Методические материалы "Рекомендации по работе с воспитанниками с ЗПР старшего дошкольного возраста"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Аннотация к методическим материалам
По данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы, конспекты НОД, конспекты родительских собраний, рекомендации для педагогов и родителей детей, воспитывающих детей с ЗПР с поведенческими особенностями, представлены в данных методических материалах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержат конспекты НОД, рекомендации педагогам и родителям, конспекты родительских собраний. | 837.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к методическим материалам
По данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы, конспекты НОД, конспекты родительских собраний, рекомендации для педагогов и родителей детей, воспитывающих детей с ЗПР с поведенческими особенностями, представлены в данных методических материалах.
Семинар-практикум «Поощрять или наказывать?»
Задачи:
• актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношения со своими детьми;
• познакомить с принципами и основными функциями использования поощрений и наказаний;
• договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
Ход заседания.
1. «В нашем волшебном городе…»
2. Пожелания с мячом.
3. Беседа «Наказание ребенка».
4. Система поощрений – практическая работа.
5. Решение практической задачи: «Что делать, если…?»
6. Советы родителям.
7. Анкета обратной связи.
Приветствие.
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
• «В нашем волшебном городе…» По сигналу ведущего нужно поздороваться ладошками, локтями, коленками, «хвостиками».
• «Пожелания с мячом» Каждый играющий бросает мяч соседу и желает ему что-нибудь хорошее.
Дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
Вопросы для беседы:
1. Считаете ли Вы, что можно ударить или накричать на чужого ребенка? А на своего ребенка?
2. За что и почему родители оскорбляют и бьют ребенка?
3. Перечислите те виды поощрений и наказаний, которые вы используете.
4. Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?
5. Если наказывать, то как?
Возможные варианты ответов (наказание): порицание, замечание в строгом тоне, временная холодность в общении с ребенком и лишение его ласки, обсуждение детского поведения в семье или среди сверстников и создание «коллективного мнения» вокруг случившегося, лишение ребенка удовольствий, лакомств, любимых игр, временное отстранение от игр с товарищами, отмена обещания покупки, поездки за город, похода в театр, цирк и т.п.
Возможные варианты ответов (поощрения): покупка наклеек, конфет, поход в цирк, на каток, разрешение оставить друга на ночь у себя дома и т.д.
Уступки, например, лечь спать попозже, чем обычно, или получить «выходной», если всю неделю мыл посуду после ужина.
Практическая работа.
Разделить родителей на группы. Каждой группе предложить выработать свою систему поощрений. Родители придумывают формы поощрения, затем каждая группа выносит свои идеи на общее обсуждение.
Чтобы поощрение было эффективным, оно должно удовлетворять какие-то значимые потребности ребенка.
Вот только некоторые идеи.
1. Билетики (или баллы), которые нужно заработать. Потом они обмениваются на различные игрушки, сладости и т.п.
2. Волшебные карточки, на которых ребенок пишет свое желание; оно исполняется после выполнения какой-то работы по дому.
Решение практической задачи: «Что делать, если…?»
Ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях. То есть, в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Что делать в таком случае?
Комментарии к заданию.
Возьмите себя в руки и постарайтесь сами не кричать и не грубить: «Ах,… Да как ты смеешь! Да я тебе …» Тем более – шлепать или давать подзатыльник. Ведь если Вас заботит мнение окружающих, то ничего хорошего они о Вас все равно не подумают. Когда капризничает ребенок, еще можно предположить, что он устал, что на него подействовало присутствие незнакомых людей, да мало ли извиняющих обстоятельств…, но если грубы родители, сомнений не остается: ребенок плохо ведет себя потому, что его плохо воспитывают.
Постарайтесь, сохраняя спокойствие, смягчить ситуацию, но при этом не шипите ребенку в ухо: «Ну, придем домой, поговорим…» А то он, глядя на Вас, может подумать, что только на людях надо вести себя пристойно, а дома – как посчитаешь нужным. Не стоит подавать ему пример притворства. К тому же, ничего хорошего из такого раздвоения не выйдет.
Советы родителям.
1. Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения.
2. Прежде, чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского поступка.
3. Не забывайте об индивидуальных особенностях, часто обуславливающих поступки и «срывы» в поведении:
отсутствие жизненного опыта,
незнание и неумение оценивать правильно отрицательные и положительные поступки,
эмоциональность,
импульсивность действий,
отсутствие самоконтроля,
низкая самокритичность собственных поступков,
большая подражаемость и внушаемость,
неумение проникать в смысл требований взрослых,
стремление к самостоятельности,
детская любознательность.
4. Телесные наказания (по словам П. П. Блонского) приводит к следующему:
Апеллирует к животному страху.
Вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают.
Оно делает ребенка забитым и потому ничтожным.
Освобождает от угрызения совести.
Впоследствии такие дети делаются нечувствительными.
Наказание унижает и создает морального циника.
Вредно действует на половую сферу ребенка, вызывая приток крови к половым частям.
Наказание развращает родителя.
5. Научите ребенка поругать себя самого. Таким образом, мы с вами на пути к самоконтролю, самоанализу, самокритике. В разумных, конечно, пределах.
6. После любого наказания - обязательно обговаривание (краткое) почему, за что наказан, а потом всегда приласкать ребенка и показать ему, что он желанный и любимый.
В заключение встречи предложить родителям заполнить анкету обратной связи
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Информационный материал для ведущего.
Основные функции поощрения и наказания.
Для родителей вопрос о поощрениях и наказаниях – актуален и вызывает огромный интерес. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказание – для прерывания нежелательного поведения. В первом случае ребенок настроен на выигрыш, на победу, высокие достижения любой ценой, во втором случае он обречен испытывать фрустрацию в течение свей жизни, так как оказался недостаточно способным, чтобы получить поощрения.
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрение, тем они действеннее. При этом поощрения не должны воспринимать как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, когда ребенок помог внести в дом покупки, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Ты все-таки добился успеха – две недели учился завязывать шнурки, и у тебя получилось!»
Похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребенка, его действия, а не его самого. Похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребенка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, так как дети чувствуют фальшь. Этот метод поощрения является эффективным, если используется не слишком часто.
Наказание – это мера воспитательная, но не карательная.
Наказание – крайняя мера воздействия. Они допустимы, когда использованы все возможные формы удержания и не принесли желаемого результата.
Возможные формы наказания: порицание, замечание в строгом тоне, временная холодность в общении с ребенком и лишение его ласки, обсуждение детского поведения в семье или среди сверстников и создание «коллективного мнения» вокруг случившегося, лишение ребенка удовольствий, лакомств, любимых игр, временное отстранение от игр с товарищами, отмена обещания, покупки, поездки за город, похода в театр, цирк и т.п. Наказание как следствие, вытекающее из самого поступка: насорил – убери, сломал – почини.
Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то, вряд ли это событие можно считать наказанием. Наказ – это запреты, лишение чего-либо, игнорирование и т.д. Ребенок может принять участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поисках для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители, осуществляя выбор. Они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
Формы, методы и приемы работы с детьми с особенностями развития.
(из программы«Учусь быть успешным!» Щербакова Л.Н. и др.)
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ
№ | Формы проявления | Методы и приемы работы |
Коррекция гиперактивности | ||
1. | Двигательная расторможенность: неусидчивость, беспокойство, сует-ливость, не сидит спокойно (вертится, сидя на стуле), двигает кистями рук (постоянно что-то теребит и вертит в руках), двигает ногами (трясет ногой, ударяет по стулу) и т.д. | Включить в другой вид деятельности (раздать краски, стереть с доски), далее продолжить отложенную работу; ограничить отвлекающие факторы; похвалить за выполненную до конца работу. Эффективны методы беседы, игровые методы, арт-терапия, сказкотерапия. |
2. | Избыточная моторная активность: чрезвычайная подвижность, бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться, не способны усидеть на месте. | Переключать на другие виды деятельности; проводить физкультминутки, пальчиковые игры; необычное преподнесение задания (прошептать его, пропеть); условные сигналы (карточки, час тишины, час можно). Эффективны игровые методы. |
3. | Нет цели в действиях. | Формирование самоорганизации деятельности: давать ребенку больше поручений (разложить пособия для занятий, проверить правильность выполнения заданий у соседа, помочь педагогу в показе демонстративного материала и т.д.) - направляем неуправляемую двигательную ак-тивность в целенаправленную деятельность. Это поможет также снизить двигательную рас-торможенность. Располагать рядом с педагогом, инструкции короткие, устанавливать правила и последовательность, обсуждать последствия (Словесные методы, проблемное обучение, поисковый метод, песочная терапия и сказкотерапия) |
4. | Не может играть в тихие игры. | Обсуждать правила и ход игры; инструкции короткие и конкретные; привлекать играть в тихие игры; чаще поощрять; время задания /игры может быть меньшим. (Игровая терапия, психогимнастика) |
Коррекция импульсивности | ||
1. | Отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав, мешает другим. | Иногда игнорировать выкрики, располагать ребенка рядом с педагогом; правила обозначить символами и предъявлять символы; поощрять (Проблемный и поисковый метод, сказкотерапия, игровые методы) |
2. | Вмешивается в игры, разговоры, пристает к окружающим. | Объяснение правил этикета, поведения; введе-ние условных сигналов (словесные и несло-весные); совместное обсуждение с детьми правил поведения (Игры с правилами) |
3. | С трудом дожидается своей очереди во время игрового взаимодействия или при ответе на задания взрослого, перебивает других. | Объяснение правил; установление очередности в начале игры/занятия; введение штрафных санкций (отобрать фишки). Эффективны игры с правилами, совместное творчество) |
4. | На вопросы отвечает невпопад и не дослушивает их до конца. | Указывать на ошибки; поощрять правильность, а не быстроту; просить повторить инструкцию (Игры с правилами) |
5. | Без разрешения встает со своего места в группе. | Переключить на другой вид деятельности (соб-рать тетради), затем продолжить прерванный вид деятельности; провести физкультминутку (а вставшего назначить ведущим). Эффективны игры с правилами, поисковый и проблемный метод, двигательные упражнения. |
Коррекция эмоционально-личностной сферы | ||
1. | Может проявлять агрессию как форму защиты. В драке может быть безотчетно жестоким, так как отсутствует механизм торможения. | Учить способам выхода из состояния гнева, предотвращать вспышки гнева; предлагать дру-гие модели поведения; упражнения для снятия мышечного напряжения; психогимнастика; проигрывать этюды; обсуждение ситуаций и чувств, испытываемых участниками ситуаций (Игротерапия, арттерапия) |
2. | Все чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Его нельзя назвать бесчувственным, эгоистом. | Беседа; обсуждение эмоциональных состояний; чтение рассказов с последующим обсуждением; развитие эмоциональной сферы (мимика, панто-ма); введение элементов сказкотерапии и т.д. |
3. | Имеют затруднения в общении со сверстниками, так как они могут их не принимать в свои игры. | Работа в парах, командах, подгруппах; совмест-ные задания (рисование, аппликация); проверка заданий друг у друга; помощь товарищу; беседа об общих интересах, увлечениях; рассказы о своей семье. |
4. | Общительны, легко знакомятся, много приятелей, но глубоких дружеских отношений не имеют. | Беседа детей о дружбе; работа в парах, коман-дах, подгруппах; совместные задания (рисова-ние, аппликация); проверка заданий друг у друга; помощь товарищу; беседа об общих интересах, увлечениях; рассказы о своей семье (Игровые методы, сказкотерапия) |
5. | Любят очень шумные игры, во время игр со сверстниками не в состоянии следовать правилам игры. | Объяснение правил игры; чередование игр (под-вижные, спокойные); условные сигналы, знаки (Игры с правилами) |
6. | Неуверенность в себе и заниженная самооценка. | Обращение по имени; частая похвала «за дело»; дополнительные поручения; ответственные задания (помощь педагогу); положительное сравнение с самим собой (Игротерапия, сказкотерапия) |
7. | Деструктивность поведения: мешает педагогам вести занятие, отвлекает сверстников и провоцирует их непра-вильное поведение во время занятий. | Индивидуальные задания при работе в группе; обсуждение в группе до/после занятия; обсуж-дение со сверстниками/с педагогом (Беседа, игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия) |
8. | Избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуаций, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. | Обсуждение ситуаций, эмоций, вызванных этой ситуацией; научение; проигрывание ситуации; отреагирование; иногда игнорирование (Игро-вые методы, совместное творчество – арт-терапия) |
Развитие познавательной сферы | ||
1. | Расстройство внимания (дефект концентрации внимания) – плохое выполнение заданий на занятиях, неспособность удерживать внимание, склонность постоянно забывать то, что им нужно сделать. | Необходимо учитывать развитие у ребенка сен-сорных каналов восприятия (какой из них боль-ше развит у ребенка: если зрительный – давать задания на внимания с опорой на зрительные картинки, если слуховой – просить, чтобы сам ребенок повторил инструкцию, если тактиль-ный – работа с предметами). Корректурные про-бы; игры на внимание («Найди различия», «На-рисуй, чего не хватает», «Пряталки»); задания по образцу; орфографические диктанты (Игро-вые методы, НЛП, компьютерные дыхательные технологии «БОС») |
2. | Выраженная отвлекаемость на лю-бые раздражители, которые встреча-ются им непосредственно в ходе вы-полнения того или иного задания с частыми переключениями с одного занятия на другое. | Ограничить/убрать раздражители; изменение интонации педагога; переключение на другие виды деятельности. Эффективны методы поис-ковые и проблемные, игры с правилами, ком-пьютерные дыхательные технологии «БОС») |
3. | Не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, несобранность. | Помощь взрослого/сверстника; похвала за самостоятельное выполнение занятия до конца; введение ритуалов начала/окончания занятия/игры (Игровые методы) |
4. | Снижение избирательности внимания: неспособен надолго сосредоточиться на определенной деятельности. | Задания/игры на развитие концентрации и пере-ключение внимания (корректурные пробы; «Найди отличия», «Два дела»). Эффективны компьютерные дыхательные технологии «БОС») |
5. | Несформированность мелкой мото-рики рук (моторная неловкость) и пра-ксиса (способности осуществлять дос-таточно сложные целенаправленные движения и действия). Возникают сложности при работе с мелкими де-талями, использовании ножниц, осво-ении навыков рисования и письма. | Пальчиковые игры; лепка; разукрашивание; конструктор; обучение работе с ножницами, вырезание; шнуровка; нанизывание бусин. Эффективны арт-терапия, песочная терапия. |
Коррекция произвольности | ||
1. | Трудности в организации и завершении работы, довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. | Обучение методам организации своего рабочего места/времени; введение ритуалов начала и окончания работы/игры (Игровые методы) |
2. | Невыполнения указаний педагога или просто угадывание ответа без учета всех возможных вариантов. | Просить повторить задание/инструкцию (Игровые методы, словесные методы, наглядные методы) |
3. | Не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых. | Обсуждение вариантов решения ситуации, предложенных ребенком и взрослым, выбирать лучший (Игровые методы, сказкотерапия) |
ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ
№ | Формы проявления | Методы и приемы работы |
Беседа с родителями «О стилях воспитания», «Замкнутость ребенка – проблема, а не «природное упрямство». | ||
Особенности коммуникации | ||
1. | Застенчивость – знает как общаться с другими, но не может использовать эти знания. | Формирование желания общаться: Создать си-туацию вынужденного общения (позвать кого-то, передать, сделать вместе, работа в парах). Беседа «Как добиться результата быстрее и луч-ше: одному или работая с товарищами». Игры «Тренировать в общении с людьми» (Кащенко). |
2. | Замкнутость – не знает как общаться и не хочет общаться. | Формирование коммуникативных умений: рас-сказ об эмоциях. Разыгрывание различных си-туаций, поменяться ролями. Обсуждение рабо-ты пар в кругу. |
3. | Трудности при знакомстве с новыми людьми/детьми. | Обучение методам вступления в контакт через психологические этюды, упражнения |
4. | Не могут высказать свое мнение или суждение. | Демонстрировать личный пример эффективного общения. Игровые методы. |
Эмоционально-личностная сфера | ||
1. | Беспокойство. | Создание эмоционально положительного фона в группе (компьютерные дыхательные технологии «БОС», психодрама) |
2. | Эмоциональная неустойчивость. | |
3. | Плаксивость. | Загадывание загадок, смешные истории, детские анекдоты (Психодрама, сказкотерапия) |
4. | Общий сниженный фон настроения. | |
5. | Беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. | Этюды на выражение эмоциональных состояний (психогимнастика, игротерапия) |
6. | Болезненное реагирование на расставание с матерью. | Постепенное расставание; мама четко объясняя-ет, что придет тогда-то; не задерживаться, выполнять обещания (Беседа, игротерапия, арт-терапия) |
7. | Неуверенность в себе, своих силах. | Повышение уровня самооценки ребенка. Обу-чение самоуважению. Хвалить ребенка и делать ему комплименты. Формировать уверенность в себе. Помочь найти ему все то, что в чем он пре-восходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков. Давать важные задания (Игротерапия, арт-терапия, сказкотера-пия) |
Мотивационная сфера | ||
1. | Сниженная мотивация | Формирование мотивации достижения целей через похвалу и заинтересованность деятель-ности (Метод формирования познавательного интереса) |
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
№ | Формы проявления | Методы и приемы работы |
Поведенческая сфера | ||
1. | Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения: спорит, ругается со взрослыми и сверстниками, ломает игрушки, кусается, дерется и др. | Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении: работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке); разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; использование игр, включающих в себя элементы соперничества; использование игр, направленных на сотрудничество; разбор вместе с ребёнком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию; введение на занятиях определённых правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.), игр спортивные - включение ребёнка в командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определённых правил). Обучение приемлемым формам общения. Введение ритуалов приветствия /прощания, просьбы/предложения помощи. |
Эмоционально-личностная сфера | ||
1. | Слабое осознание собственного эмоционального мира. | Формирование осознания собственных эмоций, а также по-нимания чувств других людей (обсуждения различных эмо-циональных состояний, психогимнастические этюды, игро-терапия). |
2. | Не знает социально приемлемых способов выражения своих чувств. | Обучение способам распознавания и выражения гнева в приемлемой форме: учить детей прямо заявлять о свои чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. |
3. | Непредсказуемые эмоциональные вспышки. | Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (релаксационные и психогимнасти-ческие упражнения); песочная терапия; работа с мягким материалом; использование воды. Эффективны компьютерные дыхательные технологии «БОС». |
4. | Теряет контроль над собой. | |
5. | Раздражительность. | |
6. | Завистливость, мстительность. | Формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям и т.д. (совместное чтение с последующим обсуждением, сказкотерапия) |
7. | Высокий уровень личност-ной тревожности: сверх-чувствительность к нега-тивному отношению к се-бе; восприятие большого числа ситуаций как угрожающих. | Снижение уровня личностной тревожности: релаксацион-ные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевая игра. Эффективны компьютерные дыхательные технологии «БОС». |
8. | Низкий уровень эмпатии. | Развитие эмпатии: работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; придумывание исто-рий, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин); рисование, лепка эмоций; пластическое изображение эмоций; работа с эмо-циями через сенсорные каналы; изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих явлений и предметов; разыгрывание сценок, этюдов, отражающих различные эмоциональные состояния; методика – «Я грустный (радостный и т.д.), когда...»; ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы». |
9. | Неадекватная (чаще низкая) самооценка: заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих | Развитие позитивной самооценки: упражнения, направлен-ные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»; разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов, медали, аплодисменты и т.п.); включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков. |
10. | Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас: неумение предвидеть последствия своих действий. | Обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемле-мым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом: выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии); пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движения; многократное (около 100 раз) повторение деструктивного действия безо-пасным для себя и окружающих способом; рисование гнева а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребёнок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев; «письма гнева»; «галерея негативных портре-тов»; использование приёмов арт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации. |
11. | Слабый контроль над своими эмоциями. | Обучение ребёнка управлению своим гневом: релак-сационные техники – мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации; перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ввод правила: «Посчитай до 10 прежде, чем перейдёшь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для выработки навыка контроля; сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на цвет? На слух? На вкус? На ощупь?); осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц: лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль). |
Познавательная сфера | ||
1. | Ребенок не знает, что с ним происходит. | Задача взрослого – объяснить, рассказать: совместное чтение с последующим обсуждением, проигрыванием ситуаций, их рисованием. |
Мотивационная сфера | ||
1. | Отказ подчиняться правилам в игре, следовать социально приемлемым способам общения. | Развитие стремления ребенка контролировать проявления агрессии, использовать социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Формирование мотива достижения (Игротерапия, психодрама, психогимнастика) |
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
№ | Формы проявления | Методы и приемы работы |
Эмоционально-личностная сфера | ||
1. | Повышенная тревожность | Формирование у ребенка конструктивных спосо-бов поведения в трудных для него ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими спра-виться с излишним волнением, тревогой (Игро-терапия, сказкотерапия, психодрама, компьютер-ные дыхательные технологии «БОС».) |
2. | Заниженная самооценка, считает себя несостоятельным во всем, всегда опасается, Часто ожидают самого худшего | Всяческое одобрение; важно работать с неправиль-ными представлениями ребенка, перестраивать их (показать положительные стороны его жизни, то, что у него хорошо, чтобы он сам научился эти сто-роны видеть). Родители должны ежедневно отме-чать успехи ребенка, сообщая о них в его присут-ствии другим членам семьи. Необходимо отказать-ся от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень сер-диты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, по-чему он это сделал (если захочет). Полезно сни-зить количество замечаний. Работа по укреплению уверенности ребенка в себе, развитию позитивной самооценки и представлений о себе, забота о лич-ностном росте. Называть чаще по имени (Психо-гимнастика, сказкотерапия, арт-терапия, психодра-ма) |
3. | Перфекционизм. Среди них час-то встречаются отличники, са-мокритичны, часто занимаются самоедством пытаются контро-лировать ситуацию (но все контролировать невозможно). | Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в худшую сторону. Создавать атмосферу принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собс-твенной личностью (Игротерапия, игровые методы) |
4. | Свойственна повышенная утомляя-емость, раздражительность. Из-за постоянного беспокойства склонны к мышечным напряжени-ям, повышенная напряженность, скованность | Обучение релаксации, приемам снятия мышечного и эмоционального напряжения (массаж, самомас-саж, релаксационные игры, игры с песком, рисование красками, пальцами). Эффективны компьютерные дыхательные технологии «БОС». |
5. | Повышенная чувствительность к социальным сравнениям, пережи-вание неуспеха при отсутствии достаточных оснований для этого | Вселять уверенность в свои возможности ребенка. Не сравнивать его успехи с другими и не говорить о недостатках в его присутствии. Эффективны методы игровые, психодрама, сказкотерапия. |
6. | Неудовлетворенность своим достижениями, запоминание неудач и неблагоприятных событий, острое переживание каждой неудачи, «разрастание» негативного эмоционального опыта | Повышение представлений о собственной цен-ности, в беседе сопоставлять его поведение с поведением сверстников, учить проявлять себя, помочь раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, в игровых ситуациях помогать избавлению от тревоги и страхов, через игровые этюды учить передавать эмоции радости. |
7. | Ориентация на внешнюю оценку, неумение самостоятельно оценивать свои действия | Развитие уверенности в собственных силах (Игровые методы, психогимнастика, рефлексия) |
8. | Безынициативность, пассивность, робость, крайне редко проявляют инициативу из-за чувства страха перед неизвестным. Страх перед всем новым, неизвестным | Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях (Сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия, песочная терапия) |
9. | Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий | Соревновательные и спортивные игры, давать лидерские роли и поручения (Игровые методы) |
10. | Чрезмерная исполнительность, развитое чувство ответственности | Использовать в обучении как сильную сторону |
11. | Не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление (нерешительность) | Важно не давать детям заранее «правильного» от-вета, а ставить их в ситуацию выбора. Проговари-вая перед сверстниками свой выбор, ребенок при-обретает уверенность в своих силах, учится отста-ивать свои ценности, что способствует созна-тельному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предпо-ложений, а значит, и усвоению тех понятий, кото-рые вытекают из анализа ситуаций (Поисковые и проблемные методы, игровые методы) |
Мотивационная сфера | ||
1. | Отказывается от деятельности, если она вызывает трудности | Формирование мотива достижения цели, успеха (Игровые методы, формирование познавательного интереса) |
Рекомендации по созданию успешного обучения ребенка.
Задачи | Рекомендации взрослым | Психологические закономерности развития ребенка |
Учить устанавли-вать продуктив-ные отношения со своими сверстни-ками и со взрос-лыми | Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. | Правильное поведение в присутствии взрослого – пер-вый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответствен-ности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого. |
Формировать основы ответст-венного отноше-ния к результатам своих действий и поступков, сопри-частность общему делу, чувство долга. | Взрослый должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уве-ренность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. | Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение. |
Учить оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое. | Очень важно поддерживать ребенка в его начинаниях, как в деятельности, так и в поступках, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях. | Потребность в реализации притязания на признание проявляется и в том, что дети все чаще начинают обра-щаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и личных достижений. В этом случае чрезвычайно важно поддержать ребенка. Нельзя говорить ребенку: «Ты не сможешь этого сделать»; «Ты не знаешь этого»; «У тебя не получится»; «Не мешай мне пустыми вопросами» и т.п. У него может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности, затрудняющее общение с другими людьми и создающее тяжелое внутреннее состояние. Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. |
Развивать чувство ответственности | Взрослому необходи-мо знать и учиты-вать в работе с детьми тот факт, что в дошкольном возрасте социальное пространство осваи-вается постепенно, через стремление ребенка реализовать свою потребность в любви и эмоциональ-ной поддержке, через стремление реалииз-овать свои притяза-ния на признание. | Конкретно это выражается через ожидание получить одобрение и быть оцененным как «хороший». Реализуя эти потребности, ребенок усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что «надо», к нравственным нормам. Осваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них, ребенок еще долго не осознает их значение для себя как человека, принадлежащего к определенной культуре. Практически права и обязанности для ребенка дошкольного возраста психологически отчуждены от его личности, существуют вне его, при этом обязанности выступают в его сознании как акт насилия, а права растворены где-то в социальном пространстве и существуют как некая абстракция. |
Развивать эмоцио-нально положи-тельное отноше-ние к самому себе, (лежащее в основе структуры само-сознания личнос-ти каждого нор-мально развиваю-щегося ребенка) | Необходимо гово-рить с ребенком до-верительно и добро-желательно, выра-жая уверенность в том, что этот ребе-нок не может не соответствовать положительной модели. | Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это даст желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка. |
Учить соответст-вовать положи-тельному нравст-венному эталону на примерах художественной литературы (раз-вивать индивиду-альную эмоциональную заинтере-сованность в том, чтобы быть дос-тойным уважения окружающих) | Взрослый также должен учитывать и то, что потребность в признании, возникшая в процессе общения со взрослым, в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. | В этом случае потребность в признании получает развитие на принципиально новых основаниях: если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. |
Учить самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. | Зная психологические особенности развития детей дошкольного возраста, взрослый может корректировать поведенческие реакции детей. | В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Дети ориентирую-тся на достижения и формы поведения сверстников. Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это стремление в ситуациях выбора линии поведения может привести к конформизму как личностной характеристики. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты. В качестве дополнитель-ных ресурсов, подкрепляющих в ребенке уверенность в успехе своих притязаний и снижающих риск быть от-вергнутым, могут выступать самые разнообразные фак-торы: игра на территории ребенка (это обстоятельство выступает для него как дополнительный шанс в его пользу); присутствие заинтересованных взрослых при распределении ролей; сюжет игры может давать преимущества мальчикам или девочкам и т.д. |
Способствовать усвоению эталонов социальных норм поведения: развивать умение подчинять свое поведение моральным нормам и требованиям. | При организации соревновательных игр взрослому следует учитывать, что чаще всего, именно в этих игра, дети проявляют негативные формы своего поведения. Поэтому создавайте такие ситуации для детей, чтобы каждый ребенок мог побыть в роли удачника и неудачника. | Ребенок боится риска, он избегает возможности быть отвергнутым и не получить значимого для него места. Однако притязание на значимое место среди сверстни-ков обретает для него личностный смысл. Подавление притязания на лучшее место порождает зависть. Со-переживание ребенка, достигшего успеха, неудачнику создает особую атмосферу солидарности: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее. Однако в соревновательных ситуа-циях дети часто проявляют такие негативные формы поведения, как зависть, злорадство, пренебрежение, хвастовство. Для того чтобы предупредить успех дру-гого, ребенок может совершать специфические симво-лические действия. Эти действия производятся в форме своеобразного детского «колдовства»: «Не попадешь, не попадешь!»; «Мимо! Мимо!» |
Знакомить детей с нормами общения и понимания их ценности и необходимости | Успешность каждого человека определяется тем, какое эмоционально-ценностное отношение сложилось у него к себе. | В структуре личности каждого нормально развиваю-щегося ребенка формируется эмоционально положи-тельное отношение к самому себе («Я хороший»). Это отношение формирует потребность соответствовать положительному эталону поведения. Оно возникает лишь в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приоб-ретают определенный личностный смысл. Недовольс-тво ребенка собой есть основа для перестройки его поведения. Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный нравственный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответст-вии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения. Нередко это происходит оттого, что при оценке взрослыми отрицательных персонажей - носителей человеческих пороков и слабостей – чувст-вуется снисходительное отношение к ним. Часто ребенок эмоционально идентифицируется с образом, который произвел на него большое впечатление своей художественной выразительностью независимо от нравственной позиции героя. Оценка ребенком того или иного персонажа чаще всего опосредована отношением окружающих людей. В процессе общения с близкими взрослыми происходит усвоение первых нравственных эталонов. Если окружающие считают ребенка хорошим, т.е. соответствующим положительному эталону, то тем самым они как бы задают ребенку положительный образ его самого. Отсюда, с одной стороны, возникает желание не разрушить этот образ в глазах близких, а с другой - идет присвоение этого образа и осознание через него себя. Ребенок в дошкольном возрасте науча-ется соотносить свое понимание эталона поведения и собственное поведение. Соотнесение своего нравствен-ного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения. |
Формировать способность ребенка к отождествлению (идентификации) себя со сверстниками. Отождествление детей друг с другом не только как мальчиков и девочек, но и как сверстников постепенно создает чувство ответственности: сначала «за нашу группу», затем «за весь наш класс». | Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. | Ориентирами поведения для ребенка могут служить и сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе. Моральные эталоны усваиваются в процессе общения в группе, где ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим лицам, прис-посабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Социальное развитие как раз и состоит в том, что человек учится выбирать форму по-ведения в зависимости от конкретной ситуации. Напри-мер, в игровой деятельности при выполнении роли образец поведения, содержащийся в ней, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает свое поведе-ние, контролирует его. А так как основным содержа-нием детской игры являются нормы поведения взрос-лых, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, человечес-ких взаимоотношений. Нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка. |
Способствовать овладению соци-альным прост-ранством с его си-стемой норматив-ного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и деть-ми. Способство-вать освоению правил адекватно-го лояльного взаи-модействия с людьми и умению применять их в благоприятных для себя условиях и действовать в соответствии с этими правилами. | Очень важно, чтобы ребенок перешел на новую ступень морального развития, а именно в самом нравственном поступке ребенок должен черпать удовлетворение. Помните, что через общение со взрослыми у ребенка развивается эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению. | Поведение ребенка может принимать демонстративные формы, когда используются любые средства, чтобы заслужить одобрение. Ребенок может нарочито демон-стрировать свою «доброкачественность». Надо делать все возможное, чтобы перестроить ориентацию ребенка с оценки взрослого на поступок. Взрослый своим отно-шением к поступку ребенка санкционирует определен-ный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональ-ной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведе-ния. Помните! Ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. |
Развитие способности к самоанализу и рефлексии. | Взрослому следует учитывать то, что самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника является соподчинение мотивов. | Изменения в мотивах поведения ребенка на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что ме-няется их содержание, появляются новые виды моти-вов, но и в том, что между разными видами мотивов складываются соподчинение, иерархия: одни приобре-тают более важное значение для ребенка, чем другие. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению ребенка. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в це-лом. Если главными становятся общественные мотивы поведения, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влияя-нием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть друго-го или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над други-ми, может привести к серьезным нарушениям в пове-дении ребенка. Возникновение соподчинения мотивов не говорит о том, что ребенок во всех случаях руко-водствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнооб-разных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. |
Учить сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. | Очень важным этапом в развитии ребенка является развитие самосознания - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. | В дошкольном возрасте благодаря опыту разнообраз-ной деятельности, общению со взрослыми и сверстни-ками у ребенка накапливаются представления о самом себе, которые дополняются соответствующим отноше-нием к себе. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке. А, как известно в старшем дошкольном возрасте преобладает завышенная самооценка. Однако развитию адекватной самооценке способствует не толь-ко оценка взрослого его достижений и неудач. Необхо-димо учить детей оценивать свои качества и возмож-ности, свои достижения и неудачи, учить сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Рабо-та над самоанализом и рефлексией должна проводиться ежедневно, находя для этого удачное время и используя любую жизненную ситуацию. |
Любите ребенка и учите любить. Ребенок, прежде всего, нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви. | Одно из главных направлений развития чувств в дош-кольном возрасте - увеличение их «разумности», свя-занное с умственным развитием ребенка. Ребенок начи-нает познавать окружающий мир, знакомиться с пос-ледствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распрост-раняется и на чувства, связанные с собственным пове-дением ребенка. Мы знаем, что у ребенка возникают чувства гордости или стыда в зависимости от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти пережи-вания относятся еще не к самим поступкам, а к их оце-нке другими людьми. По мере усвоения норм, правил поведения, формирования самооценки ребенок начи-нает переживать по поводу выполнения или невыполнения этих норм, подобные переживания могут вызывать у него радость, гордость или, наоборот, стыд даже в том случае, когда ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает. Изменение чувств ребенка в зависимости от понимания им ситуации хорошо видно на примере развития у дошкольников чувства комического. Это чувство возникает у ребенка, когда он сталкивается с чем-либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный ход вещей. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного. | |
Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами. | Учите ребенка раз-личать и понимать «язык» чувств - при-нятые в обществе формы выражения тончайших оттен-ков переживаний при помощи взглядов, ми-мики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. | Постепенно переходите к обучению управлять ими, причем не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на эти переживания. Что же касается всего богатства средств выражения чувств, то они имеют социальное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания. |
II неделя декабря «На лесной опушке встретились зверюшки»
(дикие животные)
НОД по развитию ВПФ и ЭВС №13
Цель: Развитие ВПФ, ЭВС
Задачи:
- активизация работы полушарий головного мозга;
- формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза»;
- развитие зрительной памяти;
- формировать в группе детей культуру дружеского прикосновения и объятия
- развитие моторно - двигательного внимания
- развитие коммуникативных навыков, навыков совместных действий.
Методы и приемы:
Практические: дидактические игры, упражнения, лепка из пластилина.
Наглядные: бланки с текстом, «Линейки роста», бланк «Покорми животных»
Словесные: инсценировка, рефлексия
Материалы и оборудование: фигурки диких и домашних животных, бланки, пластилин, стеки, салфетки
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание» «Физическая культура»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игры малой подвижности «Качание икр» «Хлопки». «Слепой и поводырь». |
Игровая | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Продуктивная | Лепка из пластилина дикого животного |
Познавательно-исследовательская | Игра «Покорми животных» |
Коммуникативная | Упражнение «Спроси, скажи, попроси, расскажи без слов» «Кошки, собаки, медведи и зайцы» |
Трудовая | наведение порядка на рабочем месте |
Текст инсценировки.
«Встречаются котенок и зайчонок. Котенок сообщает важную новость. Мама ему сегодня сказала, что он, оказывается, домашнее животное. Зайчонок отвечает, что он давно знал, что он дикое животное. Они начинают обсуждать, чем они похожи (4 лапы, 2 уха, хвост, шерсть, усы и др.) и чем отличаются (место проживание, питание). Котенок сообщает, что мама ему еще подарила пластилин. Зайчонок предлагает слепить какое-нибудь животное – домашнее или дикое. Котенок отвечает, что он умеет лепить только котика или тигра. Оба выражают желание вылепить котика. Берут пластилин, стеки, нарезают много маленьких кусочков и раскатывают много лапок, на другие части тела пластилина не хватило. Котенок и зайчонок расстраиваются, не знают, что им делать. Появляется ежик и говорит, что им нужно спланировать свою работу. Котенок и зайчонок просят объяснить им, что значит «спланировать работу». Ежик отвечает, что нужно вначале договориться, какие части тела надо вылепить, затем – решить, сколько требуется пластилина для каждой части. Далее - кто какую работу будет выполнять: один отрезает стеком кусочки пластилина, другой контролирует их размер, и потом распределить кто, какие части тела раскатывает. Котенок и зайчонок начинают планировать свою работу
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе по развитию опытно-экспериментальной деятельности.
Тема недели «Весна-красна»
Тема: «Таинственный воздух»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Музыка»
Цель: развитие у детей мыслительных операций: умения видеть проблему, формулировать выдвигать гипотезу, выбирать способ действия, делать выводы.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей, инициативность; способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы («Познание»);
- Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ («Познание»);
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов («Познание»);
- Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие с взрослым и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания («Коммуникация», «Социализация»);
- Воспитывать навыки сотрудничества, умения работать в команде, в паре («Социализация», «Труд»);
- Повторить прямой и обратный счет в пределах 20, обозначение числа цифрой («Познание»);
- Способствовать формированию потребности в двигательной активности, выполнение движений в соответствии с ритмом музыки («Физическая культура», «Музыка»).
Методы и приемы:
Практические: физкультминутка «Пролетаем над морем мыльных пузырей», физические упражнения дидактические игры и упражнения, «чтение» карты, проведение опытов, составление схемы с помощью условных обозначений, запись графической схемы, конструирование модели песочных часов.
Наглядные: рассматривание карты – схемы движения, наблюдение за проведением демонстрационного опыта.
Словесные: составление рассказа – описания по схеме, отгадывание загадок, представление итогов своего наблюдения в словесной форме.
Материалы и оборудование: игровой персонаж Зелибоба, магнитофон, аудиозапись веселой детской музыки, гимнастические палки, обруч, карта маршрута игры – путешествия, карточки-схемы, простые карандаши, фломастеры, «следы» с цифрами, большой конверт, мыльные пузыри, мольберт, карточки-символы, модель воздушного шара, модель реактивного самолета, веревка (леска) 2 м.
Для проведения опытов: салфетки, пластиковые прозрачные стаканчики, соломинки для коктейля, целлофановые мешочки, резиновые перчатки, надувные игрушки, веера, коробочки с запахом, фартучки (на каждого).
Для демонстрационного опыта: холодная и горячая вода (в термосе), 2 одинаковые емкости для воды, пластиковая бутылка 0,5 л, воздушный шарик.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физупражнение: «Пролезь сквозь обруч», физкультминутка «Пролетаем над морем мыльных пузырей», динамическая пауза «Поймай воздух» |
Игровая | Дидактические игры «Дорисуй цифру», «Отгадай загадку», «Мы – песочные часы» |
Продуктивная | Зарисовка схемы исследования условными знаками, конструирование модели песочных часов |
Познавательно-исследовательская | Проведение опытов на определение свойств воздуха |
Коммуникативная | Презентация итогов своего исследования, составление описательного рассказа с опорой на схему |
Музыкальная | Выполнение упражнений под музыку |
Трудовая | Наведение порядка на рабочем месте |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Обращает внимание на грустного Зелибобу. Он говорит ребятам, что его друзья загадали загадку, а он никак не может ее разгадать: «Через нос проходит в грудь И обратный держит путь, Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможем мы огня. Нет ни формы, нет ни цвета - кто же это?» (Воздух) Воспитатель говорит, что остальные свойства воздуха можно будет определить в лаборатории. | Дети высказывают свои предположения, приходят к выводу: «Это воздух!» Демонстрируют, что человеку трудно прожить без воздуха даже несколько секунд. Решают помочь Зелибобе и отправиться в путь в научную лабораторию, где можно будет изучить некоторые свойства воздуха | Сформирован интерес к предстоящей деятельности. |
Воспитатель сообщает, что путь в лабораторию нелегкий, нужна карта. Ищет ее. Карта спускается на парашюте (можно бумажным самолетиком). Воспитатель отмечает, что воздух помог найти нам карту. | Дети помогают искать карту, находят, «читают» маршрут, определяют место старта, отправляются в путь. | Развито ориентирование на листе бумаги (по карте) и на местности (в группе). | |
Дидактическая игра «Дорисуй цифру». Вот и первая трудность, кто-то прошел и стер цифры, а только по ним можно безопасно пройти этот отрезок пути. Раздает фломастеры. | Дети дорисовывают цифры, проверяют правильность написания цифр друг у друга, проходят по маршруту. | Закреплено знание числового ряда и написание цифр. | |
Загадочная остановка: «Вчера было, сегодня есть и завтра будет», «Стучат, стучат - не велят скучать. Вручает детям электронный «пропуск» в лабораторию – наклейки, разные по цвету | Отгадывают загадку, говорят, что время можно измерить с помощью часов. Превращаются в песочные часы: конструируют из гимнастических палок макет часов, сами песчинки, которые пересыпаются из верхней части в нижнюю (проходят через обруч). Проходят в лабораторию, делятся на пары, опираясь на цвет «пропусков», садятся за столы. | Научились, выделяя и сопоставляя признаки объекта, делать вывод, т.е. отгадывать загадку. Учатся выслушивать друг друга, договариваться между собой. | |
Опыт №1. «Где же прячется воздух?» | Дети берут в руки веера, машут возле лица. Делают вывод: они почувствовали воздух, когда привели его в движении, но не увидели, потому что воздух не имеет цвета, но он находится вокруг нас. Берут в руки соломинки, дуют через них в воду. В воде образовались пузырьки, это воздух, который был внутри нас. Обозначают на схеме условными знаками: воздух не имеет цвета, но он вокруг нас и внутри нас. Одна из команд произносит этот вывод для всех. | Познакомились со свойством воздуха: воздух не имеет цвета, он вокруг нас и внутри нас. Умеют записывать результат исследования с помощью условных обозначений. | |
Если воздух находится везде, то скажите: какой он формы? Опыт №2. «Поймай воздух» | 1-ая команда берет пакеты, 2-ая команда - резиновые перчатки, 3-ья – надувные игрушки и этими предметами «ловят» воздух. Приходят к выводу: воздух не имеет формы, он принимает ту форму, в какой предмет его закрыли. Зарисовывают в таблице. Следующая команда озвучивает вывод. | Познакомились со свойством: воздух не имеет формы. Умеют формулировать результат своего исследования. | |
Давайте вдохнем воздух, чем он пахнет? Опыт №3. «Чем пахнет воздух?» | Вдыхают, говорят, что не чувствуют никакого запаха. Берут «ароматные» коробочки, открывают, определяют запах. Делают вывод: воздух не имеет своего запаха: в нем распространяется запах того вещества или предмета, который находится в помещении. Следующая команда озвучивает вывод для всех, заполняют таблицу. Один из детей повторяет все свойства, которые определили, опираясь на таблицу. Запечатывают схему в конверт. | Познакомились со свойством: воздух не имеет запаха. Дети умеют формулировать результат своего исследования | |
Воспитатель сообщает, что это не все свойства воздуха. Об остальных мы еще узнаем, а сейчас пора возвращаться. Обратный путь тоже будет трудным: нужно выбраться из лаборатории, переправиться через море, гору. Демонстрирует опыт: «Воздушный шар» Вывод: «Теплый воздух, легче холодного» | Рассматривают карту, определяют маршрут движения. Наблюдают за демонстрационным опытом. Говорят, что это свойство использует человек при путешествии на воздушном шаре. Перебираются из лаборатории на загадочную остановку. | Закрепили ориентировку в пространстве. Познакомились со свойством: теплый воздух легче холодного. | |
Динамическая пауза. Говорит, что на воздушном шаре добрались до «Моря мыльных пузырей», перебраться через него можно, только превратившись в мыльные пузыри. | Под музыку двигаются, пуская мыльные пузыри, пока звучит музыка. | Обеспечена потребность в движении | |
Разворачивает карту и предлагает перебраться через гору на самолете. Проводит демонстрационный опыт: «Реактивный самолет». | Определяют по карте, что осталось перебраться через гору. Помогают воспитателю провести демонстрационный опыт. | Узнали, что свойства воздуха помогают человеку «летать» | |
Предлагает построиться в круг, передать конверт Зелибобе. Говорит, что только дружные дети могли справиться с таким сложным заданием. | Передают конверт Зелибобе. Встают в круг. 1,2,3,4,5! (загибают пальцы) Вместе мы в кругу опять! (берутся за руки) Будем дружно мы играть, будем всем мы помогать! (поднимают руки вверх) | Повторили все, что узнали во время путешествия, закрепили умение формулировать результаты своего исследования. |
IV неделя сентября «В огороде у Копатыча» | |||
НОД | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Рекомендации родителям |
План НОД по развитию коммуникативных навыков № 2 | Дидактические игры «Угадай по описанию» «Четвёртый лишний» Подвижные игры «Съедобное - несъедобное» «Огуречик, огуречик». «Попади в кастрюлю». «Посеял Копатыч горох». Эстафета «Передай овощ». Игра-хоровод «Кабачок» Пальчиковая игра Физминутка «Однажды хозяйка с базара пришла…» Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Досуг «Загадки с грядки» Чтение худ . литературы Рассказа В.М. Каратай «Уборка урожая». Сказки Д. Родари «Чиполлино». Стихотворение Н. Кончаловской «Про овощи» Индивидуальная работа с детьми по рекомендации специалистов. | Внесение игрушки Копатыча и других Смешариков Внесение в «Книжный уголок» книг: В. Сутеев «Весёлый огород» Н. Носов «Огурцы» Разрезные картинки Трафареты овощей Лабиринты Раскраски Овощное домино Штриховка силуэтов овощей Рассматривание иллюстраций в тематическом альбоме «Весёлый огород» Дежурство в «Уголке природы» - ухаживание за огородом на подоконнике. | Оформление консультации в «Родительском уголке» «Витамины в нашей жизни» Порекомендовать родителям: • Посетить с ребенком овощной магазин, рынок. • Совместно приготовить винегрет, овощной салат. • Оформить «Овощное меню», «Книгу овощных рецептов». • Посадить вместе с детьми «Огород на подоконнике». • Рассказать о своей трудовой деятельности на огороде, дачном участке. • Выполнить поделки из овощей для групповой выставки. |
План НОД по развитию ВПФ и ЭВС | «Гимнастика» «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясное восприятие и речь). «Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они рычат, как Копатыч, хрюкают, как Нюша, каркают, как Карыч. «Спроси, скажи, попроси, расскажи без слов» «Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать?» Все остальные участники угадывают смысл происходящего. «Собери целое» «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбовое яйцо», упрощённый вариант игр, в которых имеются специальные наборы картинок с изображением овощей, разрезных частей, из которых дети составляют целостные силуэтные изображения. «Шапка-невидимка». В течение 3 с надо запомнить все овощи, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их. «Отгадай предмет по части».
«Зеркало». Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков совместных действий. Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, изображающие работу Смешариков в огороде у Копатыча, другой должен стать его точным «зеркальным» отражением. | Внесение игр «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбовое яйцо», упрощённый вариант игр, в которых имеются специальные наборы картинок с изображением овощей, разрезных частей Внесение шляпы и мелких игрушек, которые можно прятать под ней. Внесение предметных картинок, книг с крупными иллюстрациями и пластины с «окошечком», через которое можно рассматривать часть картинки, угадывая по ней целое. | Оформление буклета с «Гимнастикой для мозга» Порекомендовать родителям Играть с детьми в игры типа «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбовое яйцо», пазлы Играть с детьми в игру «Шапка-невидимка» Играть с детьми в игру «Где мы были, – мы не скажем, а что делали – покажем!» |
Итоговое мероприятие : Развлечение «Весёлые овощи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы "Рекомендации по работе с воспитанниками с ЗПР старшего дошкольного возраста"
Аннотация к методическим материаламПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и...
Методическая разработка «Физкультурно-массовая работа в двигательном режиме детей старшего дошкольного возраста: «Неделя здоровья в ДОУ»
Материал содержит план-конспект проведения недели здоровья, включая сценарий досуга и подборку игр игр по теме....
«Применение методического комплекта «Пертра» в работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Методический комплект "Пертра" отлично подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста в том числе с ОВЗ....
Методическая разработка «Физкультурно-массовая работа в двигательном режиме детей старшего дошкольного возраста «Неделя здоровья в ДОУ»
Методическая разработка в доу по физкультуре...
Представление опыта работы на окружном методическом объединении по теме: «Тимбилдинг - технология командообразования детей старшего дошкольного возраста»
Детский тимбилдинг — это не просто развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить ...
Методическая разработка работы кружка оригами для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка работы кружка оригами для детей старшего дошкольного возрастаАктуальность “Источники способностей и дарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образн...
Мастер – класс для педагогов городского методического объединения на тему: « Синквейн – как современная форма работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Главная методика "Синквейн" состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть, исключать лишнее и выделять главное, обобщат...