Описание опыта работы по теме: «Дидактические игры в развитии сенсорного восприятия детей»
материал

Шайгарданова Гульдар Расиховна

«…игры - одно из самых сильных воспитательных средств

в руках общества. Игру принято называть основным видом

деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и

развиваются разные стороны его личности,

удовлетворяются многие интеллектуальные и

эмоциональные потребности, складывается характер…»  Б.П.Никитин

 

Тема опыта: «Дидактические игры  в развитии сенсорного восприятия  детей»

Идея опыта:  Основной задачей сенсорного воспитания является формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, лепки, труда в природе и т.д. А дидактические игры способствуют решению этой задачи, так как они имеют большое значение в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать умозаключения. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом  новой игры, как бы не замечает того, что он учится, при этом он то и дело сталкивается с трудностями. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, от одобрения его взрослыми, а главное – от самостоятельности в решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_shaygardanova.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

        «…игры - одно из самых сильных воспитательных средств 

        в руках общества. Игру принято называть основным видом

деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и

развиваются разные стороны его личности,

удовлетворяются многие интеллектуальные и

эмоциональные потребности, складывается характер…»                                                                   

Б.П.Никитин

Тема опыта: «Дидактические игры  в развитии сенсорного восприятия  детей»

Идея опыта:  Основной задачей сенсорного воспитания является формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, лепки, труда в природе и т.д. А дидактические игры способствуют решению этой задачи, так как они имеют большое значение в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать умозаключения. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом  новой игры, как бы не замечает того, что он учится, при этом он то и дело сталкивается с трудностями. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, от одобрения его взрослыми, а главное – от самостоятельности в решении задач.

ИПМ 1. Сведения об авторе:

Ф.И.О: Шайгарданова Гульдар Расиховна

Образование: среднее специальное. Салехардский  педагогический колледж народов  Крайнего Севера по специальности «Дошкольное воспитание».

Специальность: воспитатель.

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Сказка»

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 20 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 20 лет

Квалификация: первая квалификационная категория.

ИПМ 2. Условия формирования опыта

Сенсорное восприятие мира – это один из путей существования в гармонии с природой. Каждый человек связан с окружающей средой своими органами чувств. Именно благодаря  сенсорному взаимодействию человека с окружающей средой его интеллект растет, совершенствуется и развивается.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и названия. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или непохожих на него.

Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.

Игры детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он получает законы общения, социальные отношения, характеры, социальные роли людей. А дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направлены, прежде всего, на развитие восприятия и мышления.

      Игра - основной вид деятельности в развитии ребенка. Из своих наблюдений за играми детей я сделала вывод, что не все дети умеют применять полученные знания в повседневной игровой деятельности.

Поэтому я решила углубленно работать над темой: «Дидактические игры в развитии сенсорного восприятия детей». Ведь основной задачей сенсорного воспитания является формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, лепки, труда в природе и т.д. А дидактические игры способствуют решению этой задачи, так как они имеют большое значение в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать умозаключения. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом  новой игры, как бы не замечает того, что он учится, при этом он то и дело сталкивается с трудностями. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, от одобрения его взрослыми, а главное – от самостоятельности в решении задач.

ИПМ 3. Теоретическая база опыта

     В основу опыта легли дидактические игры. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует ни каких других целей, кроме получения удовольствия. Она созвучна природе ребёнка. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Игра для них - учёба, игра для них – труд,  игра для них – серьёзная форма воспитания. Наконец, игра это потребность растущего детского организма. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

            В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников я использую и направляю в целях решения определённых образовательных задач.

В своей работе я использую разработки дидактических игр и упражнений А.К.Бондаренко, З.А.Михайловой, Л.Ф.Тихомировой, З.М.Богуславской, Е.О.Смирновой, Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгиной, Н.Б.Венгер, Марии Монтессори, Т.В.Башаевой, Б.П.Никитина и др.. Мною изготовлено много дидактических игр для использования их, как на занятиях, так и в индивидуальном пользовании.

Использую следующую литературу:

  1. Т. М. Башаева «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук», М.:2001
  2. Воспитание сенсорной культуре ребенка// под  ред. Л.А. Венгер. М., 1988г//
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников// под. ред. Л.А. Венгер – М., 1978г.
  4. Игра дошкольника // под. ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989г.
  5. Косимова Т. А.  Игра в жизни ребенка. – М.,2007г.
  6. Метлева        JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
  7. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – М., 1989г.
  8. Н. Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-Пресс»,
  9. Никитин Б. П. Н62 Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.—160 с.
  10. Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст, выпуск 1 и 2) Воронеж, 2007 год.
  11. Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (старший возраст, выпуск 1 и 2) Воронеж, 2007 год. и  др.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта

      Актуальность моего опыта в том, что создание определённых условий для развития у детей восприятия способствует развитию психических процессов (памяти различных видов слуховой, зрительной, тактильной; памяти словесно-логической, наглядно образной, внимания, воображения), их познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Необходимость сенсорного воспитания с первых лет жизни человека признается всеми работниками дошкольного образования.

ИМП 5 Новизна опыта

         Учить чему-то одному – непростительная трата дорогого времени детства. Новизной работы будет то, что можно учить детей одновременно множеству разных вещей и, что гораздо важнее, - развивать их ум, абстрактное и образное мышление, воображение и фантазию, интуицию, чувство цвета, языковое чутьё и ещё много всего, в том числе различные виды памяти – зрительную, слуховую, тактильную, ассоциативную и логическую.

Всё это должно происходить параллельно и при этом очень естественно. Имея большой опыт педагогической работы, изучая методическую литературу, собрала и подобрала дидактические игры, различные упражнения, интересные подходы, способствующие  развитию сенсорного восприятия у дошкольников.  

ИПМ 6. Адресность опыта

     Предлагаемый опыт может быть интересен воспитателям, родителям. Он не сложен в применении, в результате можно получить желаемый положительный результат.  А главное  доступен  для понимания детям и  интересен.

      Все представленные игры могут быть использованы в любой общеобразовательной программе, как на занятии, так и в любом режимном моменте.

ИМП 7. Трудоёмкость опыта

 Представленные мною игры может провести любой заинтересованный педагог, и даже родитель.

Организация данной работы не трудоёмка и не требует больших материальных затрат. Даже отдыхая с детьми на природе или загорая на берегу моря, можно поиграть с детьми. Выложить фигуры  из камней, мокрого песка, травы, листьев и других подручных средств, назвать цвет и форму, окружающих предметов, послушать, как шумит море, шуршат листья, узнать на ощупь  и на вкус различные предметы и вещества. Да и бумага, пластилин и карандаши тоже найдутся в каждом доме.

Многие настольные игры можно сделать вместе с детьми из бросового материала.

Если использовать игры последовательно и в системе, переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные особенности ребенка, можно обучить ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях.

            Для успешного развития у детей сенсорного восприятия предметов и явлений нужно:

      - создание   соответствующей   предметно-развивающей    среды;

      - подбор дидактического материала;

      - доступность дидактического материала для    детей;

      - игровая мотивация;

      - индивидуальный подход к каждому ребенку;

      - постепенное усложнение игровых задач.

ИМП 8. Технология опыта

Для сенсорного развития детей я широко использую дидактические игры и упражнения разного вида. Я разделила все игры на группы по развитию каждого вида восприятия, которые постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий.

  Разновидности дидактических игр на развитие сенсорного восприятия:

 

 1. Игры на развитие восприятия формы предметов.

     а)  различение геометрических  фигур и тел;

     б)  на группировку предметов по форме;

     в)  на комбинирование форм;

     г)  на узнавание форм;

2. Игры на развитие восприятия цвета.

     а)   подбор нужного цвета;

     б)  сравнение предметов по цвету;

     в)  сочетание цветов;

     г)  последовательность цветов в спектре.

3. Игры на развитие восприятие величины

    предметов.

     а) различение предметов по величине

         (маленький,     средний, большой);

     б)  сравнение предметов по высоте;

     в)  сравнение предметов по длине;

     г)  сравнение предметов по ширине;

     д)  по толщине;

     е)  по весу.

4. Игры на развитие восприятия особых свойств  предметов.

      а) тактильное восприятие предметов;

      б) вкусовые качества;

      в) запах;

      г) дифференциация звуков и шумов;

      д) свойства материалов.

 

Я составила систему игр и упражнений и собрала их в авторское дидактическое пособие «Сенсорный домик».

Данное пособие предназначено: для стимуляции сенсорных функций зрения  осязания, слуха, обоняния, развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения. Это пособие создает положительный эмоциональный фон, повышает работоспособность ребенка, мотивацию к самостоятельной и экспериментальной  деятельности, активизирует когнитивные процессы (мышление, внимание, восприятие, память) у дошкольников.

Задачи, которые я ставлю перед собой при использовании данного пособия:

  • учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;
  • учить выполнять дыхательную гимнастику;
  • развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать у детей речь, внимание, воображение, память;
  • развивать у детей коммуникабельные способности;
  • формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет,      

     величина, форма, вес, звук, запах и т.д.);

  • воспитывать самостоятельность, умение играть вместе,  взаимодействовать в коллективе.

Дидактическое пособие  используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Используя данное пособие в работе,  разработала рекомендации по его использованию:

  • Первые игры должны быть легкими для восприятия.
  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
  • Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.

Дидактическое пособие «Сенсорный домик» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места.  Пособие изготовлено из клетки для птиц. Внутрь него  положены массажные шарики разного цвета, мячики для пинг-понга, на верхней плоскости размещены фигурки животных. На внешних сторонах и ребрах куба находятся ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки, прищепки, колокольчики и т.д. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Пособие используется в работе с детьми от 3 до 7 лет.

При использовании данного дидактического пособия применяются следующие  здоровьесберегающие технологии: массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие тонкой  моторики пальцев рук

Разработанное мною дидактическое пособие «Сенсорный домик»  позволяет соединить в  комплексе дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук и здоровьесберегающие технологии.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Она содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Я являюсь одновременно и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. В основе любой игровой методики, проводимой как на занятии, так и вне занятия,  лежат следующие принципы:

  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач, наглядные пособия) помогает детям воспринимать задание как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
  • Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую более сложные.
  • Соревновательность создаёт у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой .

            На основе указанных принципов я сформулировала требования к проводимым играм:

  • - Все новые игры базируются на знакомых детям играх.
  • - Каждая игра должна содержать элемент новизны.
  • - Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной мне, игра – дело добровольное. Ребята имеют всегда возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
  • - Игра – не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему это: элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку, создание какой-то проблемы, разрешение ситуации, спора.
  • -  Эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
  • - Игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
  • - Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а ещё лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто,  как проявил себя,  и как надо было бы избежать конфликта.

ИПМ 9. Результативность опыта

 Дидактические игры позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.

        Результаты мониторинга достижения детей   по сенсорному воспитанию за 2009-2012  годы  показали, что  дидактические игры играют важную роль не только в сенсорном развитии детей, но и во всестороннем развитии их: пополняется и активизируется словарь, формируется умение правильно выражать свои мысли, развивается связная речь, память, мышление, воображение. У детей сформированы представления о сенсорных эталонах: они знают все цвета спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, умеют получать новые цвета, смешивая краски, знают геометрические фигуры и тела и их разновидности, умеют их различать и группировать по одному из признаков, умеют устанавливать соотношения между величинами предметов, измерять при помощи условных мер различные параметры предметов, умеют определять не только на глаз, какой формы, величины предмет, но и на ощупь называть его особенные качества, они умеют рисовать, лепить и конструировать, используя знания о форме, цвете, пропорциях составных частей предметов, умеют называть свойства и качества предметов и материалов, дети умеют замечать отличия и сходства предметов, устанавливать причинно-следственные связи между ними

РЕЗУЛЬТАТЫ    МОНИТОРИНГА  по сенсорному воспитанию за 2009-2012 год 

                                                                                                 

Учебный год

Количество детей

Уровни освоения программы

Высокий

Средний

Низкий

2009-2010

25

10(40%)

15(60%)

0%

2010-2011

25

13(52%)

12(48%)

0%

2011-2012

26

17(65%)

9(35%)

0%

Среднее

 кол -во

25

13(52%)

12(48%)

0%

В сравнении с 2011 – 2012 учебным годом качественный показатель достижения детей   по сенсорному воспитанию с  высоким уровнем повысился на 13% по сравнению с   2010-2011 годом.

Диаграмма 1


Вывод:  Общий процент обученности по результатам диагностики данных показателей по сенсорному воспитанию составляет 100%. 

Средний процент с высоким уровнем детей за три года составил 52%, со средним уровнем 48% (диаграмма 1)

Диссеминация  педагогического опыта. Данная методическая разработка была представлена в мае 2012 года на методическом объединение воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Лабытнанги по теме «Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ» и представлен мастер-класс по использованию данного дидактического пособия.

По дидактическому пособию разработана презентация, которая включает описание игр, упражнений, которые применяются при использовании этого пособия.

Это пособие было представлено на конкурсе исследовательских проектов педагогов образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа в 2012 году и заняло 20-е место среди 135 участников в номинации "Социальные науки".

Приложение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«СЕНСОРНЫЙ ДОМИК»

Автор воспитатель:

Шайгарданова Г.Р.

Воспитатель

МАДОУ «Сказка»

        Пособие предназначено:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и  

          т.д.);

  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения

          состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

  • создания положительного эмоционального фона, повышения

          работоспособности ребенка;

  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия,

          памяти);

  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной      

          деятельности дошкольников.

Задачи, которые я ставлю перед собой при использовании данного пособия:

  • учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;
  • учить выполнять дыхательную гимнастику;
  • развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать у детей речь, внимание, воображение, память;
  • развивать у детей коммуникабельные способности;
  • формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет,      

     величина, форма, вес, звук, запах и т.д.);

  • воспитывать самостоятельность, умение играть вместе,  взаимодействовать в коллективе.

Дидактическое пособие  используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Пособие используется в работе с детьми от 3 до 7 лет.

Дидактические принципы  использования пособия:

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность.

Для изготовления пособия потребуется: клетка для попугая, коробочки от киндер-сюрприза, прищепки, скрепки, разноцветные ленточки, разноцветные шнуры, мячики для пинг-понга, колокольчики разного размера и разного звучания, бусы, крупные пуговицы, кусочки тканей, горох, фасоль, гладкая и шершавая бумага, перышки, магниты, массажные кольца, массажные шарики, бигуди, пробки от пластиковых бутылок, трубочки для коктейля, щетки зубные, карандаши, фигурки деревянные с отверстиями для шнуровки, шарики воздушные.

Пособие изготовлено из клетки для птиц. Внутрь него  положить массажные шарики разного цвета, мячик для пинг-понга, на верхнюю плоскость повесить фигурки животных. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки, прищепки, колокольчики, магнитики, шнурочки, бусы.  

Варианты заданий:

«Массаж»


Задачи:
развивать  мелкую ручную  моторику, память, речь, учить выполнять    

               массаж ладоней, пальцев круговыми  и прямыми движениями.

Для массажа ладоней предложите детям массажные шарики, зубные щеточки, карандаши, приговаривая:

Девочки и мальчики,

Разминаем пальчики.

Шарики (щеточки, карандаши) возьмём

И ладошки разомнем.

«Колкие иголки»

Задачи: развивать  мелкую ручную  моторику, память, речь, учить выполнять    

               массаж ладоней, пальцев.

Ребенок катает бигуди между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.

«Помощники»


Задачи:
развивать тонкие движения пальцев рук, память, внимание, речь, закреплять знание цветов спектра.

Первый вариант: Натягиваем шнурок горизонтально. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину (красную, желтую и т.п.) веревку.

Можно выбирать прищепки одного цвета, прищеплять в определенном порядке, чередуя цвета.

Второй вариант: Дети  прищепляют  на  ленточки  прищепки,  можно  вместе  с  лоскутком ткани  и  говорят:

Белье на веревку

Вешали ловко.

Дружно маме помогали

И нисколько не устали.

"Кыш!"

Задачи: развивать  мелкую ручную  моторику, память, речь, учить выполнять    

               массаж с помощью прищепки.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:


"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

  «Домик для магнита»

Задачи: познакомить со свойствами магнита, развивать память, речь, внимание,              

               тренировать мелкую моторику.

Предложить ребенку найти домик для магнита, где ему будет хорошо. А хорошо ему там, где он будет крепко держаться. Ребенок прислоняет магнит к различным предметам: деревянным, пластмассовым, металлическим.

Делаем вывод:

В деревянном домике магнитик не живет,

Из пластмассовой избушки тоже он уйдет,

А вот в железном домике уютно будет жить.

И в гости он магнитики сможет пригласить.

«Скалолаз»

Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание.

 

Ребенок по вертикальной, горизонтальной плоскости клетки ходит указательным и средним пальцами, как ножками. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

Скалолаз наш очень ловкий

Лезет в гору без страховки.

«Лыжи»

 Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:


Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.


 «Косички у сестрички»

Задачи: Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, воображение.

Ребенок плетет из шнурков  косичку, завязывает бантики со словами:

Я своей сестричке

Заплету косички,

Бант Танюшке завяжу,

Всем ребятам покажу.

«Футбол»

Задачи: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, речь, память,

               воображение; воспитывать умение играть сообща.

В игре участвуют один или несколько детей.

Первый вариант: Просовывая карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая:

Буду я играть в футбол

И забью в ворота гол.

Второй вариант: Просовывая коктейльную трубочку в отверстие предложить дуть на мячик  для пинг-понга, стараясь попасть на сторону противника.

«Мамины бусы»

Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

Дети на шнурок нанизывают бусы со словами:

К маме Даша приходила,

Маму в бусы нарядила.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.

Можно выбирать бусины  одного цвета, нанизывать в определенном порядке, чередуя по цвету, величине.

«Звонарь»

Задачи: развивать мелкую моторику, память,   речь, слуховое внимание.

Предложить ребенку просунуть карандаш в отверстие и постучать по колокольчику, говоря на каждый ударный слог.

Ты звони как встарь,

В колокол звони, звонарь.

Ты звони, звони скорей,

Созывай моих друзей.

«Богатыри»

Задачи: развивать координацию движений, мелкую моторику, память,   речь

Два ребенка становятся с противоположных сторон клетки, просовывают карандаш и пытаются сражаться, словно богатыри, мечами.

Произносят слова:

Мы ребята силачи

Взяли острые мечи.

Раз, два, три, четыре, пять -

Кто ж не хочет сильным стать?

«Лесенка»

Задачи: развивать моторику рук, речь, внимание, память, воображение.

Дети  нанизывают скрепки друг на друга, образуя лесенку, говоря при этом:

Смастерим мы лесенку,

Лесенку - чудесенку.

И на ней достанем мы

И до звезд и до луны.

«Швея»

Задачи: развивать мелкую моторику, память, воображение, речь, внимание.

На шнурок нанизываются крупные пуговицы.

Без работы не скучаю,

Пуговицы пришиваю.

«Цветок»

Задачи: развивать тактильную чувствительность, внимание, речь, память.

Ребенку предлагают цветок из гладких и шершавых лепестков. Он водит по лепесткам пальцами и называет качество лепестка (гладкий, шершавый)

Удивительный цветок

Шершавый, гладкий лепесток.

«Весы»

Задачи: развивать навыки классификации, внимание.

На стенке клетки висят 2 коробочки от киндер-сюрприза. Одна пустая, другая наполнена гайками.

Воспитатель говорит:

Раз, два, три, четыре –

На весы поставим гири.

Взвесим вафли, шоколад,

Мармелад и виноград.

Ребенку предлагается определить, где легкая, а где тяжелая гиря.

«Магазин»

Задачи: развивать тактильную чувствительность, внимание, воображение.

Воспитатель говорит:

Будем в магазин играть,

Будем ткани выбирать.

Платье мы сошьем для Маши,

А рубашечку для Саши.

Ребенок называет качество ткани, находит пару сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

«Пчела и цветы»

Задачи: развивать обоняние, внимание, воображение, навыки классификации.

Слова воспитателя:

На лугу пчела живет,

Собирает она мед.

От цветка к цветку летает,

Нежный аромат вдыхает.

Ребенок нюхает коробочки от киндер-сюрприза.

(В них проделаны отверстия и помещены различные пахучие предметы.) Малыш по запаху определяет, что находится в коробочке. Ребенку можно предложить найти пару по запаху. 

«Оркестр»


Задачи:
развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь, память.


Коробочки  из-под  киндер-сюрприза  заполнены:  горохом,  фасолью, гайкам, скрепками и т.п. Они звучат по-разному. Можно предложить детям погреметь коробочками одновременно - организовать оркестр, сопровождая его словами:

На пенечки зайки встали,

В барабаны заиграли.

Бум- бум, та - ра - ра

Веселится детвора.

«Тихо - громко»

Задачи: учить дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, слуховое восприятие, внимание, воображение, речь, память.

Коробочки  из-под  киндер-сюрприза  заполнены:  горохом,  фасолью, гайкам, скрепками и т.п. Они звучат по-разному. Можно предложить детям погреметь коробочками по очереди и определить самый тихий (громкий) звук.

«Найди пару»

Задачи: учить дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, слуховое восприятие, внимание, воображение, речь, память.

Коробочки  из-под  киндер-сюрприза  заполнены:  горохом,  фасолью, гайкам, скрепками и т.п. Они звучат по-разному. Можно предложить детям погреметь коробочками по очереди и найти пару по звучанию.

«Катушка»

Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, воображение, внимание.

На нитке закреплена пустая катушка, ребенок наматывает на нее шнурок со словами:

Я возьму катушку,

Нитку накручу

И свою подружку

Тоже научу.

Дыхательная гимнастика «Ветер»

Задачи: учить детей выполнять дыхательную гимнастику, развивать память,

               речь, внимание, воображение.

На ниточке висит перо. Ребенок произносит слова и дует на перо.

Дует ветер, дует смелый,

Вот и птичка полетела.

Полетела высоко,

Машет крыльями легко.

Можно предложить подуть на фигурки или на колокольчик, на разноцветные ленточки, которые висят внутри клетки.

 «Ураган»

 

Задачи: учить детей выполнять дыхательную гимнастику, развивать силу

               выдоха, внимание, память, речь, воображение.

Ураган налетел,

Колокольчик зазвенел,

И с высокой горы

Покатились шары.

Предложить ребенку подуть на колокольчик, висящий внутри клетки по центру, так, чтобы колокольчик зазвенел.

Гимнастика для глаз «Зарядка»

Задачи: учить снимать напряжение с глаз, развивать внимание, зрительную

               память, речь.

Предложить ребёнку посмотреть поочередно на различные предметы, подвешенные внутри клетки, меняя угол зрения. Сконцентрировать взгляд ребенка на магнитные фигурки, расположенные на внешней боковой стороне клетки. Можно посмотреть на левый верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину клетки. Попросить ребенка следить глазами за перемещением указки в разных направлениях со словами:

Глазки делают зарядку.

Начинаем по порядку:

Раз, два, три -

Влево, вправо посмотри,

Ну, скорее не ленись,

Посмотрели вверх и вниз.

А теперь не зевай,

Глазки по кругу вращай.

Рекомендации по использованию пособия

Используя данный материал, рекомендую:

  • Первые игры должны быть легкими для восприятия.
  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
  • Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.

Дидактическое пособие «Сенсорный домик» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держ...

Сообщение из опыта работы на тему: " Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей "

Сообщение из опыта работы на тему: " Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей "...

Обобщение опыта работы на тему «Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»   сообщение Савидовой Надежды Юрьевнывоспитателя группы общеразвивающей направленности от 2- до 3- лет...

Презентация из опыта работы на тему: "Дидактические игры для развития речи детей в раннем возрасте"

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА   В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он ...

Обобщение опыта работы по теме "Дидактические игры как средство развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"

Обобщение опыта работы по теме "дидактические игры как средство развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"...

Обобщение из опыта работы на тему: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...