сна: - гимнастика пробуждения; - дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза). Перед ужином: - массаж на профилактику простудных заболеваний; - физкультурные занятия – 2 раза в неделю; - ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Включает несколько видов массажа.
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день. Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ 1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями. 2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. 3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное оборудование. 4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения. 5. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные упражнения. 6. После сна выполнять движения для пробуждения. 7. Применять точечный массаж 8. В весеннее – зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей. Температура на уровне ребенка от 2 до 3 лет + 19 - + 20. при такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально. Дети должны находится в 2-слойной одежде: - у мальчиков: шорты, майка, рубашка; - у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы, босоножки. Хождение босиком после сна до 5 минут. Проводится сквозное проветривание (5-7 мин.) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже + 18 градусов.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
- Оздоровительная гимнастика.
- Игры – релаксации.
- Разные виды массажа.
- Элементы упражнений йоги.
- Привитие детям гигиенических навыков.
- Простейшие навыки оказания первой помощи.
- Физкультминутки во время занятий.
- Функциональная музыка.
- Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
- Массовые оздоровительные мероприятия.
- Упражнения для глаз.
2. Работа с семьей.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Консультации.
- Индивидуальные беседы.
- Выступления на родительских собраниях.
- Распространение буклетов.
- Выставки.
Проведение совместных мероприятий
3. Работа с педагогическим коллективом.
- Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
- Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
- Посещение научно-практических конференций.
4. Создание условий и развивающей среды.
- Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
- Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
- Подбор картотек.
- Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
- Ведение кружков.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении психического и физического здоровья детей»
В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях....
Анализ деятельности МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко» по проблеме сохранения психического и физического здоровья детей.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских сад...
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей
Консультация для родителей...
Роль образовательной организации в сохранении психического и физического здоровья детей.
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У нег...
Педагогический совет «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....
Здоровьесберегающая среда как условие сохранения психического и физического здоровья детей. (из опыта работы Минашкиной Елены Валерьевны воспитателя подготовительной группы №3)
Из опыта работы. Здоровьесберегающая среда как условие сохранения психического и физического здоровья детей....
Педсовет на тему: «Использование нетрадиционных методов, технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в ДОУ»
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цел...