Адаптация детей раннего возраста в детском саду
статья по теме
Почему одни дети ведут себя спокойно в период адаптации, а другие неутешно плачут?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_adaptatsiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему одни дети ведут себя спокойно в период адаптации, а другие неутешно плачут как только закрывается дверь за мамой?
Почему некоторые дети при (помещении) в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоится в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как будто здесь и жили»?
Отрыв от дома и родных, встреча с новыми взрослыми и себе подобными могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Ребенок может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.
Очень важно для нас ,воспитателей, создать благоприятные условия для перехода ребенка из дома в детский сад. Этот переход должен быть плавным, мягким. Конечно, многое зависит от нас, воспитателей, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду обитания и приспособленностью к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полученных изменений организма и психики) результатам или негативным (стресс).
Существует два основных критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность),
- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования в детском саду).
С приходом в группу раннего возраста у ребенка начинается новый этап в эго жизни. Встречи родителей с нашим детским садом начинаются задолго до того момента, когда они приведут сюда своего малыша. Родители знакомятся и беседуют с руководителем ГБДОУ, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания. Сейчас родителей особенно интересуют учебные программы для детей раннего возраста, по которым работает возрастная группа. Задача воспитателя данной группы все свои знания и умения направить на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Помочь каждому ребенку осознать свои (характерные) особенности и предпочтения и понять, что он, как любой человек, уникален и неповторим.
Помочь преодолеть неуверенность в себе, поддержка положительной самооценки. Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции чувства и переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей.
Научить детей языку эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.
Формировать у детей коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Это все в дальнейшем, а сейчас главные задачи в период адаптации:
- необходимо создать условия в группе для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям группы.
- формировать навыки здорового образа жизни, содействовать физическому развитию детей.
- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт.
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания (самостоятельно есть, знать свое место за столом, свое полотенце, горшок, шкафчик, находить свои вещи и кроватку…)
- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
Все же, что же такое адаптация? Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых парах, но и вырабатывание умений и навыков в повседневной жизни.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.
1. Легкая адаптация:
К 20-му дню пребывания ребенка в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболевает не более одного раза, сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес ребенка без изменений.
2. Адаптация средней тяжести:
Поведенческие реакции ребенка восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболевает до 2-х раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес несколько снизился, либо остался неизменным.
3. Тяжелая адаптация:
Значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше). Отличается тяжестью всех проявлений:
- замедляется рост ребенка, не прибавляет в весе до 6-ти месяцев,
- нарушение сна,
- нарушение аппетита,
- проявление отрицательных эмоций в общении,
- боязнь пространства,
- частые заболевания,
- отказывается ходить на горшок.
Я, как воспитатель группы раннего возраста, стремлюсь к тому что бы мои дети легко справились с трудностями привыкания к новой среде на уровне личной адаптации, и стараюсь не допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптационный период может сопровождаться у детей различными негативными поведенческими реакциями:
- упрямство,
- грубость, дерзость, неуважительное отношение к детям и взрослым,
- лживость,
- лень.
В воспитании детей раннего возраста очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка. Языка за которым стоит высокая культура великого народа. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком раннего возраста.
Поэтому я обращаюсь к фольклору особенно в первые дни появления ребенка в группе.
Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка в группе. Дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, маме. Неохотно общаются с другими ребятами и взрослыми, плохо кушают, много плачут.
Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки, уговорушки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребенка. Именно чаще всего через элементы фольклора я доношу до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.
Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка помогает быстрее установить контакт с ребенком, особенно в период адаптации.
По этому мной (как воспитателем) были выработаны модели организации адаптационного периода детей 3-го года жизни через фольклор в режимных моментах.
Во время мытья рук всем известная потешка:
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется
Во время еды: Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один с… - кашкою,
Другой – простоквашкою,
Третий с.. – молочком
И румяным пирожком.
Если плачет ребенок: Что ты плачешь Ы да Ы
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
После сна: Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Вставай, мой ….(Юрочка)
Во время одевания и раздевания: Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка пригожий!
Вот они сапожки:
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки,
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Вот так хорошо.
Во время укладывания спать можно тихо поставить диск с колыбельными песнями или ласково поглаживая ребенка по голове напеть ему (известная из покон веков потешка):
Баю-баюшки баю
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Есть дети которые спят со своей любимой игрушкой (я не препятствую этому, и ребенок укладывает игрушку с собой). В течении трех месяцев я стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Поэтому я считаю, в этот момент важна совместная работа воспитателей с родителями. Для этого мы используем разнообразные формы с семьей, а так же разрабатываем план работы с родителями на адаптационный период (беседы, консультации, проходят встречи с медицинскими работниками, специалистами (психологом)).
В течении адаптационного периода ведется адаптационный лист на каждого ребенка. В котором учитывается эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, отношение к детям, взрослым, поведение в игре.
В течении всего учебного года заполняем карту нервно-психического развития ребенка (с 1,5- о 2,5 лет, с 2 –до 3 лет).
А затем уже и….. работа с проблемными детьми (работа психолога, воспитателей, родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).
Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...
Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...