ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ
план-конспект занятия по теме
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Из опыта работы практического педагога ГГ. Галкина, Т.И. ДубининаСкачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ББК 74.1 Г15
Галкина, Г.Г.
Г15 Пальцы помогают говорить. Коррекциониые занятна по развитию мелкой моторики у детей / Г.]". Галкина, Т. И. Дуошш- на. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2011. 10 с.
ISBN 978-5-296-00517-5
В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. На занятиях используются различные по фактуре материалы и разнообразные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, воспитателям массовых групп детских садон и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи сиоих детей.
ББК 74.1
© Галкина Г.Г., Дубинина Т.Н., 2005 ISBN 978-5-296-00517-5 © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2011
Из опыта работы практического педагога
ГГ. Галкина, Т.И. Дубинина
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
ВВЕДЕНИЕ
Представленная в данном пособии система коррекционной работы но развитию мелкой моторики разработана учителем-логопедом детского сада № 25 «МАЛЫШ» муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Щелковского района Московской области Галкиной Галиной Григорьевной и воспитателем этого же детского сада Дубининой Татьяной Ивановной и уже несколько лет успешно применяется в практической работе с детьми, имеющими различную речевую патологию.
Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Занятия проводятся в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, проводимые на занятиях с детьми каждой возрастной группы представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)
Пособие предназначено, в первую очередь, воспитателям логопедических групп. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Данное пособие с успехом могут также использовать в своей работе и воспитатели массовых детских садов, и родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей, расширить их кругозор. Оно подскажет, как разнообразить такую работу.
СЕНТЯБРЬ
Начинаются занятия с 3-й недели. 1-ая и 2-ая недели — диагностика.
- я неделя
- Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
- «Найди и положи рядом такой же» — разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
- «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги .
- я неделя
- Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
- Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
- Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
ОКТЯБРЬ
1-2-я недели. Тема: Овощи, фрукты
- «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина. — «Что это?» (называние похожих на шарики но цвету овощей и фруктов).
- «Сложи картинку» из 4-х частей.
- «Строим забор» из счетных палочек — закрепление знаний о цвете и размере.
- «Найди вторую половинку» — разрезные картинки.
- «Чудесный мешочек» — овощи и фрукты определить на ощупь.
- «Сушка овощей» — двойные трафареты развесить па веревке.
3-4-я недели. Тема: Птицы осенью
3
Младшая группа
1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
- «Сухой бассейн» — найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
- «Разрезные картинки» — собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).
- «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками.
- «Птицы собираются в стаи» — «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.
- «Заготовка корма для зимующих птиц» — рассортировать фасоль и горох.
НОЯБРЬ
1-2-я недели. Тема: Труд людей в природе
- «Собери инструменты» — из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).
- «Нарисуй на песке молоток, лопату».
- «Определи на ощупь» — трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).
- «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
- «Разложи по своим местам» — в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.
- «Почини инструменты» — найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.
3-4-я недели. Тема: Одежда и обувь
- «Что это?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.
- «Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнии.
- «Помоги развесить одежду» —двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют — прищепками).
- «Подбери пуговицы по цвету».
- «Шнуровки» — учить вкладывать шнурок в дырочку.
- «Найди пару» — в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
ДЕКАБРЬ
- Строим дом из кубиков.
- «Выложи дом из цветных геометрических фигур».
- «Кто в домике живет?» — Найти фигурки в «сухом» бассейне.
2-я неделя. Тема: Транспорт
- «Что у кого?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.
- «Грузим камушки на грузовик» — камушки рассыпаны но ковру.
- «Проохала машина» — рисуем па песке, рассыпанном топким слоем на подносе, следы от машины.
3-я неделя. Тема: Зима. Зимний лес
- Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)
- «Лепим снежки большие и маленькие» — сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
- «Снежная баба» — ленка из пластилина.
4-я неделя. Тема: Дикие животные зимой
- «Чудесный мешочек» — определить на ощупь резиновые игрушки.
- «Выложи медведя из геометрических фигур».
- «Новогодний подарок для белочки» — собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
ЯНВАРЬ
2-3-я недели. Тема: Дикие животные и их детеныши
- «Кто это?» — Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».
- «Ежи и ежата» — втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
- «Подарок для мышек и мышат» — сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
- «Собери семью» — наложить на контур соответствующий трафарет животного.
- «Кто пришел?» — Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по неличине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
- «Чтобы Мишке было теплее» — мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- «Ворона или воробей?» — Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
- «Угощение для птиц» —сортировка семян.
- «Кто спрятался иод листочком?» — Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какого предмета находится иод бумагой в форме листика.
ФЕВРАЛЬ
- «Кто это?» — Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
- «Что купила мама?» — Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне».
- «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
- «Поможем сыну застегнуть пуговицы иа рубашке».
- «Научим дочку шнуровать ботинки».
- «Для кого подарок?» — Чудесный мешочек.
3-4-я недели. Тема: Профессии
- Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»
- Продавец. «Оторви чек» — отрываем клочки бумаги от полоски.
- «Витаминный завод» — лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки.
- Повар. «Рассортируй фасоль но цвету».
- Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».
- Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».
МАРТ
1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).
- я неделя. Тема: Начало весны
«Следы от капели» — на майке пальчиками ставим точки. «Солнце светит ярко-ярко» — выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
«Кто скоро проснется после зимней спячки?» — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
3-4-я недели. Тема: Игрушки
- «Собери пирамидку».
- «Мячи для котят» — лепка из пластилина.
- «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.
- Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, тар, кирпич, кубик).
- «Определи на ощупь» — «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?
- «Матрешки разбежались» — собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
АПРЕЛЬ
- «Недошитое» платье. «Пришить» к платыо рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
- Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.
- «Сушка белья» — пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
- «Собери картинку» — разрезанные картинки из 4-х частей.
1. 2.
3.
- «Нарви молодой травки для кроликов» — мелко порвать зеленую бумагу.
3. «Кто где живет?» — называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).
3-я неделя. Тема: Птицы весной
- «Червячки для грачей» — лепка из пластилина.
- «Поможем птицам» —устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
- «Напоим птиц» — работа с водой и пинеткой.
4-я неделя. Тема: Растительный мир
- «Каждому листочку — свое место» — закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
- «Красивый одуванчик» — втыкание спичек в пластилиновый комочек.
- Коллективная работа «Весенний луг» — небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
МАЙ
2-3-я недели. Тема: Труд весной на даче
- «Посадка фасоли» — дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
- «Закрути бутылочки» — закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
- «Кто больше соберет фасоли?» — Собрать фасоль с ковра.
- «Едем па дачу» — собрать грузовик из геометрических фи- 'ТР-
- «Строим дачный дом» — пластмассовый строительный набор.
- «Дорожка» — выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.
4-я неделя. Тема: Мы подросли и повзрослели
1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.
СРЕДНЯЯ ГРУППАСЕНТЯБРЬ
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — обследование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Разгладь и наклей» — разглаживание смятых бумажных комочков с контурным изображением человека и наклеивание в альбом.
- «Мой дом» — выкладывание из геометрических форм макета дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.
- «Развлечение для котенка» — рисование клубочков.
- «Я — человек» — обводка трафарета фигуры человека (простейшая форма).
4-я неделя
- «Готовим угощение» — лепка из пластилина колобков, колбасок, баранок.
- «Поможем бабушке» — сортировка фасоли и гороха.
- «Листопад» — лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
- «Застегиваем сами» — упражнение в застегивании пуговиц.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Овощи и фрукты
- «Осенний лист» — обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
- «Собери листочек» — складывание картинки, разрезанной на четыре части.
- «Дары осени» — лепка из пластилина помидоров и огурцов.
- «Большая и маленькая тарелочки» — выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
2-я неделя
3
с
1. «Что здесь спряталось?» —Разглаживание смятых комочков из бумаги.
- «Волшебный песок» — рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
- «Чудесный мешочек» — в мешочке муляжи овощей и фруктов.
- «Картинки из цветной мозаики» — выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.
3-я неделя. Тема: Птицы осенью
- «Сделай, как я» — выкладывание контура птицы из палочек но образцу.
- «Птички клюют» — имитация процесса клевания зерен каждым пальцем и всеми одновременно на песке.
- «Разрезные картинки» — собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище, крылья, ланки).
- «Это ггтичка» — обводка трафарета из толстого картона.
4-я неделя
- «Вылепим птичку» — лепка птицы из пластилина.
- «Заготовка корма для птиц» — отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги.
- «Собери птичку из геометрических фигур» — заполнение объема трафарета птицы геометрическими фиг урами: круг, овал, треугольник.
- «Покорми синицу и голубя» — рассортировать семечеки и горошины.
НОЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Орудия труда. Труд в природе
- «Чудесный мешочек» — определение на ощупь орудий труда но трафаретам из толстого картона (после предварительного рассматривания).
- «Удобный инструмент» — обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой.
- «Маленькие художники» — обводка трафаретов инструментов и закрашивание.
- «Собери инструменты» — выкладывание из больших палочек орудий труда но образцу.
2-я неделя
- «Почини инструменты» — собирание разрезанной на 3-4 части картинки из толстого картона.
- «Полное ведерко» — работа с пипеткой.
- «Ловкие ручки» — упражнение в шнуровке.
- «Орешек-художник. Что получилось?» — Катание грецкого ореха но влажному песку.
- я неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
- «Обведи и раскрась» — обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.
- «Что у кого?» — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов.
- «Платье в горох» — подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.
- «Бабушкины помощники» — сматывание толстых ниток в клубок.
- «Ловкие ручки» — шнуровка, застегивание пуговиц.
- «Клубочки для носков» — рисование клубочков фломастерами, закрепление понятия цвета.
- «Украшаем платье» — продевание цветной проволоки в дырочки па трафарете.
- «Разрезные картинки» —одежда, обувь.
- я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Это мебель» — выкладывание из палочек стола и стула.
- «Волшебные жгутики» — выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
- «Собери, как было» — сложить полотно ткани из лоскутков (по принципу разрезных картинок).
- «Догадайся, что спрятано в комочке?» — Разглаживание смятых комочков бумаги.
- «Красивая чашка в горох» — обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.
- «Ловкие ручки» — закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.
- «Склеим чашку» — собрать картинку чашки из 4-х частей.
- «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» — рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.
I
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Построим наш детский сад» — построить после объяснения 2-этажный дом из мелкого деревянного строительного набора.
- «Посчитай окошки на ощупь» — посчитать на трафарете количество окон.
- «Это дом» — выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
- «Дома на песке» — нарисовать на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
2-я неделя
- «Автомобиль» — обводка трафарета машины и раскраска.
- «Сборка автомобиля» — разрезная картинка из 4-х частей.
- «Сборка грузовика» — собрать грузовик из готовых геометрических фигур.
- «В городе идет дождь» — работа с водой и пипеткой.
3-я неделя. Тема: Зимний лес
- «Такие разные деревья» — обводка трафаретов деревьев разного размера.
- Коллективная работа «Зимний пейзаж» — предварительно намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: «Поставь высокое дерево слева, низкое — справа».
- «Нарисуй дерево ниткой» — выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.
- «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» — изготовление «снежных комков» из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
4-я неделя. Тема: Дикие животные
- «Чудесный мешочек» — определить на ощупь мелкие игрушки (медведь, заяц, лиса).
- «Обведи и раскрась» — обвести фигурку лисы (картонный трафарет) и раскрасить ее.
- «Маленький конструктор» — выкладывание по образцу фигуры медведя из готовых геометрических фигур различных
размеров и цветов (мишка и медвежонок, бурый (коричневый) и белый).
4. «Угощение для зайцев» — лепка мелкой, крупной моркови.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные и их детеныши
- «Маленький конструктор» — выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем (медведь и медвежонок, заяц и зайчонок).
- «Семья ежей» — туловище лепим из пластилина, иголки — из семечек.
- «Животные хотят пить» — «мамам» наливаем воду из стакана в тарелку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.
- «Клубочки для котят» — рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
3-я неделя
- «Собери картинку» — собрать картинку домашнего животного из 4—6 частей.
- «Найди пару» — разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: «Где собака? А у кого щенок?» и т.д.
- «Кто это?» — Определение на ощупь («чудесный мешочек», трафареты из наждачной бумаги).
- «Собака Жучка с сыном — щенком Пушком» — лепка из пластилина.
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- «Сухой бассейн» — найди корм для голубя (фасоль).
- «Угощение для птиц» —отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.
- «Птицы хотят пить» — работа с водой и пипеткой. «Синице и воробью поровну капелек, вороне — столько же и еще 3».
- «Что это?» — Определить на ощупь и объяснить, где геометрическая фигура, где силуэт птицы.
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Тема: Семья. Профессии
- «Это человек» — обводка трафарета человека.
- «Маленький конструктор» — выкладывание фигуры человека из готовых геометрических фигур.
- «Догадайся, кто потерял одежду?» — Разгладить смятые в комочки бумажные трафареты одежды (брюки, свитер, платье).
- «Мамины помощники» — навешивание прищепок на веревку.
2-я неделя
- «Маленький доктор» — работа с пипеткой и водой.
- «Сортировка таблеток» — кружочки из картона разложить но цветам и размерам.
- «Сарафан для мамы и дочки» — трафареты сарафанов раскрасить: для мамы — в полоску, для дочки — в горох.
- «Угощение к чаю» — лепка угощений из теста: бабушке — бублик, дедушке — пряник, детям — блины и оладушки.
3-я неделя. Тема: Профессии
- «Построим дом для зайки» — постройка дома из кубиков.
- «Бот так дом!» — Выкладывание на столе дома для зайки из цветных палочек.
- «Бланки для рецептов» -— заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько частей).
- «Лечим дочку» — работа с водой и пипеткой (накапать по 2 капельки в стаканчики).
4-я неделя
- «Чудесный мешочек» — определить на ощупь продукты питания.
- «Продуктовый магазин» — лепка продуктов питания для магазина.
- «Перебери крупу» — рассортировать горох и рис.
- «Заготовка овощей для борща» — выгибание контура «овощей» из проволоки.
f
МАРТ
1-я неделя. Тема: Мамин день (подарки для мамы)
- «Рисуем диеты» — рисование цветов на песке.
- «Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички» — лепка из пластилина.
3-4. «Поздравительная открытка» — изготовление открытки (вырезывание по контуру цветов и наклеивание).
2-я неделя. Тема: Начало весны.
- «Потекли ручейки» — рисование пальцами ручейков на песке.
- Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» — Работа с бумагой. «Лейка снежных комков» путем сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями.
- «Заплакали сосульки» — работа с водой и пинеткой.
- «Солнце светит и греет» — выкладывание солнца с лучами из спичек.
3-я неделя. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» — собрать картинки игрушек из 4-6 частей.
- «Что ото?» —Оиредслитьплоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.
- «Что спряталось в комочке» — разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
- «Соберем пирамиду» — собрать пирамиду из цветных бумажных овалов разных размеров.
4-я неделя
- «Это машина» — выкладывание машины из готовых геометрических фигур.
- «Неваляшка» —лепка из пластилина.
- «Кукольный уголок» — вырезать детали для стула и кровати и выложить по образцу.
- «Рисуем мячи» — безотрывное рисование от точки путем наращивания по окружности.
АПРЕЛЬ
1-я неделя. Тема: Одежда и обувь
- «Одежда» — выбрать трафареты одежды и обвести.
- «Умелые ручки» — упражнение в шнуровке.
- «Сарафан в полоску» — обвести трафарет и заштриховать слева направо.
- «Почини платье» — для 4-х платьев найти нужную по цвету и форме заплатку.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
- «Чудесный мешочек» — определение на ощупь фигурок животных (с последующим обыгрыванием: «Кто где живет?»).
- «Угощение для животных» — лепка из пластилина.
- «Расшалившиеся котята» — наматывание клубков из ниток.
- «Рассыпались запасы» — нанизывание трафаретов грибов из картона с дырочкой на веточки.
- я неделя. Тема: Птицы встречают весну
- «Посчитай птиц на кормушке» — определение на ощупь количества трафаретов птиц из наждачной бумаги (грач и ласточка).
- «Подкормим птиц» — сортировка гороха и семечек подсолнуха.
- «Такие разные птицы» — выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.
- «Птицы откладывают яйца» — лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.
- я неделя. Тема: Весна. Цветы. Деревья
- Коллективная работа «Весенний луг» — разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.
- «Лунки для цветов» — в песке сделать пальцем лунки и «полить» (накапать из пипетки).
- «Деревья» — выкладывание дерева из палочек двух размеров (1 палочка длинная — ствол, несколько тонких, коротких — ветки).
- Коллективная работа «Весенняя роща» — приклеивание зеленых листочков каждым ребенком на рисунок голого дерева, прикрепление всех деревьев на общее панно.
МАЙ
2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной
- «Моя грядка» — на песке сделать лунки, накапать в них воду из пипетки и «посадить» горох.
- «Изготовление граблей» — выкладывание зубчиков из картонных заготовок.
- «Лопата» — лепка лопаты из пластилина.
- «Сортировка семян» — рассортировать семечки и горох.
3-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Строим дом» — выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).
- «Волшебные окна» — вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов).
- «Что там?» -— Разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.
- «Автобус» — выложить автобус из геометрических фигур.
4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год
Работа с различными материалами, предложенными воспитателем: бумагой, проволокой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретами. Детям предлагают выбрать тему:
- «Овощи и фрукты».
- «Птицы, животные и их детеныши».
- «Транспорт».
f
Старшая группа
Занятия начинаются с 3-й недоли, 1-я и 2-я недели — обследование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Кто это?» — Обрывание лишней бумаги но контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
- «Кто в домике живет?» — Выкладывание из палочек дома и силуэта человека или животного с соблюдением пропорций.
- «Я рисую» — рисование человека на песке пальцем.
- «Художпик-модельер» — обводка трафарета манекена и раскрашивание (трафарет из ватмана, не картонный).
4-я неделя
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
- «Поможем бабушке» — сортировка гороха и перловки.
- «Ловкие ручки» — завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.
- «Мост через ручеек и через речку» — обрывание узких и широких полосок бумаги от большого листа.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Осень. Овощи. Фрукты
- «Красивые листочки» —обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).
- «Сложи лист» — складывание листа (кленового, дубового), разрезанного па 6 частей.
с
- «Собираем урожай» — лепка овощей.
- «Сушкафруктов» — нанизывание па проволоку кружочков из толстого картона с дырочкой посередине.
2-я неделя
1. Натюрморт «Дары осени» — обрывание но контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
- «Узнай, что это?» — Определение овощей и фруктов на ощупь но плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
- «Что выросло на грядке?» — Выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.
- «Волшебные рисунки» — рисование овощей и фруктов пальцем па песке.
3-я неделя. Тема: Птицы
- «Кто это?» — обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу).
- «Это птицы» — выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
- «Волшебные рисунки» — рисование на песке большой и маленькой птицы.
- «Красивая птица» — обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
4-я неделя
У. «Кто спрятался в комочке?» — разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
- «Птицы из проволоки» — выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
- «Мама кормит птенчика» — перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
- «Сорока-воровка» — нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
НОЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Орудия труда
- «Орудия труда» — обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток).
- «Конструктор» — выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).
- «Удобный инструмент» — обматывание палочки («ручки инструмента») ниткой.
4. «Красивые инструменты» — обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).
2-я неделя
- «Маленькие ткачи» — плетение коврика на станке.
- «Волшебные рисунки» — рисуем орудия труда на песке.
- «Картинки из мозаики» — выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики но схематическому рисунку.
- «Найди отверстие» — найти подходящее по размеру отверстие в дощечке и вставить в него палочку или гвоздь.
- я неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
- «Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание платья пластилиновыми жгутиками по контуру.
- «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
- «Разрезные картинки» — собирание катинок с предметами одежды из 6—8 частей.
- «Маленький модельер» — конструирование предметов одежды из геометрических форм.
- «Сушка белья» — развешивание кукольной одежды на бельевой веревке и пристегивание тугими прищепками.
- «Бабушкины помощники» — наматывание клубков из толстых ниток.
- «Красивая одежда» — заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.
- я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Это мебель» — обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).
- «Мебель для гостиной» — выкладывание из палочек шкафа, дивана.
- «Покрывало» — сложить полотно из 6-8 лоскутков.
- «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
- «Чайная пара» — обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание посуды но контуру пластилиновыми жгутиками.
- «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей.
- «Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город , транспорт
- «Строим высотный дом» — работа со строительным материалом.
- «Сосчитай, сколько этажей» — определение количества этажей в доме-трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич».
- «Строители» — выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5).
- «Маленький архитектор* — выкладывание дома из геометрических фигур, заготоалшиых методом обрывания бу маг я по контуру.
2-я неделя
- «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание ь комочек трафаретов автобуса из альбомной бума га, о5 > j и „а, штриховка.
- «Разрезные картинки» — сложить картинку автобуса из 6-8 частей.
- «Сборка грузовика» — заготовка геометрических фигур ме тодом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
- «Пластилиновые жгутики» — выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
3-я неделя. Тема: Зимний лес
1. «В лесу родилась елочка» — обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
- «Снеговик» — заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
- «Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек.
4-я неделя. Тема: Дикие животные
- «Кто это?» —Определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
- «Кто где живет?» — Обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
- «Маленький конструктор» — выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал — туловище, 4 маленьких овала — лапы, круг — голова, 2 полукруга — уши).
- «Угощение для белочки» — лепка орешков и грибов.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши
- «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
- «Разрезанные картинки» — сложить картинку дикого животного из 6-8 частей.
- «Оленьи рога» — выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
- Коллективная работа «У зайчонка день рождения» — дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объем фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.
3-я неделя. Тема: Домашние животные
1. «Маленький конструктор» — выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
- «11ластилиновые жгутики» — выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
- «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек домашних животных и их детенышей (по памяти).
- «Узнай, кто это?» — После предварительного рассматривания определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображеных на плоскостных трафаретах.
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- Коллективная работа «Птицы на кормушке» — дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый «ставит» свою птицу на общую кормушку.
- «Кто чем питается?» — сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
- «Картинки из мозаики» — собирание птицы из цветной мозаики по образцу.
- «Разрезанные картинки» — складывание картинки птицы из 6-8 частей.
ФЕВРАЛЬ
- «Маленькие художники» — обводка трафарета девочки и мальчика из альбомной бумаги и раскрашивание
- «Моя семья» — выкладывание «семьи» из готовых геометрических фигур.
- «Одежда для куклы» — обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.
- «Узнай, кто это?» — После предварительной беседы определение на ощупь фигурок «взрослых» и «детей» по плоскостным трафаретам.
2-я неделя
- «Маленький скульптор» — лепка из пластилина фигуры человека.
- «Иллюстрация к сказке «Три медведя» — выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
- «Кто спрятался в комочках?» — Разглаживание смятых трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего — синего.
- Коллективная работа «Большая семья на отдыхе» — обрывание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т. п.).
3 неделя. Тема: Профессии
- «Строители» — выкладывание дома из цветной мозаики.
- «Фармацевт» — заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
- «Врач окулист» — выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.
- «Скульптор* — лепка медведя из пластилина.
4-я неделя
- «Слесарь-сборщик» — выгибание из проволоки разной длины основных частей машины и сборка (выкладывание на столе).
- «Ножницы потерялись» —заготовка «продуктов» для овощного магазина: обрывание по контуру «овощей» и «фруктов» из готовых геометрических форм.
- «Ткач» — плетение коврика из полосок цветной бумаги.
- «Воспитатель» — научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
МАРТ
1-я неделя. Тема: Подарок для мамы
1-4. Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы». На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т. п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.
2-я неделя. Тема: Весна
- «Грачи прилетели» — на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки — следы грачей.
- «Корм для птиц» — сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
- «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
- «Весеннее солнышко» — обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.
3-я неделя. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» — собрать картинку с изображением игрушки из 6-8 частей.
- «Что это?» — После предварительного рассматривания определить на ощупь, из какого материала (наждачная бумага, крупа) изготовлены плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешка, пирамида.
- «Маленький конструктор» — выложить но контуру любимую игрушку из цветных палочек.
- «Мастерская» — изготовление игрушек из природного материала.
4-я неделя
1—2. «Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами.
- «Мастерская» — изготовление плоскостных игрушек методом аппликации из ткани.
- «Чудесный мешочек» — после предварительного просмотра определить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
АПРЕЛЬ
1-я неделя. Тема: Одежда и обувь
1. «Пластилиновые жгутики» — обводка трафаретов одежды и обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками.
- «Ловкие пальчики» — зашнуровать сапожок и завязать бантик.
- «Красивый сарафан в белый горох» — приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.
- «Модельер» — собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя названия деталей (воротник, рукава, карман). Используется картон, либо ткань.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
- «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек любого дикого животного, а из пластмассовых палочек — домашнего.
- «Угощение для зайки и котенка» — выгибание предметов из проволоки.
- «Кто чем питается?» — в «сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.
- Коллективная работа «Кто где живет?» — Обвести трафарет дикого или домашнего животного, вырезать его и поместить в лес или на подворье, изображенные на большом листе бумаги.
3-я неделя. Тема: Птицы встречают весну
- «Не ошибись» — после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено па плоскостном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, воробей, ворона).
- «Птица с птенчиком» — обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
- «Домик для скворца» — выкладывание из спичек по принципу «колодца».
- «Домик для птиц» —- вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.
4-я неделя. Тема: Весна
1. «Почки распускаются» — отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и иримазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
- «Готовим саженцы» — выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.
- «Весенний луг» — работа па «ткацких» станках зелеными нитками.
- «Ловкие ручки» — выгибание из проволоки «лепестков» (овалов) и «сердцевины» (кружка) ромашки; составление цветка.
МАЙ
2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной
- «Ножницы потерялись» -— изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по контуру.
- «Разрезные картинки» — сложить картинку с изображением трактора, разрезанную па 8 частей.
- «Вспаханный огород» — изготовление объемной иллюстрации: на голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.
- «Посадка фасоли» — от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить (используются уже сделанные «грядки»).
3-я неделя
- «Наша дача» — выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.
- «Доски для забора» — заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания по контуру.
- «Ловкие пальчики» — изготовление цепи из проволочных колечек для украшения забора.
- «Ловкие пальчики» — плетение скатерти-шотландки из цветных бумажных полосок.
4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год
1-4. «Изготовление поделок» —дети самостоятельно выбирают различные материалы для поделок, рассказывают о том,
что собираются делать и комментируют свои действия.
Подготовительная группа
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — обследование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Ножницы потерялись» — обрывание из бумаги геометрических форм (без опоры на контур): круга, большого и 4-х маленьких овалов, используя заготовки (квадрат, большой и 4 маленьких прямоугольника).
- «Взрослые и дети» — выгибание из проволоки геометрических форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека. Усложнение — изготовление фигуры взрослого и ребенка, для чего выгибаются геометрические фигуры — большие и маленькие.
- «Маленький художник» — рисование фигуры человека на песке разными пальцами.
- «Это человек» — обводка трафарета фигуры человека из папиросной бумаги.
4-я неделя
- Коллективная работа «Большая семья» — ленка фигуры человека с соблюдением пропорций. Составление из фигурок выбранной композиции.
- «Печенье из манки» — посыпание манкой различных геометрических фигур, вырезанных из бумаги, предварительно намазанных клеем.
- «Красивые наряды» — обрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, заполнение ими формы фигуры человека методом цветной мозаики.
- «Угадай, сколько нас в семье?» — Ощупывание вслепую трех (затем четырех, пяти) трафаретов людей, выполненных из наждачной бумаги.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Осень. Осенние листья, овощи
- «Дары осени» — обводка трафаретов овощей из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.).
- «Собери листочек» — складывание целого листа (кленового, дубового и т.д.) из 8-10 частей.
- «Красивая ваза для овощей» — заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги но методу цветной мозаики.
- «Ждем гостей» — лепка из пластилина «овощей», раскладывание их на блюде.
2-я неделя. Тема: Осень. Осенние листья, овощи,
фрукты
- «Ножницы потерялись» — обрывание «овощей» из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огурец» — из зеленого прямоугольника, «морковь» — из оранжевого треугольника и т.д.).
- «Вижу пальцами» — после предварительного рассматривания определить на ощупь по плоскостным трафаретам овощи и фрукты, назвать их и материал, которым заполнен объем (какой конкретно крупой, песком и т.п.).
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание «овощей» и «фруктов» пластилиновыми жгутиками (без контура).
- «Зрительный диктант» — выкладывание узора из мелких листьев и цветов (живых, засушенных или бумажных), копируя индивидуальный или общий для всех образец.
3-я неделя. Тема: Птицы осенью
- «Маленький художник» — обводка трафаретов птиц из папиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову; остальное заштриховать линиями сверху вниз).
- «Чудесное дерево» — заполнение объема трафарета птицы пластилином по методу цветной мозаики. Создание коллективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана.
- «Уютное гнездышко» — изготовление «коврика» путем переплетения полосок бумаги; склеивание из этого «коврика» гнездышка.
- «Птицам понравится» —украсить «кормушку» цветной проволокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).
4-я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Комната для кукол» — выкладывание из палочек «жилой комнаты» (свободное творчество).
- «Волшебные жгутики» —- выкладывание «жилой комнаты» пластилиновыми жгутиками.
- «Вижу руками» - определение на ощупь материала, из которого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, солома, прутья).
- «Маленький художник» — рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук.
- «Маленький гончар» —обрывание бумаги но контуру чашки и раскрашивание ее.
С. «Разноцветная мозаика» — выкладывание любых предметов, относящихся к посуде, из мозаики.
- «Вижу пальцами» — определение на ощупь предметов кукольного сервиза, их зарисовка.
- «Краски потерялись» — заполнение трафарета вазы пластилином по методу цветной мозаики (прижимание и легкое размазывание пластилиновых комочков).
НОЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Орудия труда. Инструменты
- «Ножницы потерялись» — обрывание бумаги но контуру предметов (орудия труда: молоток, топор, лопата).
- «Маленький мастер» — изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина), соединение незаконченной заготовки из картона со своей заготовкой.
- «Чудесный мешочек» — определение па ощупь частей инструментов, находящихся в мешочке.
А. Зрительный диктант «Кто внимательный?» — Выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или с тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.).
2-я неделя
- «Чей колодец глубже?» — Выкладывание «колодца» из спичек.
- «Ела-ела дуб, поломала зуб!» — Работа с ножницами. Па карто!шой полоске вырезать ровные зубч ики — изготовлс11 ие трафарета полотна пилы.
- «Зеленая грядка» — плетение на станке зелеными нитками плотного полотна.
- «Маленькие умельцы» —трафареты инструментов из толстого картона намазать клеем и засыпать поверхность песком или мелкой крупой (впоследствии использовать для определения на ощупь).
3-я неделя. Тема: Одежда и обувь
- «Маленькие ткачи» — работа па станке: плетем ткань для одежды.
- «Красивая одежда» —обводка трафаретов одежды и заполнение об'ьема клочками бумаги по методу цветной мозаики.
- «Маленькие модельеры» — моделирование одежды из различных готовых деталей (произвольно каждым ребенком: по данному образцу, по словесной инструкции).
- «Вижу руками» — определение на ощупь вида ткани: шерстяная, шелковая, фланель, хлопчатобумажная.
4-я неделя
- «Маленький художник» — обводка трафаретов одежды и обуви из папиросной бумаги и штриховка: сверху вниз, слева направо, косыми линиями.
- «Краски потерялись» — заполнение объема трафарета любых предметов, относящихся к одежде и обуви, пластилином по методу цветной мозаики (отщипнуть маленький кусочек пластилина, прижать к трафарету и легко размазать).
- «Ножницы потерялись» — обрывание из бумаги без опоры на контур: бумажные прямоугольники превратить в трафареты (майка и трусики).
- Иллюстрация к сказке «Мальчик-с-пальчик» — выгибание из проволоки контура сапог: один сапог (большой) — для великана, другой (маленький) — для мальчика.
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Мой дом» — работа со строительным материалом на иолу или на столе. Строительство домов различной этажности.
- «Вижу руками» — определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количество этажей в доме-трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным).
- «Подарки для малышей» — поверхность готовых трафаретов домов намазать клеем и засыпать крупой или песком для определения на ощупь (большой дом или маленький).
- «Зрительный диктант» — выкладывание дома из геометрических фигур по образцу. (Как усложнение: убрать образец после показа; по словесной инструкции.)
2-я неделя
- «Что спряталось в комочке?» — Разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение но выбору ребенка.
- «Сложи картинку» — разрезная картинка транспорта из 10-12 частей.
- «Вижу руками» — определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, самолеты, автобусы, лодки и т.д.).
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание на листе бумаги контура грузовика пластилиновыми жгутиками но словесной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка).
3-я неделя. Тема: Зима
- «Сказочный иней» — обрывание из бумаги но контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги.
- «Снег идет» — наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков.
- «Угостим птиц рябиной» — бумажный прямоугольник («кормушку») намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в «кормушку».
- Коллективная работа «Зимняя сказка» — обводка трафарета елки из папиросной бумаги, вырезание полученного изображения по контуру и наклеивание на большой лист бумаги каждым ребенком.
4-я неделя. Тема: Дикие животные
- «Вижу руками» — определить на ощупь, какие дикие животные изображены па картонной карточке (например: заяц и медведь), каким материалом заполнен объем трафарета (песком, манной крупой, гречкой или вырезан из наждачной бумаги и т.д.).
- «Рисуем пальцами» — рисование на песке разными пальцами диких животных с опорой на образец (по словесной инструкции, самостоятельно).
- «Мой медведь» — выкладывание «медведя» из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги но контуру или выгибания из проволоки (по выбору ребенка).
- «Скоро Новый год» — изготовление елочных украшений из яичной скорлупы.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши
1. Коллективная работа «Дружная семейка» — обрывание из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), выкладывание и наклеивание каждым ребенком фигуры медведя или медвежонка (в зависимости от размера геометрических фигур) на большой лист ватмана.
- «У кого шуба теплее?» — Заполнение объема трафарета дикого животного или его детеныша клочками цветной бумаги но методу мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты.
- «Вкусное угощение» — выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) «угощения» Для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.
- «В дупле у белочки» — посчитать, сколько и каких предметов (грибов орехов, шишек) находится в «чудесном мешочке» и нарисовать их в альбоме.
3-я неделя. Тема: Домашние животные
- «Разрезные картинки» — собрать картинки с изображением домашних животных из 10-12 частей.
- «Папою всех» — строительство «колодца» из палочек или спичек.
- «Я ягненок, ты — козленок» — занятие по типу 2-го упражнения второй недели января (по методу цветной мозаики).
- «Любимая игра» - делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток; уточняем понятия: «намотай», «размотай», «перемотай», «домотай».
4-я неделя. Тема: Птицы (4 занятия на выбор)
- «Волшебная птица» — выкладывание из мозаики птицы по представлению.
- «Маленький конструктор» — складывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая ей нужную форму (например, из большого круга и маленького и трех треугольников).
- «Разрезные картинки» — складывание целой картинки с изображением различных птиц из (10-12 частей).
- «Накормим птиц» — изготовление пластилиновых зернышек путем отщииывания от кусочка крохотного комочка и скатывания его двумя пальцами в шарик.
- «Чудеса из бумаги» — изготовление птицы методом оригами.
- «Пластилиновые перышки» — заполнение объема трафарета птицы пластилиновыми «перышками»: комочек прижимается и слегка размазывается (можно предложить разноцветный пластилин и работать по методу цветной мозаики). Коллективная работа «Птицы на дереве».
- «Вижу пальцами» — определение на ощупь размера птицы и материала, который использован для изготовления трафарета (наждачная бумага, песок, вид крупы).
- «Заготавливаем корм к зиме» —сортировка перемешанного риса, гречки и перловки в три коробки.
ФЕВРАЛЬ
*
- «Маленькие художники» — обводка трафаретов фигур девочки и мальчика из папиросной бумаги. Раскрашивание полученных изображений.
- «Моя семья» — выкладывание «семьи» из спичек, палочек, геометрических фигур с соблюдением пропорций.
- «Поясницы потерялись» —собрать фигуру человека из деталей, полученных путем обрывания геометрических фигур из бумаги и наклеить на альбомный лист.
- Изготовление пособия «Где мама, где дочка?» — готовые трафареты фигурок людей разного размера намазать клеем и посыпать песком, крупой.
- я неделя. Тема: Семья
- «Ловкие пальчики» — выгибание из проволоки деталей, выкладывание из них двух фигур человека — большой и маленькой. Закрепление понятий: «мама» — «дочка», «бабушка» — «внучка», «дядя» — «племянник».
- «Маленький конструктор» — выкладывание из палочек фигуры человека в движении по образцу (стоит, делает зарядку, бежит и т.д.).
- «Бабушкины помощники» — перемотать нитки на катушку с • клубочка. Закрепление понятий: «шелковые», «шерстяные»,
«хлопчатобумажные нитки».
4. «Маленький художник» — рисование на песке разными пальцами членов семьи.
- я неделя. Тема: Профессии
- «Я — строитель» — выкладывание из палочек, спичек контура 2-3-этажного дома.
- «Витаминный завод» — вырезание кружочков из квадратных бумажных заготовок.
- «Это нужно врачу» — изготовление термометра: заполнение объема трафарета термометра размазанными комочками пластилина и нанесение делений стекой.
- Коллективная работа «Зимний пейзаж» — на большом листе бумаги простым карандашом нарисованы контуры неба, облаков, елок, пеньков. Небо изображаем мелко нарезанными голубыми нитками, облака — комочками ваты, снег — манной крупой, горку — растертой яичной скорлупой; елки, вырезанные из пенопласта, окрашиваем зеленой гу- ашыо; пеньки посыпаем песком (поверхность бумаги предварительно намазывается клеем).
- я неделя. Тема: Профессии
- «Продавец — покупатель» — чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в магазин методом оригами.
- «Слесарь-сборщик» — делаем из проволоки «детали машины»: два прямоугольника, два круга и собираем «машину» из деталей.
- «Ткачи» — работа на «ткацких станках».
- «Учитель» — вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путем обрывания.
МАРТ
1-я неделя. Тема: Подарок маме, бабушке
- «Красивая ваза» — заполнение объема трафарета вазы бумажными клочками по методу цветной мозаики.
- «Тюльпаны» — чудеса из бумаги. Изготовление цветов методом оригами.
3-4. «Поздравительная открытка» — на контур ветки сирени нанести клей и приклеить близко друг к другу сиреневые
«чашечки» (маленькие кружочки бумаги, лучше жатой, обмятые вокруг тупого конца карандаша).
2-я неделя. Тема: Начало весны
- «Первые проталины» — на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него — соль («снег»); узкие полосы — «проталины».
- «Сосулька плачет» — «сосульку» получаем путем обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под «сосулькой» из пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг от друга.
- «Пополним запасы белки» — выгибание из проволоки объемных контуров «орехов», «грибов».
- «Удобный дом» — после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.
3-я неделя. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» — собирать картинки игрушек из 10-12 деталей.
- «Узнай, что это?» — После рассматривания определить на ощупь на плоскостном трафарете, какая это игрушка, чем заполнен объем (вид крупы, песок или наждачная бумага).
- «Маленький конструктор» — выложить любимую игрушку из палочек, геометрических фигур.
- «Мастерская» — изготовление игрушек из природного материала.
4-я неделя
- «Кукла-самоделка» — изготовление куклы из мотка мулине и ниток.
- «Чудесный мешочек» — на ощупь узнать и назвать игрушку и материал, из которого она сделана (машинка железная, пластмассовая; куколка резиновая, пластмассовая и т.н.).
3—4. «Игрушки из бумаги» — изготовление бумажных игрушек способом оригами (собачка, кораблик и т.д.).
АПРЕЛЬ
1-я неделя. Тема: Одежда, обувь
- «Маленький художник» — обводка двух трафаретов из папиросной бумаги: предмет одежды и предмет обуви; штриховка полученных изображений по словесной инструкции: одежду заштриховать линиями сверху вниз, обувь — слева направо.
- «Русский народный сарафан» —красный трафарет сарафана украшается аппликацией в русском народном стиле.
- «Ловкие пальчики» — шнуровка обуви, завязывание бантика: кто быстрее?
- «Ателье для кукол» — сборка платьев по словесной инструкции для каждого ребенка (все детали — в общей коробке): у тебя — зеленое с одним карманом, белым воротником; у тебя — красное с планкой, 4-мя пуговицами и т.д.
2-я неделя. Тема: Животные
- «Рисуем без красок» — у каждого ребенка по два трафарета животных. Обвести их по контуру. Дикое животное выложить по контуру пластилиновыми жгутиками, а домашнее — шерстяной ниткой.
- «Видим руками» — определить на ощупь и назвать, животное, описать его: дикое или домашнее. Рассказать, из какого материала сделана игрушка, чем заполнен объем плоскостного трафарета.
- Коллективная работа «Где кто живет?» — каждый ребенок заполняет объем трафарета животного клочками цветной бумаги по методу мозаики и приклеивает на общий лист: заяц под кустом, лиса у пенька...
- «Зоопарк» — на трафарет лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами, — зебра; на желтый трафарет леопарда — коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания).
- я неделя. Тема: Птицы
- «Игрушечное тесто» — лепка фигурок птиц из соленого теста.
- «Волшебные птицы» — выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.
- «Красивый голубок» — трафарет птицы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают самостоятельно.
- «Поможем птицам» — сортировка рисовой и гречневой крупы.
- я неделя. Тема: Цветы
1. «Волшебные цветы» — работа с разнообразной мозаикой. Каждый выкладывает свой цветок.
2-4. Коллективная работа «Весенний пейзаж».
Вырезать листочки и наклеить па деревья, нарисованные па
большом листе бумаги.
«Трава» — зеленые полоски бумаги, полученные путем обрывания, наклеить вокруг деревьев.
«Цветы» — смятые в шарик мелкие цветные кусочки цветной бумаги наклеить на «траву».
МАЙ
2-я неделя. Тема: Скоро на дачу
- «Орудия труда» — собрать «орудия труда» из заготовок, выполненных путем обрывания из бумаги, и наклеить в альбом.
- «Разрезные картинки» — собрать целую картинку из 10-12 деталей (машину, автобус, трактор).
- «Готовим грядки» — методом размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство прямоугольника, стекой проводим на «грядке» ровные полоски — бороздки.
- «Научу маму» — рациональная посадка семян: на полоску мягкой бумаги нанести клей, сваренный из крахмала или муки, на равном расстоянии друг от друга разложить семена,
затем эту полоску с семенами положить в бороздку, присыпать землей — все посадили.
3-я неделя. Тема: Наша дача
- «Противные мухи» — изготовление шторки от мух: порезать лист бумаги на ровные полоски, не до конца.
- «Строим дачу» — «заготовка досок для строительства» путем обрывания ровных полосок бумаги.
- Коллективная работа «Абажур для лампы» — сделать несколько спиралей из проволоки, наматывая ее па карандаш; соединить верхушки спиралей ниткой и закрепить на каркас.
- «Маленький художник» — рисование пальцем на песке плана дачи, дачного участка (деревьев, кустов, грядок).
4-я неделя. Тема: Чему мы научились
1-4. «Делаю все, что умею и хочу» — дети самостоятельно выбирают вид деятельности, предварительно рассказав, что будут делать.
ББК 74.1 Г 15
Г 15 Галкина Г.Г, Дубинина Т.Н. Пальцы помогают говорить. Коррекционныс занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2007. — 40 с.
ISBN 978-5-296-00517-5
В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. Па занятиях используются различные по фактуре материалы и разнообразные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, воспитателям массовых групп детских садов и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи своих детей.
© Галкина Г.Г., Дубинина Т.И., 2005, 2007 ISBN 978-5-296-00517-5 © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Подготовительная группа………….. 28
Галкина Галина Григорьевна, Дубинина Татьяна Ивановна
ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОНОРИТЬ
Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей
Издатель— АЛ. Казаков Редакторы — I!.П. Ильина, U.K. Ипъякова Обложка — II.М. Зчлипаева Оригинал-макет — Л.П. Комолое
ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел./факс: (495) 264-27-73. K-inail: t;Mom_logope(l@newmail.ru
Подписан» в печать 12.01.2007. Печать офсетная. Объем 2,5 и.л. Формат 60x90/16. Тираж 4 000 экз. Заказ №
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов но закалу ООО Агентство «Социальный просит» в ОАО «Домодедовская типография». 142001, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальцы помогают говорить
развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...
Пальцы помогают говорить
Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...
Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"
Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» (к проекту)
консультация для родителей...
Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое р...
Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить
Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....
" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"
В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...