Моя профессия педагог-психолог
методическая разработка по теме
классный час для выпускников в рамках курса профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_biblioteku_na_vstrechu_s_vpusknikami.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя профессия педагог-психолог
(тематический классный час
с выпускниками Подосиновской средней школы
в рамках курса по профориентации)
Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.
Л.Н. Толстой
Ф.И.О. Колесникова Светлана Валерьевна.
Место работы МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец.
Должности: инструктор по физической культуре и педагог-психолог.
Нагрузка: 1,5 ставки.
Общий стаж работы: 15 лет 9 месяцев; педагогический – 15 лет, 6 месяцев года; стаж работы педагогом-психологом – 9 лет (в данном учреждении), инструктором по ФК - 11 лет.
Квалификационная категория: первая.
Каждый из вас задаёт себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому что жизненно важны. У меня с этим все было гораздо проще… Есть такое высказывание: "Учатся только у тех, кого любят, любят тех, у кого испытывают успех!" Вот и я была влюблена в свою первую воспитательницу. И в дальнейшем уже не задумывалась кем мне стать – конечно же, воспитателем в д/с.
После окончания школы в 1994 году я поступила в Слободское педагогическое училище на воспитателя в дошкольных учреждениях и получила профессию воспитатель логопедической группы в детском саду. После его окончания, уже работая в д/с «Подснежник», решила не останавливаться на достигнутом и продолжила своё обучение заочно в ВГГУ г. Кирове на факультете дошкольная педагогика и психология. Имею квалификацию по диплому преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог дошкольного образования. Приобретённая профессия дала мне возможность работать педагогом-психологом в д/с. Так как на должности педагога-психолога в образовательных учреждениях могут работать специалисты с высшим психологическим образованием, прошедшие специальную подготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования. Педагог-психолог – это практический психолог, работающий в системе образования.
Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к необычной профессии, которую подарила мне судьба.
Как показывает практика, многие представляют себе профессиональную деятельность психологов весьма приблизительно, основываясь на мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами. Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько просто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика — это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».
Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги. Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения. Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.
Плюсы и минусы профессии
- Плюсы профессии:
интересная творческая работа
возможность принимать участие в решении реальных проблем людей
необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим — возможность личностного роста
возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни
познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира
- Минусы профессии:
душевная усталость, эмоциональное выгорание
сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет
переживание проблем клиента как своих собственных
Место работы
психологические центры
частные компании по психологическому консультированию
образовательные и медицинские учреждения
коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля
телефоны доверия
Важные качества
высокий общий и эмоциональный интеллект
умение внимательно слушать и слышать человека
терпимость
умение сопереживать и успокоить
тактичность
ответственность
наблюдательность
эмоциональная устойчивость
оптимизм и уверенность в своих силах
креативность
Оплата труда
Зарплата психолога зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.
Известные психологи
Известные психологи: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.
Интересные факты
Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
О психологах с юмором
- Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные!
- Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!
- Психолог как настоящий друг — это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
Я педагог-психолог в детском саду. По мнению выдающегося отечественного детского психолога Леонида Абрамовича Венгера, психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основная моя цель, как психолога в детском дошкольном учреждении это - охрана физического и психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Я помогаю воспитателям и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.
Основные направления деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотрены «Положением о психологической службе образования»:
- Психологическое просвещение
Цель: повышение психологической культуры педагогов и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам;
- Психологическая профилактика
Цель: формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях; создание благоприятного эмоционально-психологического климата; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;
- Психологическая диагностика
Цель: выявление индивидуальных особенностей ребенка; определить причины нарушений в воспитании и обучении;
Психологическая диагностика проводится в течение всего учебного года. Если результаты контроля воспитателей над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад показывают, что малыш «не справляется», в соответствии с возрастом, то провожу дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, направляю родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.
Также в течение года изучаю отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Помимо плановой диагностики провожу и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. С помощью специальных тестов выявляю причину. Развелись родители - то, как перенес или переносит это ребёнок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе.
- Развивающая и психокоррекционная работа
Цель: активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка;
Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью в детском саду планирую и провожу с ребенком коррекционные занятия. Предварительно обязательно ставя в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий. Коррекционная работа зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей, исходя из конкретных потребностей, определяю основное направление коррекции.
Специфика моей работы такова, что я должна владеть значительным количеством разнообразных методов, приемов и уметь комбинировать их в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности. Порой деятельность практического психолога сродни искусству. Я должна быть готова в любой момент импровизировать, менять упражнения и изобретать новые.
Каждый новый учебный год выбираю для себя направление, на которое в течение года буду делать основной акцент.
Например, мне наиболее актуальной представляется тема социализации. Эту задачу я осуществляю через программу Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!», направленную на формирование социальных компетентностей детей 4 – 6 лет. В занятия включаю доступные и интересные для дошкольников формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности, использую сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Тем самым развивается память, мышление, речь, закладываются основы социальной зрелости, определяется дальнейшее развитие, успешная адаптация. «Отработав» это направление, я могу взять новое, а может, продолжу и дальше накапливать опыт по данной теме.
Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.
- Психологическое консультирование
Цель: оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - провожу в течение года по темам, которые актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации для воспитателей. На них, как правило, обращаю внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так.
Наиболее частыми темами обращений являются: адаптация к детскому саду; возрастные кризисы детей; тревожность и страхи дошкольников; агрессивность и непослушание детей; подготовка к школе (психологическая, интеллектуальная); и многие другие.
А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в детском саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с детсадовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители - сторонники этого взгляда - порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Я могу только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту.
Моя работа требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Нужно постоянно развиваться! Практические психологи могут повысить свою квалификацию, пройдя аттестацию на соответствующую квалификационную категорию.
Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Я являюсь руководителем методического объединения педагогов-психологов ОУ района.
Современному специалисту–психологу — практику — следует постоянно следить за новыми изданиями и публикациями, самому предлагать свои материалы в «цеховые» журналы и газеты, выносить свои идеи и полученные результаты на обсуждение коллег.
Журналы, ориентированные на практического психолога:
«Журнал практического психолога» (индекс 71808 по каталогу «Роспечать»)
«Психолог в детском саду» (индекс 81927 по каталогу «Роспечать»)
«Психология и школа» (индекс 81928 по каталогу «Роспечать»)
«Психологическая диагностика» (индекс 82159 по каталогу «Роспечать»)
«Журнал практической психологии и психоанализа»
«Московский психотерапевтический журнал»
«Психология на каждый день»
«Школьный психолог» (газета)
Современный психолог для поддержания высокого профессионального уровня должен постоянно читать книги по психологии.
Повысить уровень своей профессиональной подготовки, особенно в области практической психологии, сейчас можно в рамках курсовой подготовки в ИРО г. Кирова.
Конечно же, нельзя обойти владение компьютерными технологиями. У меня есть своя страничка в сети работников образования.
Ну что ж, на этом, вероятно, можно поставить многоточие. Думаю, этот разговор был для Вас интересным, позволил прикоснуться к моему миру, психологической профессии. Всегда буду, рада пообщаться ещё, выслушать ваши вопросы, за что заранее выражаю признательность.
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер - человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышление, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Тебя от бед предостеречь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.
/Орехова Т.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя профессия педагог-психолог
улассный час по прфориентации у выпускников школы...
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями. «Знакомим с профессиями». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Знакомство детей с различными видами труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, ф...
Психологическое эссе «Моя профессия педагог-психолог»
Основой моей профессионально-педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может провести воспитанника в мир прекрасного, тольк...
Эссе "Моя профессия-педагог-психолог"
«Если я чем-то на тебя не похож,...
Эссе "Моя профессия - педагог-психолог"
Эссе "Моя профессия - педагог-психолог" Тоболиной Т.В. раскрыты мотивы выбора профессии, отражены собственные педагогические принципы и подходы к воспитанию дошкольников....
Эссе "Моя профессия - педагог-психолог"
Коротко о том, что привело меня в эту профессию......
Эссе "Моя профессия - педагог - психолог"
Мое эссе - это размышление о моем профессиональном пути: профессия для меня или я для профессии! Какое мое призвание? В чем я настоящая и истинная?...