Адаптация детей раннего возраста в детском саду
статья по теме

Андрианова Ольга Сергеевна

Почему одни дети ведут себя спокойно в период адаптации, а другие неутешно плачут? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1_adaptatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему одни дети ведут себя спокойно в период адаптации, а другие неутешно плачут как только закрывается дверь за мамой?

Почему некоторые дети при (помещении) в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоится в группе, а другие с первых дней  чувствуют себя «как будто здесь и жили»?

Отрыв от дома и родных, встреча с новыми взрослыми и себе подобными могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Ребенок может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.

Очень важно для нас ,воспитателей, создать благоприятные условия для перехода ребенка из дома в детский сад. Этот переход должен быть   плавным, мягким.  Конечно,  многое зависит от нас, воспитателей, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду обитания и приспособленностью к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полученных изменений организма и психики) результатам или негативным (стресс).

Существует два основных критерия успешной адаптации:

        - внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность),

- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования в детском саду).

С приходом в группу раннего возраста у ребенка начинается новый этап в эго жизни. Встречи родителей с нашим детским садом начинаются задолго до того момента, когда они приведут сюда своего малыша. Родители знакомятся и беседуют с руководителем ГБДОУ, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания. Сейчас родителей особенно интересуют учебные программы для детей раннего возраста, по которым работает возрастная группа. Задача  воспитателя данной группы все свои знания и умения направить на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Помочь каждому ребенку осознать свои (характерные) особенности и предпочтения и понять, что он, как любой человек, уникален и неповторим.

Помочь преодолеть неуверенность в себе, поддержка положительной самооценки. Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции чувства и переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей.

Научить детей языку эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.

Формировать у детей коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Это все в дальнейшем, а сейчас главные задачи в период адаптации:

  1. необходимо создать условия в группе для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям группы.
  2. формировать навыки здорового образа жизни, содействовать физическому развитию детей.
  3. организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт.
  4. формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания (самостоятельно есть, знать свое место за столом, свое полотенце, горшок, шкафчик, находить свои вещи и кроватку…)
  5. воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  6. воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.
  7. закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю.

Все же, что же такое адаптация? Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых парах, но и вырабатывание умений  и навыков в повседневной жизни.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.

1. Легкая адаптация:  

К 20-му дню пребывания ребенка в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболевает не более одного раза, сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес ребенка без изменений.

2. Адаптация средней тяжести:

Поведенческие реакции ребенка восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболевает до 2-х раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес несколько снизился, либо остался неизменным.

3. Тяжелая адаптация:

Значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше). Отличается тяжестью всех проявлений:

- замедляется рост ребенка, не прибавляет в весе до 6-ти месяцев,

- нарушение сна,

- нарушение аппетита,

- проявление отрицательных эмоций в общении,

- боязнь пространства,

- частые заболевания,

- отказывается ходить на горшок.

Я, как воспитатель группы раннего возраста, стремлюсь к тому что бы мои дети легко справились с трудностями привыкания к новой среде на уровне личной адаптации, и стараюсь не допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Адаптационный период может сопровождаться у детей различными негативными поведенческими реакциями:

  1. упрямство,
  2. грубость, дерзость, неуважительное отношение к детям и взрослым,
  3. лживость,
  4. лень.

В воспитании детей раннего возраста очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка. Языка за которым стоит высокая культура великого народа. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком раннего возраста.

Поэтому я обращаюсь к фольклору особенно в первые дни появления ребенка в группе.

Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка в группе. Дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, маме. Неохотно общаются с другими ребятами и взрослыми, плохо кушают, много плачут.

Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки, уговорушки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребенка. Именно чаще всего через элементы фольклора я доношу до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка помогает быстрее установить контакт с ребенком, особенно в период адаптации.

По этому мной (как воспитателем) были выработаны модели организации адаптационного периода детей 3-го года жизни через фольклор в режимных моментах.

Во время мытья рук всем известная потешка:

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется

Во время еды:        Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один с… - кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий с.. – молочком

И румяным пирожком.

Если плачет ребенок:        Что ты плачешь Ы да Ы

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

После сна:                Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой ….(Юрочка)

Во время одевания и раздевания:        Кто у нас хороший,

                                        Кто у нас пригожий?

                                        Ванечка – хороший,

                                        Ванечка пригожий!

        Вот они сапожки:

        Этот – с правой ножки,

        Этот – с левой ножки.

        Если дождичек пойдет,

        Наденем сапожки,

        Этот – с правой ножки,

        Этот – с левой ножки.

        Вот так хорошо.

Во время укладывания спать можно тихо поставить диск с колыбельными песнями или ласково поглаживая ребенка по голове напеть ему (известная из покон веков потешка):

                Баю-баюшки баю

                Не ложися на краю,

                Придет серенький волчок

                И утащит во лесок,

                Под ракитовый кусток.

Есть дети которые спят со своей любимой игрушкой (я не препятствую этому, и ребенок укладывает игрушку с собой). В течении трех месяцев я стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Поэтому я считаю, в этот момент важна совместная работа воспитателей с родителями. Для этого мы используем разнообразные формы с семьей, а так же разрабатываем план работы с родителями на адаптационный период (беседы, консультации, проходят встречи с медицинскими работниками, специалистами (психологом)).

В течении адаптационного периода ведется адаптационный лист на каждого ребенка. В котором учитывается эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, отношение к детям, взрослым, поведение в игре.

В течении всего учебного года заполняем карту нервно-психического развития ребенка (с 1,5- о 2,5 лет, с 2 –до 3 лет).

А затем уже и….. работа с проблемными детьми (работа психолога, воспитателей, родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...