Консультация с элементами мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями"
методическая разработка
Применение нетрадиционных форм работы с родителями способствует:
- вовлечению родителей в совместную образовательную деятельность с детьми,
- проявлению у родителей интереса к содержанию образовательной деятельности с детьми,
- возникновению дискуссии по их инициативе,
- приведению примеров из их собственного опыта,
- размышлению родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsinnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx | 31.32 КБ |
netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.pptx | 608.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация с элементами мастер-класса
«Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»
- Перечислите формы работы с родителями, которые вы применяете в вашей практике (на листочках).
- Назовите традиционные формы работы с родителями.
- Родительские собрания
- Беседы,
- Консультации,
- Анкетирование,
- Практикумы,
- Семинары,
- Наглядная информация,
- Выставки,
- Конкурсы и др.
Нетрадиционные формы работы с родителями (нетрадиционные формы родительских собраний)
- Круглый стол,
- Вечер вопросов и ответов,
- Семейный театр,
- Родительская почта,
- Семейная гостиная,
- Семейный клуб,
- Телефон доверия,
- Семейная библиотека,
- Походы,
- Родительские вечеринки,
- Чайные паузы,
- Видеоролики,
- Рекламная информация,
- Родительский журнал,
- Родительская газета,
- Переписка с родителями,
- Презентации и др.
Нетрадиционные формы родительских собраний:
- Открытый микрофон,
- Посиделки, Душевный разговор
- Круглый стол,
- Мастер-класс,
- Семейный калейдоскоп,
- Новоселье,
- Встречи со специалистами,
- Устный журнал,
- Конференции,
- Педагогическая гостиная,
- КВН,
- ТОК-ШОУ,
- Игровой практикум,
- Собрание-студия,
- Собрание-практикум,
- Собрание-совещание,
- Собрание-выставка,
- Открытые родительские собрания.
- Педагогическая лаборатория,
- Читательская конференция,
- Аукцион.
Методы активизации:
- Мозговой штурм,
- Список прилагательных и определений,
- Ассоциации,
- «Коллективная запись»,
- «Запись на листах»,
- «Эвристические вопросы»,
- «мини-эксперименты»,
- «Решение проблемных ситуаций»,
- «ролевое проигрывание семейных ситуаций»,
- Тренинговые игровые упражнения и задания,
- Анализ родителями поведения ребенка,
- Обращение к опыту родителей,
- Игровое взаимодействие детей и родителей.
Существует четыре формы организации работы с родителями:
- информационно - аналитическая;
- досуговая;
- познавательная
- наглядно - информационная.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
Наименование | Цель | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. | Проведение социологических срезов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. | Совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках, конкурсах. |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, Педагогическая библиотека для родителей. |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек. |
Информационно - аналитическая
Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психологопедагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».
Досуговая
Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п.
Познавательная
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков.
Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрывания проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т.п.
Наглядно - информационные
Наглядно - информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителе й, родительскую почту «Вы спрашиваете - мы отвечаем», советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Мастер-класс
«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний»
Предлагаю вам познакомиться со следующими приемами: активизация родителей «Эвристические вопросы», решение педагогических ситуаций, сказкотерапия с предметами, рефлексивная технология.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обладать такими личностными характеристиками, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, доброжелательное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развивать ребенка, сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, способности и желание учиться.
На примере родительского собрания «Я и мой ребенок: искусство быть родителем»
Скажите, как можно ввести родителей в проблему?
С детьми заранее проводится беседа, их ответы записываются: «Что ты любишь делать?» «Твое любимое блюдо?» «Любимая сказка?» и т.д.
На собрании родителям предлагаются те же вопросы, на которые они письменно отвечают, а затем сравнивают свои ответы с ответами детей.
Таким образом, родители сами смогут сделать вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.
«Эвристические вопросы»
К приемам активизации родителей относятся семь ключевых вопросов: кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: Кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему и увидеть нестандартные пути её решения.
Давайте на примере распространенной ситуации «Для ребенка в семье авторитет только бабушка» попробуем использовать данный прием.
Решение педагогических ситуаций
- Образование групп по желанию (3-4 человека).
- Участники каждой группы получают проблемы в виде педагогических ситуаций (одинаковые в каждой группе). В группе идет обсуждение.
- Каждый берет свою педагогическую ситуацию и объединяется с такими же участниками, но других групп. Идет обсуждение одной проблемы.
- Участники возвращаются в свои группы и рассказывают, что узнали.
- Ведущий предлагает озвучить решение предложенных проблем (определяет, кто будет отвечать).
Анализ предложений других участников группы может изменить мнение некоторых участников.
Педагогические ситуации
Предлагаем поразмышлять.
1-я ситуация
Ребенок: Купи! Купи! Купи!
Мама: Я тебе уже сказала: нет!
Ребенок: А-а-а-а-а-а-а-а!
Мама: пойдем из магазина.
Ребенок: Хочу игрушку как у Саши! А-а-а-а-а-а-а-а-а!
Мама: нет, хватит, ничего не получишь! Идем!.
Ребенок: Не пойду, мама. Купи!
Вопрос: Как отказать ребенку?
2-я ситуация
Некоторые родители думают, что запрещая мальчикам плакать от обиды или из-за боли, они воспитывают в нем настоящего мужчину.
Вопрос: правильно ли это?
3-я ситуация
Ваня (5 лет) принес в детский сад новую машинку. Машинка очень понравилась мальчику Пете.
Мама, забирая вечером сына из детского сада, заметила отсутствие новой игрушки.
Мама: А где твоя новая машинка?
Ваня: Я подарил её Пете.
Мама: Разве так можно, ты же её очень просил.
Ваня: Мама, ты же сама всегда говоришь: «Жадным быть нехорошо».
Вопрос: как объяснить ребенку правила поведения?
Ведущий: В чем же преимущества данных приемов?
Во-первых, коллектив родителей сплачивается.
Во-вторых, участники совместно ищут выход из сложившихся ситуаций. Тем самым урегулируется управление воспитательно-образовательным процессов как в детском саду, так и дома.
В-третьих, коллективный поиск решений проблемы приводит к нестандартным решениям.
Сказкотерапия с предметами
Обыграем элементы арт-терапии, которые можно использовать в иге с ребенком дома.
Оборудование: различные мелкие игрушки (киндер-сюрпризы) и предметы.
Схема: Жила – была…. Она жила (у кого, где) ….. Эту игрушку (например, куклу) потеряли, и она попала в магазин забытых игрушек. Она общалась (с кем и о чем). Осталась или ее кто-то забрал….
Обыгрывается ситуация с тремя участниками мастер-класса.
Беседа:
Как хозяйка относилась к кукле?
Где кукле было лучше: у хозяйки или в магазине?
Как она общалась с другими игрушками в магазине?
Предпринимала ли попытки вернуться, чтобы ее нашли?
Что можно выявить с помощью данной методики?
- Выраженность оптимизма или пессимизма. Выявляются снижение уровня оптимизма, жизнелюбия и активности, сниженный фон настроения. Пессимизм, фиксация теневых сторон жизни. Заторможенность.
- Уровень контактности, степень общения, взаимодействия.
Если отношения владельца, хозяйки к кукле носило негативный характер.
Если игрушка в магазине отказывалась с кем-то общаться, была изолирована от других.
Если игрушка не проявляла чувства тоски, желания вернуться к хозяйке. В магазине чувствовала себя лучше, чем дома..
Если игрушку никто не забирал.
Положительные стороны данного метода заключаются в решении индивидуальной проблемы, улучшения воспитательно-образовательного процесса, как в детском саду, так и в домашних условиях.
С помощью арт-терапевтических техник мы можем лучше понимать своих детей, видеть, что на самом деле их тревожит. Ведь дети не всё могут выразить словами, поэтому арт-терапия – ещё одна возможность общения с ребенком на его языке, на языке образов, символов, метафор.
Игра «Правила поведения»
Предлагаются различные ситуации из жизни детей и правила поведения в них.
Если ребенок по-мнению родителей, выполняет данное правило, они выкладывают на стол карточку зеленого цвета, если не всегда получается или не совсем правильно – желтого, если совсем не выполняет – красную.
- Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытирать развернутым полотенцем.
- Придя домой раздевается и одевается в определенной последовательности; одежду складывает, вешает.
- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто (куртку), благодарит за оказанную помощь.
- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
- При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свиданья».
- Своевременно пользуется носовым платком, туалетом.
- Умеет правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирает игрушки и строительный материал в определенное место.
А сейчас посмотрите на свои фишки. Их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу, упражнения.
А чтобы детям приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.
Окончание («открытый конец»)
Ведущий. Мы с вами, и воспитателями, и педагогами, должны оставлять большой или меньший след в душе детей, а семья остается всегда и более глубоко воздействует на ребенка.
Мы надеемся, что представленные идеи послужат толчком для организации новых форм работы с родителями, пересмотра условий для сотрудничества с семьей.
И в заключение предлагаем рефлексию «Чемодан, мясорубка, корзина».
Участникам предлагается по три разноцветных листочка и коробочки с изображением мясорубки, чемодана, корзины.
На желтом листочке напишите, что нужного и полезного вы узнали и станете использовать в практике.
Данный листочек положите в коробочку с изображением чемодана.
На оранжевом листочке напишите, что из полученного в ходе встречи может быть полезным, но при условии дополнений и изменений. Этот листочек положите в коробочку с изображением мясорубки.
На розовом листочке напишите, что было абсолютно бесполезным и ненужным. И положите его в коробочку с изображением мусорной корзины.
Данный вид рефлексии можно также использовать при встрече с родителями.
Давайте перечислим приемы активизации родителей, с которыми мы познакомились:
Задание:
Составить разработку родительского собрания, в ходе которого родители занимают активную субъективную позицию при обсуждении актуальной и важной для них проблемы. Составляемая разработка должна состоять из таких разделов, как:
- тема родительского собрания,
- цели и задачи его проведения,
- подготовительная работа,
- оформление, оборудование и инвентарь,
- план проведения,
- решение собрания.
Данную разработку необходимо представить на педсовете.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т радиционные формы работы с родителями Родительские собрания Беседы, Консультации, Анкетирование, Практикумы, Семинары, Наглядная информация, Выставки, Конкурсы и др.
Нетрадиционные формы родительских собраний Круглый стол, Вечер вопросов и ответов, Семейный театр, Родительская почта, Семейная гостиная, Семейный клуб, Телефон доверия, Семейная библиотека, Походы, Родительские вечеринки, Чайные паузы, Видеоролики, Рекламная информация, Родительский журнал, Родительская газета, Переписка с родителями, Презентации и др.
Открытый микрофон, Посиделки, Душевный разговор Мастер-класс , Семейный калейдоскоп, Новоселье, Встречи со специалистами, Устный журнал, Конференции, Педагогическая гостиная, КВН, ТОК-ШОУ, Игровой практикум, Собрание-студия , Собрание-практикум, Собрание-совещание, Собрание-выставка, Открытые родительские собрания. Педагогическая лаборатория, Читательская конференция, Аукцион,
Методы активизации Мозговой штурм, Список прилагательных и определений, Ассоциации, «Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы», «Мини-эксперименты», «Решение проблемных ситуаций», «Ролевое проигрывание семейных ситуаций», Тренинговые игровые упражнения и задания, Анализ родителями поведения ребенка, Обращение к опыту родителей, Игровое взаимодействие детей и родителей.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями информационно - аналитическая; досуговая ; познавательная наглядно - информационная.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Наименование Цель Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, «Почтовый ящик»
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Наименование Цель Формы проведения общения Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках, конкурсах.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Наименование Цель Формы проведения общения Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, Педагогическая библиотека для родителей.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Наименование Цель Формы проведения общения Наглядно-информационные : информационно-ознакомительные, информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.
Родительское собрание « Я и мой ребенок: искусство быть родителем » Скажите, как можно ввести родителей в проблему? Предварительная беседа с детьми: « Что ты любишь делать?» « Твое любимое блюдо?» «Любимая сказка?» Ответы детей записываются.
«Эвристические вопросы» Семь ключевых вопросов : Кто ? Что? Зачем? Где ? Чем? Как? Когда ? Смешивание 2 вопросов = 21 вопрос Родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему и увидеть нестандартные пути её решения. Например, «Для ребенка в семье авторитет только бабушка»
Решение педагогических ситуаций Образование групп по желанию (3-4 человека ). Участники каждой группы получают проблемы в виде педагогических ситуаций (одинаковые в каждой группе). В группе идет обсуждение . Каждый берет свою педагогическую ситуацию и объединяется с такими же участниками, но других групп. Идет обсуждение одной проблемы . Участники возвращаются в свои группы и рассказывают, что узнали . Ведущий предлагает озвучить решение предложенных проблем (определяет, кто будет отвечать).
1-я ситуация Ребенок : Купи! Купи! Купи! Мама : Я тебе уже сказала: нет! Ребенок: А-а-а-а-а-а-а-а! Мама : пойдем из магазина. Ребенок: Хочу игрушку как у Саши! А-а-а-а-а-а-а-а-а! Мама : нет, хватит, ничего не получишь! Идем!. Ребенок : Не пойду, мама. Купи! Вопрос: Как отказать ребенку?
2-я ситуация Некоторые родители думают, что запрещая мальчикам плакать от обиды или из-за боли, они воспитывают в нем настоящего мужчину. Вопрос : правильно ли это?
3-я ситуация Ваня (5 лет) принес в детский сад новую машинку. Машинка очень понравилась мальчику Пете. Мама, забирая вечером сына из детского сада, заметила отсутствие новой игрушки. Мама : А где твоя новая машинка? Ваня : Я подарил её Пете. Мама : Разве так можно, ты же её очень просил. Ваня : Мама, ты же сама всегда говоришь: «Жадным быть нехорошо». Вопрос : как объяснить ребенку правила поведения?
В чем же преимущества данных приемов? К оллектив родителей сплачивается . У частники совместно ищут выход из сложившихся ситуаций. Тем самым урегулируется управление воспитательно-образовательным процессов как в детском саду, так и дома . К оллективный поиск решений проблемы приводит к нестандартным решениям.
Сказкотерапия с предметами Схема: Жила – была…. Она жила (у кого, где) ….. Эту игрушку (например, куклу) потеряли, и она попала в магазин забытых игрушек. Она общалась (с кем и о чем). Осталась или ее кто-то забрал …. Беседа: Как хозяйка относилась к …кукле ? Где ….кукле было лучше: у хозяйки или в магазине? Как она общалась с другими игрушками в магазине? Предпринимала ли попытки вернуться, чтобы ее нашли ?
Что можно выявить с помощью данной методики ? Выраженность оптимизма или пессимизма. Уровень контактности, степень общения, взаимодействия. Сказкотерапия помогает: -лучше понимать своих детей, -видеть , что на самом деле их тревожит. Ведь дети не всё могут выразить словами, поэтому арт-терапия – ещё одна возможность общения с ребенком на его языке, на языке образов, символов, метафор.
Игра «Правила поведения » Карточка зеленого цвета – выполняет данное правило. Желтого цвета - не всегда получается или не совсем правильно. Красного цвета - совсем не выполняет .
Окончание («открытый конец ») « Чемодан, мясорубка, корзина »
Приемы активизации родителей «Эвристические вопросы» Решение педагогических ситуаций Сказкотерапия с предметами Рефлексивная технология («Чемодан, мясорубка, корзина») Игра «Правила поведения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для работников дошкольного образования «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУЗадача:Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ...
Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...
Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...
Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...
Консультация для воспитателей.« Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов ДОУ "Нетрадиционные формы работы с родителями".
В данном материале представлен консультационный материал для воспитателей ДОУ, посвященный нетрадиционным формам работы с родителями, которые мы проводим в нашей группе....
консультация для педагогов-дошкольников «Нетрадиционные формы работы с родителями»
материал рассказывает о необычных формах работы с родителями...