Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».
методическая разработка по теме

Бахмач Светлана Анатольевна

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держивать диалог, отвечать на вопросы и са­мостоятельно задавать их. Учатся составлять простейшие, о интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматичес­ки и фонематически правильно строить фразы, что способствует овладению детьми монологи­ческой речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

  Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения. Развитие речи теснейшим образом связано с Формированием мышления и воображения. При нормальном развитии у детей дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

У детей с речевой патологией обнаруживается сложное сочетание нарушений речи. Нарушение речи отрицательно влияет прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией отмечается недостаточная гибкость и динамичность мыслительных операций, более замедленный темп чувственных действий, повышенная психическая истощаемость. Всё это входит в синдром дефицита внимания, часто проявляющегося при речевой минимальной мозговой дисфункции, являющейся первопричиной речевых нарушений (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртыми формами дизартрии).

В структуре речевого дефекта выявляются более многообразные психические симптомы: недостаточность психической активности и регуляции деятельности, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, нарушения познавательной деятельности, обусловленная двигательными расстройствами (астенизация мыслительных процессов, понижения уровня устойчивости и переключения внимания, нарушение со стороны эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость),снижение слухоречевой и зрительной памяти, фонематического слуха, трудности в организации восприятия и движений, нарушения со стороны как общей, так и мелкой моторики),чаще нарушены тонкие дифференцированные движения, нарушения зрительно- моторной координации движений. Все выше перечисленные симптомы сопутствуют речевым нарушениям, в последнее время чаще с ОНР, при котором страдает вся речевая система в целом: отмечается бедность, неточность словаря, нарушения фонематической стороны речи и лексико-грамматической, нарушения восприятия и воспроизведения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

  Определённое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи являются дидактические игры экологического содержания.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобитонных конструкций.

Да и природа всё больше "притесняется": разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях.

Обострённое внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателя пересмотреть содержание экологи-

ческого воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

"Экология" в переводе с греческого (экос-дом, жилище,

Родина; логос-учение) означает-наука о Доме-Родине.

Цель экологического воспитания: - формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания: - формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;

- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

- воспитывать у детей заботливое отношение к природе, путём целенаправленного общения их с окружающей средой; - средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.

  Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру,

будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспита-

ние.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель не забывает об игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности. Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что даёт ему возможность активно действовать. "Ребёнок до десятилет-

него возраста требует забав, и требование его биологи

чески законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой. " (М.Горький)

  Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. Важное место среди игр занимают дидактические игры экологического содержания. Разрезные картинки, различ-

ные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Такие игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трёх и более участников. А все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабель-

ность, толерантность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.

  Уже с младшего возраста педагог ставит перед собой задачу заложить первые ориентиры в мире природы-растений и животных как живых существ и независимости от условий жизни.

 Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружаю-

щих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В этом возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с кото-

рыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину,

степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

В этом помогут такие игры как:

 "Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);

 "Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь;

 "Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном;   "Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;

 "Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;

 "Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.

  Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементар-

ных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Этому способствуют следующие игры:

 "Да или нет"- закрепление знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт;

 "Угадай чей хвост"- развивает способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных; 

 "Отгадай мой "домик""- определение места жительства животного;

 "Кто как двигается"- систематизация животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники);

 "Кто во что одет"- систематизация животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть);

 "Кто где живёт", "Земля, вода, огонь, воздух"- систе-матизация животных по среде обитания;

 "Чьи детки?"- закрепление знаний о животных, их детёнышах;

 "В зимней столовой"- закрепление знаний детей о зимующих птицах и их названиях и другие игры.

  С детьми 3-4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движениями. Гуляя в парке, на участке,

покажите ребёнку опавший лист и попросите найти такой же, затем предложите ему указать дерево, с которого

упали эти листья, и назвать его.

 Когда ребёнок научится различать 2-3 дерева, предложите ему поиграть:

 «-Я сосчитаю до трёх и назову дерево, а ты беги к нему поскорее».

Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие, лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции,

ориентирование в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.

 Играя с детьми надо также помнить о том, что содержание игр не противоречило современному взгляду на экологическое развитие детей, педагогу в процессе их объяснения целесообразно обращать внимание на реальные связи и зависимости, существующие в природе, на взаимоотношения человека и природы. Некоторые игры можно дополнить таким образом, чтобы играя, дети осваивали опыт гуманно-ценностного отношения к природе

(например, изменить конец в игре "Гуси"; ввести дополнительные роли в игру "Птицелов"; ввести ласковые обращения к природе со словами благодарности в игре "Эхо"; придумать продолжение игры "Солнце и месяц".)

 Дидактические игры природоведческого характера помогают воспитателю не только в закреплении знаний о природе, но и развивают речь детей, воспитывают речевой слух, силу голоса, темп, ритм. Таковы, например, игры: "Солнце и дождик", "Отгадай"-приучат внимательно слушать речь и научат отгадывать простые загадки ("На заборе сидит, громко-громко кричит: ку-ка-ре-ку. Зёрнышки клюёт, деток зовёт: ко-ко-ко не ходите далеко.)

 В ряде игр средней группы становится задача повышенной сложности: из слов, называемых воспитателем, на слух выделять те, в которых есть заданный звук, отмечая его хлопками: песня комара "з",-воды-"с",-гуся-"ш".

Игра на силу голоса "Угадай, чей голосок? "-узнавание и подражание голосам животных.

Дидактические игры по обучению детей связной речи: "Магазин", "Нам прислали посылку" ,где раздаются предметы(овощи и фрукты, листья…)и ставится задача рассказать о них.

В игре "Найди дерево по описанию" рассказывается о стволе, ветках (тёмные, светлые), листьях (резные,

жёлтые, оранжевые) и т.д.

  Особое место в экологическом воспитании занимает работа с дошкольниками старшей и подготовительной групп (5-7 лет).Именно в этом возрасте у ребёнка появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей.

 В работе с детьми этого возраста используются такие игры природоведческого содержания: "Зоологическое лото", "Ботаническое лото", "Живая природа", "Парочки",

"Загадки о животных", "Узнай живой мир", лото "Собирай-

ка" и другие настольно печатные игры.

 Со старшими дошкольниками можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел такие растения,

где встречал таких животных, поговорить об их особен-

ности (окраска, форма, размер…), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Всё это развивает речь ребёнка.

 Игры с разрезными картинками, кубиками воспитывают

в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели, развивает его восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопостовлять их.

Чтобы развивать речь ребёнка в этих играх, можно попросить его в конце работы рассказать об изображённом животном, растении….

  Особое место в развитии речи занимают словесно-дидактические игры экологического содержания. В эти игры можно играть с дошкольниками разных возрастов. Они хорошо вписываются в разные бытовые ситуации. Например,

“Вкусные загадки”- определить овощи или фрукты на вкус не сложно, труднее выделить и назвать их характерные признаки:(морковь)твёрдая, хрустит, когда её ешь,

сладкая…. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал "съедобную" загадку.

Можно предложить отгадать фрукты или овощи на ощупь по следующим признакам: форме (морковь продолговатая,

заострённая с одного и закруглённая с другого конца),поверхности (твёрдая и гладкая).

 В самых разных ситуациях можно использовать игру "Отгадай по описанию": Растёт на грядке в огороде, сидит в земле долго, сама круглая с хвостиком, твёрдая, тёмно-красная. Что это?

 Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Если же он не сможет, подскажите: этот овощ кладут в борщ или винегрет, и еда становится тёмно-красной.

Затем можно ребёнку предложить самостоятельно придумать загадки-описания, что будет способствовать развитию его речи. Содержание таких игр может быть самым разным,

в зависимости от опыта ребёнка и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу, парке, сквере, участке ДОУ предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья, летом - цветы, насекомые, птицы; в группе и дома-комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольнике не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать предметы; относить их к той или иной категории. Вот некоторые из подобных игр:

  "Когда это бывает?"(взрослый называет природное явление, а ребёнок-время года). Например:

-снег идёт… (зимой);

-радуга на небе… (летом);

-жёлтые и красные листья на деревьях… (осенью);

-скворец несёт веточки в скворечник… (весной);

-скворец несёт в клюве червяка… (летом) и т.д.

  "Что это такое?"(взрослый называет растение или животное, а ребёнок - общую группу, к которой оно относится). Например:

 -воробей… (птица);

 -олень… (зверь);

 -ёлка… (дерево);

 -яблоко… (фрукт)и т.д.

  "Что третье?"(взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий). Например:

 -ромашка, колокольчик,… (клевер);

 -ворона, голубь… (сорока);

 -солнце, облако… (радуга);

 -берёза, липа… (сосна) ;

 -цветок, лист… (корень)и т.д.

  "Назови одним словом":

 -тигр, крокодил, собака… (хищники);

 -тигр, собака, кошка,… (звери, хищники);

 -собака, кошка, корова… (домашние животные, звери);

 -корова, овца, олень… (звери, парнокопытные, травояд-ные);

 -олень, волк, заяц… (звери, лесные животные).

 Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами, например в игре:

"Птицы в природе-пирамидки".

 Дидактическая задача игры: -развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев

(экологическую пирамидку);

-развивать умение объяснять причины отрицательного воздействия человека на одно из звеньев природы.

 Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, берёза);

цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

 Игровые действия: 1 вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трёх, четырёх

звеньев о птице, названной воспитателем.

2 вариант: воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья.

Дети должны найти "ошибку", исправить и объяснить,

почему они так считают.

  Ход игры. 1 вариант.

Воспитатель ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел.

-Где живёт дятел?  

Дети:

-в лесу на дереве (находят кубик с изображением большого дерева и выставляют их на стол).

Воспитатель:

-что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.

 Дети находят соответствующие кубики, изображавшие землю, воду, солнце и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.

Воспитатель:

-чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.

Дети находят кубики с изображением личинок, хвойных шишек и ставят их над деревьями, объясняя, почему они так сделали.

 Воспитатель:

-а где мы поставим кубик с картинкой дятла? Дети:

-над деревьями, потому что дятел питается личинками, которые находятся под корой деревьев, семенами шишек и сам живёт на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

 Ход игры.2 вариант.

Воспитатель составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающую воду.

Воспитатель:

-правильно я составила пирамидку?

-Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

 Дети:

-без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.

Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.

  Игра "Угадай, какой ты зверь?"

 Дидактическая задача:

-закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде;

-учить классифицировать животных.

 Оборудование: картинки с изображением животных.

 Игровое действие: отгадать какое животное изображено на картинке.

 Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребёнку выяснить, какой это зверь. Отвечать можно только "да", "нет", "может быть".

  Ход игры:

Воспитатель прикрепляет на спину ребёнка картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть и определить, "каким зверем" он стал. "Зверь задаёт вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его движений, повадки, среду обитания.

Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны и флоры.

Усилия воспитателя малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экология, закладывается в семье. Задача воспитателя сделать родителей участниками

Образовательно воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники. Для родителей проводятся консультации:

«Пусть научатся любить живую природу»;

«Из камушек и ракушек»;

«Трава у дома»;

«Куда пойти в выходной день летом с ребёнком»;

«Лицом к природе»;

«Кто нас слышит»;

«Обыкновенная корова»;

«Ребёнок и животное»;

«Поделки из природного материала»; и т. д.

 Родители привлекаются к изготовлению работ из природного материала, к изготовлению поделок, которые дают возможность "продлить жизнь" растениям, познать их красоту. Это и поделки из кореньев, шишек, сучков;

составление букетов по временам года; аппликации из засушенных трав, цветов, листьев, семян, мха, плодов.

 Итак, мы видим, что дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников очень важны:

1) игра-это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность;

2) игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне будут особенно эффективны, игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

Воспитатель должен помнить, знания, полученные ребёнком в игре важны не сами по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к животным существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности.

Сознание того чем он сможет помочь природе:

«Остановится, если захочет сломать ветку, сорвать ландыш или подснежник, поймать бабочку или стрекозу. А когда вырастет и станет взрослым самостоятельным человеком, не забудет о нашей доброй матери-природе. Будет беречь её, помогать ей, чтоб жить счастливо в нашем общем доме - на планете Земля.

  Вторая задача, которую я ставила перед собой, это развитие речи детей дошкольного возраста в дидактических играх экологического содержания, также имела положительный результат.

Дети на первом этапе в игре учились отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушивались в звучание слова, учились соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно),с разной силой голоса (тихо, громко). Дети отмечали интонационную выразительность речи, выделяли рифмующиеся слова, увлечённо играли с звучащими стишками. Постепенно речевые задачи усложнялись, дети в играх учились делить двусложные (ли-са) и трёхсложные (бе-ге-мот) слова на слоги (части), находить и называть каждую часть слова,

самостоятельно преобразовывать слова (мышь - мышечка, мышиный… ); отрабатывать дикцию (отчётливо и внятно произносить слова); совершенствовали фонематический слух (умение называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)). В играх дети формировали умение не только правильно называть предмет, но и его признаки, действия (белочка-красивая, рыженькая, быстрая…; бегает, прыгает…).

Дидактические игры природоведческого характера оказывают благотворное влияние на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Например, медвежья берлога, лапа, голова, спина, шерсть; медвежий хвост, нос; медвежье ухо, туловище; медвежьи уши, лапы, следы, привычки, детёныши и д.р..

Играя в дидактические игры дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчинённым предложением. Например: «Птицы улетают, потому что нет корма для них.» Дети делают выводы, развивают логику мысли. В игре создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, последовательность,

чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать,

рассказывать, описывать .

 Таким образом дидактические игры экологического содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрослыми и сверстниками, у них формируется умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Учатся составлять простейшие, о интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, что способствует овладению детьми монологической речью. Всё выше сказанное способствует в подготовке ребёнка к школьному обучению, адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный.  Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...

Сюжетно – ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Доказывается в работе значимость с-ролевых игр для развития речи детей...

Пальчиковые игры, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторик...

Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста.

О огромном значении мелкой моторики рук для развития речи детей....

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник т...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста"

В данной консультации описывается влияние пальцев на развитие речи детей дошкольного возраста....