"Прогулки в природу"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Клуб «Здоровый ребёнок»
Тема: «Прогулки в природу»
Подготовила Харисова Е.Н.
воспитатель МБДОУ д/с № 2
«Теремок» с. Петропавловка
Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
Ребёнок – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становится мощным средством разностороннего развития ребёнка в условиях психологического комфорта.
Одним из методов в своей работе, по здоровьесбережению детей, я использую прогулки – походы. Основная цель – позвать ребёнка в дорогу, убедить в необходимости пока маленьких путешествий, чтобы укрепить здоровье, обогатить двигательный опыт, наполнить ум и сердце детей драгоценными каплями знаний о прекрасном природном окружении, научить ценить и любить его.
Наш детский сад расположен в очень красивом месте. Поблизости находится парк с берёзовой рощей, лес, горы и река. Они своеобразны, неповторимы, становятся прекрасными объектами для наблюдений и маршрутов.
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.
Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада.
Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.
Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:
- Наблюдение в природе и сбор природного материала;
- Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
- Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
- Подвижные и дидактические игры;
- Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
- Упражнения на дыхание, игры на внимание;
- Самостоятельные игры детей (на привале);
Походы могут быть разными; в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи.
Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например, "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на нашем участке" и т. д.
Важно, что походы, мы насыщаем, разнообразным двигательным содержанием:
ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др.
В содержание походов включаем хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее.
Часть времени отводим для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью я проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта.
С целью повышения интереса детей к данному виду прогулок и закрепления приобретённых умений и навыков провожу спортивные игры-развлечения (эстафеты).
В проведении прогулок-походов участвует воспитатель группы вместе с помощником и родители. Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.
В поход всегда берём фотоаппарат, чтобы запечатлеть наиболее интересные моменты прогулки.
Зарание продумываю инвентарь, необходимый для прогулки, а также для того, чтобы можно было принести в детский сад собранные листья или камешки.
Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе — «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка».
Систематически проводимые экскурсии в природу благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.
Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения с природой повышают жизненный тонус, благотворно влияют на формирование ценных физических качеств —выносливости.
Примерная структура прогулки-похода.
- Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).
- Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.
- Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).
- Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)
- Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).
Инструкции по охране жизни и здоровья детей.
При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности.
- Маршрут должен быть тщательно изучен.
- В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (а также родители).
- Во избежании перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.
- Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.
- При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.
- В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.
Литература: М. А. Рунова "Двигательная деятельность в детском саду", стр. 95-100, 181-186.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туристическая прогулка в природу " Отправляемся в поход, много нас открытий ждет"
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада по воспитанию основ безопасного поведени в природе . Продолжать учить использовать приемы элементарной поисковой деятельности. Формировать зна...
Информация для родителей "Прогулки в природу"
Игры, наблюдения, советы......
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Прогулка на природу»
Конспект комплексного занятия по ознакомлениюс окружающим миром в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу»Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусств...
Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему "Целевая прогулка в природу осенью"
Воспитывать бережное отношение к природе, не ломать ветки кустов, деревьев.Любовь к животным, желание ухаживать за ними, откармливать птиц....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Прогулка на природу».
Конспект комплексного занятия по ознакомлениюс окружающим миром в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу». Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от и...
Памятка для родителей "Прогулки в природу"
Рекомендации родителям о том, как с пользой провести прогулку для формирования начальных основ экологического воспитания....
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ЛЕТОМ. ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ
Окно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети ...