Авторская программа Богатовой Т. В. по музыкально - ритмическому воспитанию "Потанцуй со мной малыш!" для детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа) по теме
Авторская программа Богатовой Т. В. по музыкально - ритмическому воспитанию "Потанцуй со мной малыш!" для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_bogatovoy_t._v._dlya_konkursa_magistr.doc | 235 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 172
Октябрьского района городского округа Самара.
Авторская программа по музыкально – ритмическому воспитанию
для детей младшего дошкольного возраста
«ПОТАНЦУЙ СО МНОЙ, МАЛЫШ»
(Составитель: музыкальный руководитель
Богатова Татьяна Владимировна)
Самара 2013
Содержание:
1. Пояснительная записка | стр. 3 |
2. Структура и содержание программы | стр. 6 |
3. Раздел I «Музыкально-ритмические движения» | стр. 8 |
4. Раздел II «Развитие чувства ритма, внимания» | стр. 9 |
5. Раздел III «Воображение, фантазирование» | стр. 10 |
6. Тематика разделов программы | стр. 11 |
7. Мониторинг | стр. 17 |
8. Литература | стр. 18 |
Пояснительная записка
Программа «Потанцуй со мной, малыш» представляет собой систему музыкально – ритмического воспитания детей 3 – 4 лет на основе использования игровых, танцевальных, музыкально – ритмических упражнений, в течение всего года. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики. Начало учебного года является самым сложным для маленького ребёнка, так как чаще всего малышей впервые приводят в детский сад именно осенью, в начале учебного года.
В настоящее время возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей младшего дошкольного возраста, поэтому музыкально-ритмическое развитие ребёнка является одним из важнейших видов деятельности, так как объединяет музыку, пение, движение и слово.
Музыкально – ритмические занятия с детьми оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние малышей. Движения под музыку в наше время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях ребёнка. Игровые музыкально – двигательные упражнения, игры, танцы для детей младшего дошкольного возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия.
Ярким показателем успешности музыкального развития ребёнка является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься, умение сосредоточиться на выполнении упражнения, пляски, игры и точно исполнять движения по показу педагога.
Цель программы:
Эмоциональное развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, музыкального вкуса, качеств личности, воспитание навыков общения со взрослыми и сверстниками, обогащение разнообразными радостными впечатлениями.
Задачи программы:
- Воспитание интереса и потребности к музыкально – ритмическим движениям под музыку;
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно – игровых движений; обогащение слушательного и двигательного опыта;
- Развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером, темпом и ритмом музыкального сопровождения;
- Развитие музыкального слуха, музыкально – сенсорных способностей;
- Развитие двигательной сферы и формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений, развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
- Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребёнком;
- Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками;
- Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, двигаться по кругу, вперёд и назад;
- Расширение словарного запаса;
- Закрепление умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, развивать способность координировать слуховые представления, двигательную реакцию, учить ориентироваться в пространстве.
Методические принципы построения программы:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип положительной оценки.
Структура и содержание программы
Программа «Потанцуй со мной, малыш» представлена в виде отдельных разделов:
I раздел – музыкально – ритмические движения;
II раздел – развитие чувства ритма;
III раздел – слушание, фантазирование.
Содержание программы рассчитано на детей младших групп, в возрасте 3-4 лет.
В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
- беседы;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- разучивание скороговорок;
- словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
- игровые.
Наглядный и аудио материал, используемый на занятиях:
- только качественная аудиозапись музыки
- иллюстрации и репродукции
- игровые атрибуты
- «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в костюмы)
Условия реализации программы:
- Занятия проводятся один раз в неделю в музыкальном зале, во второй половине дня;
- Длительность занятий по 10 – 15 минут (в зависимости от возраста детей).
Структура занятия:
- Приветствие
- Музыкально-ритмические движения
- Развитие чувства ритма, внимания
- Воображение, фантазирование
- Заключительная часть (упражнения на дыхание, релаксацию, расслабление)
В процессе составления программы «Потанцуй со мной, малыш» были разработаны основные критерии, позволяющие определять уровень овладения ею детьми.
Критерии педагогической оценки:
- Уметь различать двух частную музыку
- Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам
- Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться под руку.
- Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках.
- Хорошо чувствовать ритм и уметь прохлопать его.
- Уметь считывать ритмические рисунки с паузами.
- Во время «свободного» танца проявляется фантазия ребенка.
- Может самостоятельно придумать движения под определенную музыку.
Разделы программы
Раздел I «Музыкально-ритмические движения»
Цель: развивать у детей умение передавать музыкально-двигательный образ.
Задачи:
- Учить детей правильно, ритмично ходить бодрым шагом в одном направлении и в колонне по одному, сохраняя дистанцию. Четко останавливать с окончанием музыки.
- Совершенствовать у детей координацию движения рук. Выполнять движения четко, передавая яркий акцент музыки.
- Учить детей передавать в движении веселый, задорный характер музыки.
- Развивать у детей плавность движений, умение изменять силу мышечного напряжения, создавая выразительный музыкальный образ.
Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться.
Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.
Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.
Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.
Раздел II
«Развитие чувства ритма, внимания»
Цель: Способствовать развитию ритмического слуха.
Задачи:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. Д.);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыка эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык.
Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Раздел III «Воображение, фантазирование»
Цель: развивать у детей воображение, наблюдательность, менять характер движения с изменением характера музыки.
Задачи:
- Учить детей действовать с воображаемым предметом, изменять движение в соответствии с музыкальными фразами различного характера.
- Способствовать освобождению подсознания от наслоения условностей, комплексов и мышечных зажимов у детей.
Занятия музыкой в детском саду, в основном, носят репродуктивный характер. Педагог обучает слушанию, грамоте, пению, то есть дает музыкальный стандарты, а ребенок воспроизводит услышанное, увиденное. Это все лишает детей самобытности, естественности, снижает творческую активность. Различные виды фантазирования, предложенные в программе, позволяют ребенку импровизировать, что ведет к развитию его творчества.
Основные условия, необходимые при проведении работы по фантазированию:
- необходимо дать минимальный объем знаний, кратко и образно объяснить суть процесса фантазирования.
- После объяснения сразу же перейти к выработке слухового навыка, постепенно усложняя задачи.
- Постепенно, по мере закрепления навыка педагог передает право решения поставленной задачи (создать образ, передать настроение, сочинить мелодию на тему и т.д.) самим детям.
- Допустимы самые невероятные версии, ассоциации, формы проявления фантазии.
- Главное требование к танцу – исполнять красиво, выразительно, четко, мягко, т.е. музыкально.
Тематика разделов программы «Потанцуй со мной, малыш»
Раздел I «Музыкально-ритмические движения»
Игры, упражнения | Репертуар |
Упражнение «Вот как мы умеем» | «Вот как мы умеем» слова – Н. Френкель, музыка – Е. Тиличеевой |
Упражнение «Ладошечка» | Русская народная песня «Я на горку шла» |
Пляска «Да – да –да» | «Пляска да-да-да» слова Ю. Островского, музыка Е. Тиличеевой |
Упражнение «Самолёты» | «Самолёт» музыка – Е. Тиличеевой |
«Танец с листиками» | «Танец с листиками» слова и музыка – Е. Гомоновой |
Игра «Бежит зайка» | музыка – З. Иорданского, слова народные |
Игра – танец «Будем с мишкой танцевать » | музыка – Е. Макшанцевой, слова народные |
Игра – упражнение «Где же наши ручки?» | слова – И. Плакиды музыка – Т. Ломовой |
Упражнение «Большие и маленькие ноги» | слова народные, музыка - В. Агафонникова |
Танец «Маленькая полечка» | Слова - А. Шибицкой Музыка - Е. Тиличеевой |
Упражнение «Муравьишки» | Музыка - Ю. Забутова |
Парная пляска | Украинская народная мелодия |
Упражнение «Сапожки» | Русская народная песня «По улице мостовой» |
Упражнение «Зайчики» | Музыка - А. Рожавской |
Игра «Зайчики и лисичка» | Слова - В. Антоновой, Музыка - Б. Финаровского |
Игра «Санки» | слова и музыка - Т. Сауко |
Упражнение «Повторяй за мной» | Слова - Т. Сауко, Немецкая народная мелодия |
Упражнение «Лошадка» | Музыка - М. Раухвергера |
Пляска с погремушками | Слова - А. Ануфриевой Белорусская народная мелодия «Бульба» |
Игра с мишкой | Слова - В. Антоновой Музыка - Г. Финаровского |
Игра – упражнение «Пони» | Песня Т. Морозовой «Пони» |
Игра «Карусели» | Украинская народная мелодия |
Упражнение – игра «Саночки» | Слова - М. Картушиной, Английская народная мелодия |
Парный танец «Ладошки» | Латышская народная мелодия |
Игра «Дети и лиса» | Слова и музыка - М. Картушиной |
Игра «Зайчики и лисичка» | Слова и музыка - М. Картушиной |
Игра «Догонялки с мишкой» | Слова и музыка - М. Картушиной |
Хороводная игра «Мы в лесу гуляли» | Слова - М. Картушиной, Украинская народная мелодия |
Упражнение «Идём – прыгаем» | Слова - Ю. Островского Музыка - Р. Рустамова |
Пляска с платочками | Слова и музыка - М. Картушиной |
Танец с музыкальными инструментами | Русская народная мелодия «Полянка» |
Упражнение «Солнышко» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Игра «Делай как я» | Английская народная мелодия |
Пляска «Летняя» | Слова - Т. Сауко, русская народная мелодия |
Раздел II «Развитие чувства ритма, слухового внимания»
Игры, упражнения | Репертуар |
Упражнение «Поезд» | Русская народная мелодия (по выбору) |
Парный танец «Манечки – Ванечки» | Русская народная мелодия «Барыня» |
Упражнение «Ноги – ножки» | «Ноги и ножки» Музыка - В. Агафонникова |
Упражнение «Пальчики – ручки» | Русская народная мелодия «Из под дуба» |
Разминка Упражнение «Топ – топ» | Музыка – М. Сатулиной |
Упражнение «Кап-кап» | Русская народная мелодия |
Танец «Весёлые пары» | Музыка - И. Штрауса |
«Устали наши ножки» | «Устали наши ножки» Слова - Е. Соковниной, Музыка - Е. Макшанцевой |
Упражнение «Ай – да» | «Ай – да» Музыка - Верховинца |
Упражнение «Поезд» | Слова - Т. Бабаджан, Музыка - Н. Метлова |
Хоровод | Музыка - Я. Френкеля |
Зимняя пляска | Слова - О. Высотской Музыка - М. Старокадомского |
Упражнение «Ходим – бегаем» | Слова - Н. Френкеля Музыка - Е. Тиличеевой |
Танец «Ширмочки» | Музыка - В. Кулау |
Упражнение «Пальчики шагают» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Упражнение «Научились мы ходить» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Упражнение «Разминка» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Спокойная пляска | Мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла» |
Упражнение «Велосипед» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Пляска с куклами | Слова - А. Ануфриевой Немецкая народная мелодия |
Танец «Топ и хлоп» | Слова - Т. Сауко Немецкая плясовая мелодия |
Упражнение «Погуляем» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Упражнение «Тихо – тихо мы сидим» | Слова - А. Ануфриевой Русская народная мелодия «Во саду ли в огороде» |
Танец – игра «Мы по кругу идём» | Слова - М. Картушиной Музыка - М. Красева |
Солнечный хоровод | Слова и музыка - М. Картушиной. |
Упражнение «Бойцы идут» | Слова - В. Татаринова Музыка - В. Кикты |
Упражнение «Весёлые ладошки» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Упражнение «Зарядка» | Слова - М. Картушиной Музыка - Ю. Слонова |
Хоровод «По тропинке шла весна» | Слова - и музыка - М. Картушиной |
Танец «Кадриль» | Музыка - В. Герчик |
Игра с бубном | Слова - Т.Сауко Немецкая плясовая мелодия |
«Задорный танец» | Мелодия песни «Бульба» |
Дружный хоровод | Слова - Т. Сауко, Мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла» |
Раздел III «Воображение, фантазирование
Игры, упражнения | Репертуар |
Игра «Прятки» | слова – И. Плакиды Музыка - Т. Ломовой |
Игра с куклой | Русская народная мелодия «Калинка» |
Игра «Ой, летали птички» | Русская народная мелодия, слова - народные |
Игра «Хитрый кот» | Русская народная прибаутка |
Игра «Кот и мыши» | Англиийская народная мелодия |
Пляска с погремушками | Слова и музыка - А. Антоновой |
Танец – игра «Снежная баба и дети на санках» | Музыка - В. Герчик |
Игра «Заинька – зайка» | Музыка - С. Насауленко |
Упражнение «Едем на поезде» | Слова - Т. Сауко Музыка - А. Филиппенко |
Упражнение с погремушкой | Слова и музыка - М. Картушиной Пьеса «Погремушка» |
Танец с ленточками | Слова и музыка - М. Картушиной |
Парная пляска «Приседай» | Слова - Ю. Энтина Эстонская народная мелодия обработка А. Роомере |
Пляска «Полька» | Немецкая плясовая мелодия |
Игра «Лягушки и аист» | Слова и музыка - М. Картушиной |
Игра – упражнение «Петушок» | Песня «Петушок – проказник» И. Пономарёвой |
Танец с султанчиками | Русская народная песня «Я рассею своё горе» |
Упражнение «Жуки» | Слова и музыка - М. Картушиной |
Упражнение «Ладушки – ладошки» | «Ладушки – ладошки» Слова - Е Каргановой, Музыка - М. Иорданского |
Игра с персонажами | «Весёлые скачки» Музыка - М. Можжевелова |
Упражнение «Марш» | «Марш» Слова - А. Шибицкой, Музыка - Е. Тиличеевой |
Упражнение «Кулачки» | Слова народные, Музыка - А. Филиппенко |
Танец снежинок | Музыка - Ю. Геллер |
Танец зайцев | Музыка - Г. Доницетти |
Упражнение «Научились мы ходить» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Упражнение «Резвые ножки» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Марш | Слова - Т. Сауко, Музыка - В. Дешевого |
Русская пляска | Русская народная песня «Из-под дуба» слова - А. Ануфриевой |
Игра «Воробушки и кошка» | Слова - А. Ануфриевой Немецкая плясовая мелодия |
Танец с цветами | Слова и музыка - Е. Гомоновой |
Игра «Курочки и петушки» | Русская народная мелодия |
Игра «Кошки – мышки» | Русская народная мелодия |
Игра «Дождик» | Слова и музыка - Е. Макшанцевой |
Упражнение «Лодочка» | Слова - Т. Сауко, музыка - Е. Макшанцевой |
Игра «Ёжик и мыши» | Слова и музыка - М. Картушиной |
Мониторинг
Систематическое использование контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса музыкального образования, предусматривает отслеживание в динамике уровня развития музыкально – ритмических навыков и умений детей, их творческую реализацию.
Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в год (октябрь, апрель) в форме группового и индивидуального обследования. Все данные заносятся в таблицу, по которым делаются соответствующие выводы.
ФИО ребёнка | Уметь различать двух частную музыку | Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам | Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться под руку. творческих | Уметь использовать знакомые движения в плясках. | Хорошо чувствует ритм и уметь прохлопать его. | Уметь считывать ритмические рисунки с паузами. | Во время «свободного» танца проявляется фантазия ребенка. | Может самостоятельно придумать движения под определенную музыку |
Система оценивания:
0 баллов – низкий уровень развития 1 балл – средний уровень развития 2 балла – высокий уровень развития | 13–16 баллов – высокий уровень развития 8– 13 баллов – средний уровень развития ниже 8 баллов – низкий уровень развития |
Литература
- Виноградов Л. «Развитие музыкальных способностей дошкольников».
- Давыдова Н. «Основы музыкального воспитания» - Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.
- Домогацкая И. Е. «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет».
- Дубровская Е. А. «Музыкальное развитие ребенка», 2005.
- Жилин В. «Речевые игры и упражнения». – Челябинск, 1995.
- Кобалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке» – М.:1977;
- Леонтьева О. «Карл Орф». – Музыка, 1984.
- Метлов Н. А. «Музыка – детям» - М., 1995;
- Музыка для утренней гимнастики в детском саду / Сост. Н.А. Метлов. — M., 1993.
- Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3 — 5 лет / Авт.-сост. С. И. Бекина и др. — M., 2001.
- Петрушин В. И. «Музыкальная психология» - М., 1997;
- Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» - Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 – 30
- Тютюнникова Т. Э. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей». – М.: Астрель, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально - ритмического выступления с элементами фитнеса для детей старшего дошкольного возраста "Жили - были кошки, мышки!"
Сценарий показательного выступления детей старшего дошкольного возраста. Разработан к авторской программе дополнительного физического воспитания "Двигательная мозаика". Для заинтересованных могу разме...
Сценарий музыкально - ритмического выступления с элементами фитнеса для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий выступления для детей старшего дошкольного возраста с элементами степаэробики, гимнатики для глаз на фитболе, упражнениями на табуретах и гимнастических ковриках....
Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"
Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....
Сценарий 8 марта «Кот Леопольд в гостях у малышей» для детей младшего дошкольного возраста
Сценарий 8 марта «Кот Леопольд в гостях у малышей»(для детей второй младшей группы)Ведущий: ...
Проект «Здоровый малыш» (для детей младшего дошкольного возраста)
laquo;Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьёй»В.А. СухомлинскийАктуальность проекта:Здоровье детей – самая актуальная тема на сегодняшний день. Ведь современное обществ...
Музыкально - ритмические движения - как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.
В данной статье речь пойдёт о различных музыкально - ритмических играх и упражнениях, благотворно влияющих на психоэмоциональное здоровье малышей, которые только - только начали посещатьдетский ...
Музыкально-ритмические движения как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка...