Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре
статья по теме
В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_s_uchetom_gendernykh_sposobnostey_v_syuzhetno.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре.
Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни -он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно-ролевая игра.
Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение.
Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра – это стремление к самореализации, самовыражению.
В возрасте с 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего место среди взрослых людей. Ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее, устремлен в будущее. Ребенок устанавливает свою принадлежность к разным социальным кругам раньше, чем это произойдет в реальной жизни.
Для того чтобы появилась потребность в игре, нужен материал, из которого дети будут сами что-то создавать. Игра рождается, как стремление воспроизвести увиденное или услышанное и еще раз пережить это. С этой целью мы пополняем у детей кладовую памяти, кладовую впечатлений (для этого проводим тематические беседы «Профессии моих родителей», «На кого хочу быть похожим», « Кто мои предки»; беседы о разных профессиях и их значимости; организовываем выезд на экскурсию в пожарную часть №1, усадьбу Сукачева, театр; дидактические игры « Кому что нужно для работы», « Кто нас одевает?» и т.д.)
Очень помогает в моей работе и художественная литература. Через чтение ребенок познает прошлое, настоящее мира, а также учится анализировать. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, мальчики обладают природным умом, настойчивым характером и ловкостью. А девочки герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту. Читаем сказки, где речь идет о девочках, женщинах («Золушка», «Крошечка - Хаврошечка» и т.п.). Сказки, где речь идет о мальчиках, мужчинах («Два Ивана», «Как мужик гуся делил» и т.п.). После прочтения обсуждаем с детьми поведение, сходства и различия героев произведения.
Центры занятости в группе созданы и размещены с учетом возрастных особенностей детей. Для мальчиков и девочек отведено определенное пространство. Уголок для мальчиков, где есть макет – дорога для дорожного движения, сюжетно-ролевая игра «Шофер» и «Моряки», «Военные игры», различные конструкторы, строительный материал. И уголок для девочек. Это уголок «Ряженье», « Салон красоты», «Кукольный уголок», «Больница», а также уголок « Магазин» - со всеми необходимыми атрибутами. Для игровой деятельности детей мы постоянно пополняем и обновляем предметно-развивающую среду разными игрушками, игрушками – заместителями и атрибутами.
Организация уголков осуществляется с обязательным участием детей и родителей, что создает положительное отношение к играм, интерес, желание играть.
Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж.
Мальчики воюют на войне, водят автомобили, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам - у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам – у девочек.
Пример: наблюдая за игрой детей в сюжетно-ролевую игру «дом» заметила несколько моментов, когда мальчики, исполняя роль папы, говорят девочкам- мамам такие фразы: «Ты вари суп, а я пойду на работу», или «Я поехал на рыбалку, привезу рыбу приготовим вкусный ужин» или девочки говорят мальчикам «Посмотри, как я красиво накрыла стол, а ты будешь мыть посуду». В этой ситуации ребенок понимает свою роль, свое полоролевое назначение.
Но бывают случаи, когда мальчики берут на себя роль женщины. Один из моих воспитанников узнав о том, что его мама ждет ребеночка, решил примерить эту роль на себе. Он под футболку положил подушку и такой счастливый, что у него в животике, как и у мамы ребеночек. Вот здесь пришлось вмешаться мне и объяснить ребенку, что мальчики не могут рожать детей, вынашивать их в своем животе, что это роль достается женщинам (т.е. маме), мужчины должны быть защитниками, добытчиками.
Вывод: Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения.
Я считаю, что наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям – это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
Сюжетно-ролевая игра, как никакой другой вид деятельности, влияет на формирование гендерной устойчивости, но под чутким руководством взрослых.
Свое выступление хочу закончить словами Габриеллы Мистраль:
Многое из того, что нам нужно,
Может подождать, но не ребенок.
Ему нельзя сказать: Жди до завтра».
Его зовут – Сегодня!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей
Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к э...
Духовно-нравственное воспитание детей с учетом региональных особенностей
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. С каждым годом воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию в Белгородской обл...
Памятка "Рекомендации для родителей в воспитании ребенка с учетом гендерных особенностей"
Памятка "Рекомендации для родителей в воспитании ребенка с учетом гендерных особенностей"...
Сказкотерапия как метод воспитания детей с учетом гендерных оcобенностей развития
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так же нельзя их уравнивать» ...
Воспитание дошкольников с учетом гендерных особенностей в условиях ДОУ и семьи
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...
Рекомендации для родителей в воспитании ребенка с учетом гендерных особенностей
Буклет для родителей...
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей
В современном мире мы часто слышим такие слова: «Сейчас время другое…». Скорее всего, не время другое, а сильно изменились люди, возможно, под влиянием прогресса. Многие женщины ста...