Познавательный досуг с элементами творческой деятельности (нетрадиционная форма работы с бумагой) по тематике « Насекомые»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Данная работа позволяет обобщить представления детей о многообразии насекомых и способствует систематизированию и закреплению полученных знаний о их особенностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный досуг с элементами творческой деятельности (нетрадиционная форма работы с бумагой) по тематике « Насекомые»

http://mignews.com.ua/files/galleries/201210/123255/13512320505521.jpg

Задачи:

Образовательные: обобщить представления детей о многообразии насекомых (леса, луга,водоёма);развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время  года - поведение насекомых); способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания,размножение) с использованием моделей.

Развивающие: развивать связную, эмоциональную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач. Овладение словарного запаса, освоение грамматического строя речи.

Воспитательные: учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой. Активировать познавательный интерес к природе. Развивать воображение, пластику. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоема.

Словарная работа:

Экосистема, природное сообщество. Орхидея, экзотический
смешанный, лиственный, хвойный, брюшко, маскироваться, луг, лес, водоём
толкёмся, стрекочу, насекомые, барометр.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий ;чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о насекомых. Рассказывание детям с экосистемах, их жителях, растениях.. Заучивание пословиц, поговорок, народных примет. Рисование, лепка, аппликация на тему «Насекомые»; изготовление насекомых из полосок. Проведение различных игр: «Дорисуй насекомое», «Узнай насекомого по тени». Изготовление ободков, силуэтов. Изготовление лужайки. Разучивание песен, танца, сценок.

Материал:

Костюм Феи Орхидеи, ободки, картина, магниты насекомых
карточки с изображением половинок насекомых, цветные карандаши, клей, шарик» из гофрированной бумаги разных цветов, силуэты, салфетки, лужайка.

Ход досуга.

На стене картина с изображением леса, луга, водоёма.

В зал входят дети с воспитателем, здороваются с гостями.

В зал входит Фея Орхидея, здоровается с детьми, с гостями.
В-ль: Ребята, смотрите, кто это к нам в гости пришёл? Кто ты, прекрасная

незнакомка?
Ф.О.: Я - Фея Орхидея!

В-ль: Орхидея (задумчиво), что-то знакомое. Дети, что такое орхидея?
Дети: Это красивый, экзотический, необычный цветок.
Ф.О.: Правильно. Молодцы! Я-Фея цветов.
В-ль: Фея, как ты к нам попала?

Фея Орхидея поёт песню:

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но, вчера приснилось мне.
Что в гостях я побывала
На неведомой земле.
И с тех пор, мне нет покоя -
Землю ту хочу узнать,
И прошу я вас, ребята.
Всё о ней мне рассказать.

В-ль: Да, Ф.О. наша Земля очень красивая, большая. Радуют глаз водоёмы, луга,
леса. А чтобы подробнее всё узнать, мы попробуем об экосистемах тебе
рассказать. Расскажем, ребята, нашей гостье?

Дети: Расскажем.

Ф.О.: Что такое экосистемы?

Дети: Это природное сообщество, где все живут вместе, все нужны друг другу.
Ф.О.: Спасибо, тогда я вас внимательно слушаю.

Дети с воспитателем подходят к картине. Звучат звуки леса.
В-ль: Ребята, звуки какой экосистемы мы слушали, и о чём сейчас будем с вами говорить?
Дети: О лесе.

Ф.О.: Что такое лес? (Удивлённо).

Дети: Лес - это дом, где много разных деревьев, животных, птиц, растений,

насекомых. Они нужны друг другу!
В-ль: Верно, дети. А какой бывает лес?
Дети: Хвойный, смешанный, лиственный.

В-ль: Молодцы! Вот и расскажите нам о жителях экосистемы лес. Только никого не забудьте.

Дети называют, какие звери живут в лесу, каких лесных птиц они знают.
Ф.О.: А что это за горка такая, возвышенность? (показывает на муравейник)
Дети: Это муравейник. Там живут муравьи. А ещё в лесу живут жуки, пауки,

комары (прикрепляют на картину магниты с насекомыми).
В-ль: Молодцы! Скажите Фее Орхидее как, одним словом можно назвать их всех!

Ф.О.: Кто такие насекомые? Я не понимаю...

Дети: Это животные, у них 6 ног, есть брюшко, голова, умеют маскироваться.

Могут прыгать, летать, ползать, ходить.
Ф.О.: Ой, как интересно. А насекомые только в лесу живут?
Дети: Нет, не только в лесу. Насекомых много на лугу.
Ф.О.: На лугу? Что такое луг?

В-ль: А ты сначала послушай звуки луга, а потом тебе ребята всё расскажут.

Звучат звуки луга.
Ф.О.: Какие красивые звуки. Ребята, а на лугу тоже много деревьев
Дети: Нет, луг - это открытое место, где много разных трав, цветов.
Ф.О.: Расскажите мне, пожалуйста, про цветы, про животных и птиц экосистемы луга. И, обязательно, про насекомых. Они такие интересные!

Дети называют и показывают цветы: мышиный горошек, колокольчик,
василёк, ромашку, анютины глазки. Из животных: крот, мышь. Птицы: жаворонок, трясогузка, куропатка, перепёлка. Насекомые: кузнечик, бабочка, пчела, божья коровка, муравей (прикрепляют на картину магниты).

Ф.О.: Ребята, что это за голубое небо? (указывает на водоём).
Дети: Это водоём. (Звучат звуки воды).

Водоём - это открытое место, где много воды. На водоёме тоже растут

растения: камыш, лилия, кувшинка.
Ф.О.: А что и на водоёме живут и животные, и птицы, и насекомые?
Дети: Конечно, живут. Животные - это бобёр, выдра. Птицы - цапля, утки, лебеди, гуси. В воде много рыбы. И насекомые есть. Это жук-плавунец, водомерка, паук комар, стрекоза (Прикрепляют магниты).
Ф.О.: Ребята, вы столько много интересного мне рассказали, молодцы! Но зачем нужны лес, луг и водоём? Может быть без них можно обойтись?
Дети: - Лес нужен для очистки воздуха, строительства домов, отопления, делают посуду, мебель, в лесу отдыхают, собирают лекарственные травы.

- На лугу пчёлы собирают нектар для мёда, лекарственные травы,
заготавливают сено, пасут домашних животных.

- Без воды нет жизни.

В-ль: Вот видишь. Фея Орхидея, сколько всего много интересного тебе дети
рассказали. А ведь ребята могут и рисовать разных насекомых. Мы поиграем
в игру «Дорисуй насекомое».

Дети подходят к столам, на которых лежат карточки с изображением половинок разных насекомых. Дети дорисовывают вторую половинку

В-ль: Молодцы, ребята! Все справились с заданием.

Ф.О.: Спасибо, ребята, что вы не только так интересно рассказывали, но ещё и показали мне разных насекомых. Я столько всего многого узнала о разных
экосистемах, точно в сказке побывала. Ребята, ведь я из сказочной страны. А
вы знаете, что в сказочной стране есть волшебство?

Дети: Знаем!

Ф.О.: А хотите на некоторое время превратиться в разных насекомых. Хотите?

Дети: Хотим!

Фея Орхидея под музыку «превращает» детей (надевает ободки) в насекомых: кузнечика, бабочку, божью коровку, паука, стрекозу, муху, муравья, пчелу, комара.

В-ль: Все мои дети стали насекомыми, и все такие разные, кто вы, ребята?
Ф.О.: А отгадать, кем стали ребята, нам помогут загадки. Слушайте внимательно про кого я читаю загадку.

Дети отгадывают загадки и говорят о себе несколько предложений.

ЗАГАДКИ:

1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох.

На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает.

Ребёнок: Это я - Божья коровка.

Меня назвали так потому, что у меня на ножках выделяется молочко.
Питаюсь тлёй. На зиму засыпаю. Яйца откладываю на листья.

2. Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает.

Ребёнок: Это я - ПЧЕЛА.

Мы трудолюбивые насекомые. Питаемся нектаром цветов, делаем
мёд. На зиму засыпаем. Обитаем в ульях и дуплах. Размножаемся яйцами, их
откладывает самка царица.

3. Над цветком порхает, пляшет.
Веерком узорным машет.

Ребёнок: Это я - БАБОЧКА - МАХАОН.

Нас много, мы все разные. Питаюсь нектаром цветов. У нас разная,
красивая окраска. Размножаемся личинками.

4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт.

Ребёнок: Это я - ПАУК.

Мы умеем плести паутину. В неё попадают мелкие насекомые, мы их

съедаем.

5. Над нами трепещут былинки

Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки.
А крылышки точно стекло.

Ребёнок: Это я - СТРЕКОЗА.

Голубое коромысло. Нас очень много. Мы всё разные. Я живой
вертолёт. Могу висеть в воздухе, питаюсь насекомыми, я их ловлю налету. Очень боюсь холода. Я яички откладываю в воду.

6. В лесу у пня суета, беготня

Народ рабочий, весь день хлопочет.

Ребёнок: Это я - МУРАВЕЙ.

Мы дружные насекомые. Мы плохо видим, но с помощью усиков,
ощупываем все, что встречается на пути. Живу в муравейнике. Питаемся
травинками, мёртвыми насекомыми. Осенью засыпаем до весны.

7. Чёрный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.

Ребёнок: Это я - ЖУК.

Я умею летать. Питаюсь растениями, живу в кроне деревьев, там и
зимую. Размножаюсь яичками, которые откладываю в землю.

8. С цветочка - на травинку,
С листочка - на былинку.
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками.

Ребёнок: Это я - КУЗНЕЧИК.

Я певчий кузнечик. Ещё бывают серые. Обитаем на лугах. Питаемся
растениями и мелкими насекомыми. Можем сильно стрекотать.

9. Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.

Ребёнок: Это я - МУХА.

Быстро и легко летаю. Люблю тепло, живу рядом с человеком.
Личинки поглощают гниющие отходы. Зимой засыпаю.

10. Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.

Ребёнок: Это я - КОМАР.

Любим тепло и сырость. Откладываем личинки в воду и нас
становится много. На зиму засыпаем. Много врагов у нас - это жабы, птицы.

Дети-«насекомые» исполняют песню «Мы - помощники».

1. Мы - помощники природы
И хорошие друзья

Припев: Кап, кап - на дорожку Присесть, встать

Кап, кап - на ладошку «Погрозить» друг другу.

Насекомым нужно спать Зевнуть, потянуться.

Хватит нам летать. «Повесить» голову, заснуть.

Ф.О.: Ах. как хорошо, но я совсем забыла, мне же пора возвращаться в свою

сказочную страну. Спасибо вам за интересный рассказ.
В-ль: Подожди, подожди, Фея Орхидея, а как же ребята, они, что так и останутся насекомыми?

Ф.О.: Нет, конечно же. Но сначала давайте споём все вместе
песню «Красота земная».

1. Ни к чему обижать бабочку на ветке
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами
И, поверьте, что жуки
И, поверьте, что жуки,
Вас не тронут сами.

2. Если вам по душе красота земная
Берегите её устали не зная
Непременно тогда станем мы друзьями
А про бабочек, жуков, паучков и мотыльков
Пойте вместе с нами.

Ф.О.: А теперь я вас расколдовываю и превращаю опять в детей. (Расколдовывает).

Ну, что ж, теперь мне действительно пора.
В-ль: Не торопись. Фея Орхидея, мы хотим подарить тебе подарок. Вот на эту маленькую полянку дети посадят сделанных своими руками насекомых, и ты возьмёшь их с собой в свою волшебную, сказочную страну, и будешь

вспоминать наше путешествие.
Ф.О.: Хорошо, это было бы просто замечательно. А я увижу, как ребята это будут делать.
В-ль: Конечно.

Дети подходят к столам и делают аппликацию. Насекомых делают так: силуэт насекомого обклеивается бумажными шариками, соответствующего цвета, ножки и усики приклеивают из гофрированной бумаги. Затем дети свои поделки располагают на полянке и дарят её Фее Орхидее.

На земле без насекомых
Обойтись никак нельзя.

2. Мы - природы санитары
Служим ей и день и ночь
Всем цветам, деревьям, травам
Рады мы всегда помочь.

3. Берегите, не давите,
Если встретите в лесу!
Насекомые природе
Много пользы принесут.

Ф.О.: А вы знаете, что в народе насекомые - барометры, по их поведению люди
предсказывают погоду.

В-ль: Это очень интересно!

Пчела: Мы к хорошей погоде рано просыпаемся и вылетаем из улья.
Комар: А мы толкёмся столбом.
Кузнечик: А я вечером сильно стрекочу.
Божья коровка: Я быстро слетаю с руки.

Муравьи: А мы к плохой погоде не спешим на работу и закрываем все ходы. А сегодня погода хорошая.
Стрекоза: Давайте повеселимся! Солнышко светит! Как хорошо!
Муха: Как вы глупы. Солнышко осенью только на минутку выглянуло. Сегодня же начнется дождь, ветер, холод и нам придётся засыпать, пропадать.
Бабочка: Мы повеселимся, пока светит солнышко. А как наступит непогода,
спрячемся в своих домиках.

Дети-«насекомые» танцуют танец «Осень, осень наступила».

На вступление «летают» по залу в разных направлениях.

1 Осень, осень наступила
Листья осыпаются
Солнца нет, и потемнело,
Дождик начинается.

Обе руки поднять вправо, вниз, влево,
вниз.

Руки поднять наверх, накрыть руками
голову.

Припев: Кап, кап - на дорожку
Кап, кап - на ладошку
Дождик землю поливай.
Ну а нас не обижай.

Присесть, встать.
Подставить ладошки
Повернуться вокруг себя
Погрозить пальчиком в небо.

2. Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются
И в далёкую дорожку
Птицы собираются

Уткнуться своей паре в плечо, машут
крылышками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Нетрадиционные формы работы с бумагой"

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобр...

Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)».

Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)»    Воспитатель:Бударина Алла ФедоровнаГБДОУ №97 Красногвардейского р-наГ. Санкт-Петербурга....

Познавательный досуг с элементами творческой деятельности (нетрадиционная форма работы с бумагой) по тематике « Насекомые»

Данная работа позволяет обобщить представления детей о многообразии насекомых и способствует систематизированию и закреплению полученных знаний о их особенностях....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С БУМАГОЙ " ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА"

Ообенность НОД--это интерес детей к развитию творческих способностей через продуктивную деятельность с разными материалами....

План работы творческой группы "Нетрадиционные формы работы с родителями"

План работы творческой группы "Нетрадиционные формы работы с родителями"...

Консультация с элементами мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями"

Применение нетрадиционных форм работы с родителями способствует:вовлечению родителей в совместную образовательную деятельность с детьми,проявлению у родителей интереса к содержанию образовательной дея...

"Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя о...