Проект "Дети в школьном музее"
проект на тему
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остаётся незаменимым проводником в мир истории и культуры. Поэтому важно подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Посещение школьного музея дошкольниками | 222.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 23»
ПРОЕКТ
«ДЕТИ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ»
Воспитатель:
Шатерникова Ж. Б.
Солнечнодольск
2014год
Содержание проекта:
1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)
2. Актуальность выбранной темы
3. Цели и задачи проекта
4. Содержание проекта.
5. Участники проекта. Сроки реализации проекта.
6. Принципы
7. Этапы реализации проекта
8. Диагностика. Мониторинг.
9. Результативность.
Общие положения
Название проекта: «Дети в музее»
Законодательная часть:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон « О музейном фонде РФ и музеях РФ»;
- Положение о Совете музея;
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Региональный компонент:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
Актуальность темы. Музей – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Основная цель детских музейно – педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Отсюда следует, что под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально – пространственный язык экспозиции.
Цель проекта: использование культурного наследия в образовательной работе с детьми дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре родного края.
Задачи проекта: создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом изучение истории быта, культуры русского народа. Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры. Создание условий для возрождения традиций народного семейного воспитания. Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию русского народа.
Содержание проекта. Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями музея (народными игрушками, картинами, старинными предметами быта и т.д.) оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. В реальном контакте ребенка с подлинными произведениями культуры – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик ознакомления с искусством.
Данный проект предполагает широкое участие родителей: совместное с педагогами и детьми посещение музеев, закрепление полученных в музее впечатлений в кругу семьи; участие в создании различных коллекций (тематических рисунков, старинных предметов быта, детских поделок).
Не первый год музей « Русские ремёсла» встречает детей дошкольного возраста. Давно известно, что школьный музей - феномен воздействия на человека:
- вещи обладают свойством сохранения памяти;
- через предмет можно воссоздать образ эпохи;
- музейный предмет способствует эстетическому восприятию.
Здесь смогли разместить основные элементы русской печки и прочие предметы старорусского быта: прялка, ухват, чугунок, резные полки, стол, скамьи и многое другое.
Знакомство с музеем проходило через восприятие увиденного. Дети отвечали на вопросы: что это?, как называется?, что им известно об этом предмете?
В процессе рассказа дети надевали обереги, лапти, рассматривали самовары, прялки, ухваты. После знакомства с другими предметами русской старины : печью, горшками, часами, утюгами – дети пытались рассказать о своих дедушках , бабушках.
Музеи народного быта расширяют представления детей об окружающем мире, знакомят с народной культурой, хранят словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.
Музей «Русских ремёсел» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки.
Таким образом, дети соприкасаются с культурой народа, ощущают ее энергетику.
Через беседы, экскурсии, художественную литературу, сочинение и драматизацию сказок, через музыку – педагоги знакомят детей с прошлым и настоящим своего посёлка и края, его историческим и культурными центрами, формируют любовь к Родине через любовь и осознанное отношение к природе края, воспитывают в детских душах чувство ответственности за окружающий мир.
Известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П. А. Флоренский, Ф. Шмит, А. В. Бакушинский, Н. А. Рыжова) придавали огромное значение образовательной и развивающей функциям музеев.
Образовательная функция предполагает развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы. Развивающая - развитие интеллектуальных чувств, памяти, обогащение словарного запаса.
Участники проекта. Дети 5-6 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта. Долгосрочный
Принципы. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников со школьным музеем положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан поход в музей , подобран материал о русских ремёслах.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о русских ремёслах с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, школьным музеем. Содержание музейного материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.
Этапы реализации проекта:
1.Диагностический.
2.Накопление материала.
3.Практическая работа (д/игры, уголок народного творчества в группе, анкетирование, сбор и накопление наглядного материала, посещение музея)
Диагностика. Мониторинг. Мониторинг показал, что у детей в большинстве случаев низкий уровень знаний о музейной педагогике. Дети затруднялись в объяснении, что такое музей и для чего он нужен. Исходя из мониторинга, мы сделали вывод, что необходимо пополнять знания о музеях.
Мы разделили детей по уровням знаний и в результате получились следующие показатели:
Высокий уровень – 0%
Средний уровень –15%
Низкий уровень – 85%
Было поведено анкетирование родителей, в результате которого было выявлено, что современный ребенок ориентирован на современные предметы быта, игрушки из мультфильмов и не имеет представления о русских ремёслах. Кроме этого, многие родители имеют недостаточно знаний об истории русских народных ремёсел. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Результативность: Во время посещения музея детьми старшей и средней группы МКДОУ № 23 «Чебурашка» у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их продуктивной деятельности.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощённее.
Приложение №1
Конспект занятия
Тема НОД: Знакомство детей с ремеслами и традициями русского народа
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм, приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества, духовно-нравственного развития личности ребенка.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям.
ХОД
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
- Что же мы видим в избе?(ответы детей)
Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки.
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на столе.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
- Вы успели положить предметы? (пройти и посмотреть)
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Ответ: стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. Найдите на ваших карточках стол и положите.
- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.
Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.
- Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы детей ) В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина.
Какая карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.
Итак, вы все разложили карточки, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.
Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинным русским бытом. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки
Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки.
Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы с убранством)
Молодцы, вы все правильно выполнили задание.
- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. В школьном музее вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
3. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
6. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
9. «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература»,1989 г.
10. Подшивки журналов «Внешкольник», «Музыкальный руководитель» за последние годы.
Приложение №2
Пословицы о доме и семье
- Без хозяина дом – сирота.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Коли в семье лад, так не надобен и клад.
- Мир в семье любовью держится.
Загадки о предметах быта русской избы.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. /Самовар/
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
/Печь/
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
Игра «Назови роспись». У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта, расписанные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и называть роспись.
ЗАГАДКИ
- ПЕЧКА
Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.
То она печет блины,
То показывает сны.
Доскажите словечко:
- зимой - нет теплей, а летом - нет холодней (загадка)… ПЕЧКА
- - обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА
- БОЖНИЦА
Полка, на которую ставились иконы. (Подсказать название)
- БУФЕТ, ШКАФ
Предмет мебели для хранения посуды , одежды
- ЛАВКА, СКАМЬЯ.
На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)
- СТОЛ
Загадка Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки.
- СУНДУК
* бабушкино хранилище
- ПОЛКА
*доскажи словечко.
- Волк, смотри, - сказал он волку, -
Станешь зубы класть на …
- ПОСУДА
*Назовите одним словом
(показать картинки)
- ПРЯЛКА
*с помощью нее получали нитки.
* Загадка Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
- УТЮГ
Загадка
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,
Но гладить не стоит его.
- ЧУГУНОК
В нем готовили пищу в печке.
- СТУПА
в ней толкли зерно, очищая его от шелухи.
Приложение №3
Обереги.
На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.
А что такое оберег? (ответы детей)
Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов).
Кукла – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.
Краткая информация о кукле день-ночь:
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.
Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ
ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы.
ПШЕНО – от сглаза.
ЧЕСНОК – от нечистой силы.
ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.
РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.
СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.
ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех.
ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК
КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.
ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.
ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.
МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.
КОСА – бесконечность.
ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.
МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.
МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам.
ПУГОВИЦЫ – к обновам.
Приложение № 4
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Об избе
Избы строились из сосны или ели.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить). Избы строили, не используя гвозди.
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.
А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть? Перед вами пустая горница, сейчас мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.
О печке
А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.)
Во многих избах она была обычно из глины, перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании.
И в наше время сохранилось много изб с русской печью.
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказку, которую вы знаете. (Гуси-лебеди)
О Божнице
Божница находилась в красном углу.
Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.
О буфете, шкафах
Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.
О лавке, скамье
Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.
Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.
О столе
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.
О сундуке
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
О посуде
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
О прялке
Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.
Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.
Об утюгах
Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.
Об ухвате
Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.
Расположение предметов:
В русской избе
На цветном принтере распечатать иллюстративный материал или просто наклеить картинки на картон. У вас получится макет избы (склейте внешний вид и внутренний друг с другом) и предметы интерьера.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.
Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!
Приложение № 5
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ ДЕТЯМ НУЖНО ПОСЕЩАТЬ МУЗЕЙ?
- Музей: атмосфера старины... искусства... картины... предметы быта - все это не только удивляет ребенка, но и будит его воображение, радует, развивает стремление к познанию. Посещая музей, дети становятся старше, уверенней в своем творчестве, свободнее в общении друг с другом. С древних времен развития цивилизации музей - хранилище культурных ценностей человечества и одновременно одно из средств получения информации.
- Знаете ли Вы, что дети предпочитают узнавать новое через мир предметов? Предметный мир является первоосновой наших представлений об окружающем. Любого ребенка увлекает радость познания и удовольствие от рассматривания реальных, конкретных объектов.
- Музей - это замечательное приключение в мире новых или узнаваемых вещей, которые Ваш ребенок либо никогда не встречал в окружающей действительности, либо видел только в виртуально-электронном формате.
- В музеях дети учатся ориентироваться во времени, узнают, что такое музейные предметы, зачем хранить памятники культуры и природы, сравнивают общественное устройство прошлого и настоящего, учатся уважать нематериальные ценности.
- Ваш ребенок обязательно обнаружит в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное лично для себя.
- Отмечая события традиционного календаря, семейные праздники, День рождения сына или дочки, родители вместе с детьми совершают много интересных открытий. Театрализация народных сказок, игры с музыкой и танцами, возможно изготовление различных поделок из природного материала, посещение выставок создают уютную, почти домашнюю атмосферу, в которой по-особому, сокровенно происходит диалог между современностью и наследием прошлого.
Сделать походы в музей праздником для ребенка не трудно: надо лишь учитывать некоторые правила.
Как заинтересовать ребенка музеями?
- выбирать музей следует, исходя из интересов ребенка. Так, если малыш способен часами разглядывать птиц, зверей и насекомых – лучше отправиться с ним в Зоологический музей. Любителям растений имеет смысл посетить Биологический музей, тем, кто обожает ломать и собирать машинки – Политехнический музей, а юным художникам прямая дорога в Третьяковскую Галерею или в Музей им. Пушкина.
- идти в музей в первой половине буднего дня, когда там мало людей;
- рассказать ребенку, для чего придумали музеи и зачем туда ходят. Например, если запланирован поход на выставку живописи, можно дома показать ему репродукции картин, объяснить разницу между копией и подлинником. Совершить предварительный тур по Музею имени Пушкина можно и виртуально.
В изобразительном искусстве дети лучше всего воспринимают цвет, поэтому живопись им нравится больше графики. Детям интереснее рассматривать картины, если на них изображены знакомые предметы.
- продумать маршрут по музею, рассчитанный минут на 30-40;
- дать ребенку освоиться в музее: подать кассиру билеты, осмотреть интерьер, потрогать предметы (какие разрешено);
- наблюдать, что ребенка интересует, и поддерживать его интерес. Дети - разные, и при первом посещении музея кого-то из них мраморная лестница или лепнина на потолке может впечатлить сильнее полотен гениального художника;
- спросить, что нравится и почему, и рассказать ему об экспонате;
- не заставлять ребенка продолжать осмотр, если он устал или капризничает;
Александр Кузнецов, Детский психолог: В три-четыре года ребенка уже можно начинать знакомить с музеями. Для посещения музея важно выбрать подходящее время, когда ребенок хорошо себя чувствует и настроен на восприятие нового. Стоит учитывать, что малыш не может усваивать много информации за один раз, он быстро утомляется и начинает отвлекаться. Не стоит в первое же посещение обходить весь музей - если ребенку понравится, лучше вернуться еще раз.
- купить ему что-нибудь на память о музее: например, открытку с понравившейся ему репродукцией картины.
Даже если первый поход в музей не удался, отчаиваться не нужно: скорее всего, место или время было выбрано неудачно.
Приложение № 6
Джанни Родари
Чем пахнут ремёсла?
У каждого дела Мимо столярной Пахнет маляр Куртка шофёра Пахнет кондитер Рыхлой землёю, Рыбой и морем Сколько ни душится |
Экскурсия в школьный музей Приложение № 7
Тема : "Жизнь и быт русской деревни".
Цели: познакомить детей с занятиями крестьян, орудиями их труда.
Формирование навыков поведения в музее.
Место проведения: МКОУ « СОШ №16» п.Солнечнодольск ( школьный музей), руководитель музея Огарь Н. А.
План
- «На всякое семя – свое время».
- Развитие ремесла.
- В крестьянской избе.
- Занятия крестьянки.
Вводное слово. Мы в школьном музее. Прежде всего, напомню вам правила нахождения на экскурсии.
Музей. Здесь ты должен слушать, запоминать.
Вокруг масса экспонатов. Хочется увидеть всё сразу. Не надо спешить. Всему своё время. Заставь себя не отвлекаться, и ты увидишь много нового, тебе неведомого, интересного.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея, которые помогут лучше представить крестьянский быт.
Почему мы пришли в музей? Здесь живая история. Всё что здесь находится – сделано руками наших предков, во всём – душа людей. Многие предметы исчезают, глядя на некоторые орудия труда, мы не догадываемся, как ими пользовался человек.
В этом и заключается наш проблемный вопрос: «Определить, для выполнения каких работ нужны орудия труда, с которыми мы познакомимся? Применяются ли они сейчас?»
Ход. Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
1. Беседа. Крестьянский год начинался весной. Впереди ждало поле, крестьянский труд.
Пахать выходили, лишь только вдали прогремит первый гром. Первым выходил запашник. Перед началом работы он съедал хлеб, крошки высыпал на будущую пашню и брался за соху, которой пахали землю. А затем наступал черёд сеять. Крестьянин в белой рубашке с лукошком, привязанным на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым. Неторопливо шел пахарь и бросал пригоршни отборного зерна, взятого из лукошка. На нашей земле сев начинался с крестьянского хлеба – овса. Затем сеяли пшеницу, горох, гречиху.
Особая пора подходила с сенокосом. « Покосы – самое весёлое время. Все участники наряжались в лучшее платье, особенно девушки; много пели…»
Косили горбушей – изогнутой на коротком черенке косой, если трава высокая. Для низкой – литовка – большая коса на длинном черенке.
Сушить траву выходила вся семья – переворачивали траву граблями, укладывали вилами.
Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь высокая и густая – серпом, не очень высокую и густую рожь косили косой. Косили утром – пока зерно сырое от росы. Жатва – тяжелый труд. Дальше хлеб отвозили на ток, где цепом отделяли зерно от колосьев.
2. «Развитие ремесла». На крестьянском дворе занимались и ремёслами.
ЛАПТИ
На крестьянском дворе занимались и ремёслами. Крестьянин считался мастером на все руки: плёл лукошки, короба, лапти, выстругивал посуду и домашнюю утварь, изготовлял из дерева мебель. А искусство плетения крестьяне осваивали в совершенстве. Обувь, которую они делали для себя, должна быть непромокаемой и тёплой. Такими были крестьянские лапти. Лапти представляли - башмаки, которые плели из узких полос коры.
В задник вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую верёвку, ей-то и обматывали ногу крест-накрест и завязывали под коленом. Верёвка наматывалась летом на полосы холста, а зимой – на полосы сукна. Для тепла в лапти подкладывали ещё и сена.
Плели лапти из мочала, лыка, коры ивы, вяза. Плели лапти простым инструментом – шилом. Тонкое лыко подходило для работы над праздничными лаптями. Грубое и широкое лыко годилось для будничных дней. Хороший работник за сутки мог сделать не больше двух пар.
Свой цвет лапти приобретали после опускания в горячую воду. Делали и лыковые ступни – подобие галош, которые носили для удобства по хозяйству или зимой их надевали на валяную обувь
3. «В крестьянской избе». Разгадав загадки, вы узнаете, с какими предметами мы будем знакомиться.
Мать толста, дочь красна,
Сын – сокол под небеса ушел.
(Печь).
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдаёт, - сам в угол идёт.
(Ухват).
Черный конь скачет в огонь.
(Кочерга).
ОРУДИЯ ТРУДА КРЕСТЬЯНКИ
Жилище крестьянина состояло из холодных помещений и тёплого – избы с печью.
Печь, где горели дрова и готовили пищу. Отверстие печи называли устьем. Печь занимала почти ¼ часть крестьянской избы. Небольшое пространство между стеной и печью называли запечье. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы – ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.
Я вам расскажу о некоторых орудиях труда хозяйки.
Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка или чугунка входил между рогами ухвата.
Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять.
А это кочерга. Ей выгребали угли, золу.
Посуда была деревянная, позднее глиняная. Горшки – глиняные.
Очень интересны печные чугуны – горшки с округлым туловищем и узким дном: такая форма делалась специально для того, чтобы печной жар равномерно распределялся по его поверхности. Их делали из чугуна. Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом.
Обратите внимание на эти экспонаты. Наверное, не многие из вас знают их предназначение. Послушайте рассказ об этих предметах.
СТИРКА И ГЛАЖЕНИЕ
Для стирки использовали валёк – массивный слегка изогнутый деревянный брусок с ручкой, которым «выбивали» грязную воду при стирке.
Чтобы вещи после стирки не были мятыми, использовали рубель с валиком. На валик наматывали постельное бельё, одежду, а затем прокатывали рубелем – рифлёной с одной стороны доской с ручкой на конце. Так поступали с грубыми тканями.
А для тонких тканей и сложных фасонов применялись утюги. Маленький утюжок нагревался на печке и предназначался для кружев.
А это духовой утюг, топившийся углём. У него откидывающаяся крышка для загрузки угля, по бокам корпуса отверстия – «иллюминаторы» для поддува.
4. Занятия крестьянки. ПРЯДЕНИЕ
Всю одежду крестьяне делали дома. Одежда была домотанной. Льняные нити получали из волокна, содержавшегося в стеблях растения. Стебли льна долго вымачивали в воде. Наружная оболочка сгнивала, а внутреннюю часть стебля вытаскивали на берег, сушили, трепали, - отметая отходы. Мяли и трепали специальными приспособлениями – мялкой и трепалкой.
После этого лён чесали на гребне с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель – волокно для прядения нитей. Кудель пристраивали в верхнюю часть прялки.
Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку, и на него садилась пряха. Левой рукой пряха вытягивала прядиво, а правой вращала веретено, представляющее собой суживающуюся к концам палочку, один конец которой был утолщен. На нее и наматывали крестьянки нити.
Прядение было очень тяжелым занятием.
К весне прядение заканчивалось и крестьянка бралась за ткачество
5. Загадки
Блестит, сверкает, по полю гуляет,
Всю траву срезает.
(Коса).
Щука – вертуха хвостом вильнула:
Все леса пали, горами стали.
(Коса)
Кто берёт сено тремя зубами?
(Вилы).
Месяц - новец днём на поле блестел,
К ночи на небо слетел.
(Серп).
Источники, используемые при составлении плана-конспекта
1. В.Н. Балязин Неофициальная история России .Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2006 г.
2. М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. «Русское слово». 1998г.
Приложение № 8
Интегрированное занятие «Славянские семьи и их ремесла» по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество» для детей старшего дошкольного возраста
Образовательные задачи:
- Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
- Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).
- Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук).
- Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.
Развивающие задачи:
Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.
Оздоровительные задачи:
Поднимать эмоциональный настрой детей, способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток: «Дружно встали на разминку».
Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь.
Материал к занятию: картина «Славянская семья», картинки «Славяне и их ремесла»,
Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)
2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.
3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.
4. Рассматривание репродукции картин А.Васнецова «На пашне».
Ход занятия.
Дети сидят полукругом. Воспитатель читает закличку.
Ку-ка-ре-ку-ка-ре-ку,
Не лежите на боку!
Добры молодцы, вставайте,
Девки, косы заплетайте.
Пастушок, в рожок играй
Занавес нам открывай.
Что за ним скорей узнайте
И загадку отгадайте.
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть там светлая светлица
Есть там русская девица
Есть и печка и труба
Это русская …….
Дети: - Изба.
В-ль: - Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба?
Дети: - Это деревянный дом……..
В-ль:. - Кто жил в избах?
Дети: - Люди, семья…….Мы хотим узнать, как жили наши предки………
В-ль: - Сейчас я вам расскажу и покажу.
Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.
Показать самовар детям.
- А вы тоже пьете чай из самовара?
Дети: - Нет, из чайника………
- Ребята, посмотрите! А это русская печь- «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней готовили еду, пекли хлеб.
На печи стоит чугунок. В нем варили щи, кашу.
Щи да каша - пища наша.
Показать чугунок. Дети с воспитателем рассматривают его.
В-ль: - какой чугунок?
Дети: - черный, железный, тяжелый, ручек нет………
- А это ухват. С помощью его могли достать горячий чугунок из печи. А мы с вами тоже готовим еду в чугунках и на печи?
Дети: - Нет, мы готовим еду в кастрюлях, на сковородках. Кастрюли и сковородки ставим на плиту. Плиты у нас газовые и электрические………
- А это прялка. В зимние долгие вечера женщины сидели за прялками и пряли пряжу, чтобы из нее связать теплые носки, сшить рубахи.
- Это сундук. Как вы думаете, что лежит в этом сундуке?
Дети: - в сундуке могут лежать вещи, игрушки…….
- В сундуках хранились сарафаны, рубахи, рушники, украшения.
(дети рассматривают то, что лежит в сундуке)
В-ль: - Ребята, мы тоже храним одежду в сундуках?
Дети: - Нет, одежду мы вешаем в шкаф…….
Показать картину «Славянская семья».
В-ль: - Ребята, вы обратили внимание, какие были большие семьи. Кого вы увидели на картине.
Дети: - Бабушку, дедушку, папу, маму, братьев, детей и т.д.
В-ль: - Каждая такая большая семья занималась своим ремеслом.
Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.
Воспитатель на мольберт выставляет картинку и говорит пословицу:
- « Хлеб всему голова»
- О чем эта пословица?
Дети:- Эта пословица о хлебе………
В-ль: - Чтобы вырастить хлеб, нужно сначала вспахать землю. Кто пахал землю?
Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда воспитатель сообщает, что этого человека называют - пахарь)
В-ль: - Одна большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.
Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?
Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей…….
В-ль: - Как называли славян, которые охотились на зверей?
Дети: - Их называли охотниками……..
Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянского охотника.
В-ль: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.
- Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?
Дети:- Металлические предметы для охотников ковали кузнецы………
Воспитатель вывешивает картинку славянского кузнеца. В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.
А вы, хотите быть такими сильными?
Дети: - Да, хотим…………..
Физкультминутка: «Дружно встали на разминку».
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
(поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
(поворот вправо)
Через левое плечо.
(поворот влево).
И назад сгибаем спинку.
Раз- два - три, раз- два - три,
Да смотри не упади.
(дети наклоняются назад,
для страховки упираясь ладонями в поясницу).
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(наклоны вперед).
В-ль: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?
Дети: - Миска сделана из глины……..
В-ль: - Правильно, сделал эту миску гончар.
Выставляет на мольберт картинку славянского гончара.
- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,
а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.
Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянская ткачиха.
В-ль:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».
Посмотрите, какой замечательный коврик.
Значит, кто его сделал?
Дети: - ткачиха………..
Скажите, а вы хотите сделать своими руками миску, кувшин из глины?
Дети: - Да хотим.
Воспитатель предлагает детям группы пройти за столы и заняться гончарным ремеслом (делать посуду из глины).
После завершения работы воспитатель рассматривает с детьми то, что у них получилось, хвалит детей.
Воспитатель предлагает вспомнить:- Что нового узнали о жизни славян?
Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом……..
В-ль: - Названия каких ремесел вы запомнили?
Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.
В-ль: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами.
На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью наших предков.
Приложение № 9
«Все ремесла хороши…»
Программные задачи:
- Закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян. Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки.
- Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси: гончар, ткачиха, красильщики и др.
- Закреплять умения лепить из пластилина посуду, рисовать мотивы уральской росписи, плести из бумаги коврики.
- Воспитывать нравственно–патриотические чувства у детей, любовь к Родине, повышать любознательность.
Словарная работа:
Активизация словаря: гончар, ткачиха, красильщики, кузнец, ювелир, лекарь, пряха, плотник, охотник, воин, купец, кочерга, коромысло, люлька, ухват
Дидактические материалы: : атрибуты ремесел: для лекаря – букетики трав, для кузнеца – изделие из железа (ключ), для плотника – молоток. Бубен. Магнитофон с фонограммой русских мелодий и песен. Прилавок, лоток для купца, леденцы.
Раздаточные материалы: на столах по подгруппам:
для гончаров - пластилин, гончарные круги, салфетки для рук.
для ткачих – бумажные заготовки ковриков, клей салфетки, кисти для клея.
для красильщиков – деревянные доски с элементами уральской росписи
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением ремесленников, проведение д/и «Ремесла Киевской Руси», игра с мячом «Угадай ремесло».
Ход занятия
Звучит русская народная песня, воспитатель и дети заходят в русских народных костюмах и встают в круг на разметку. Воспитатель:
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
- А скажите, ребята, почему Русь деревянная?
- А как назывались такие дома?
- А что такое изба?
- А вспомните, какое выбирали место для строительства избы? А из каких деревьев строили? Почему?
Проводится игра с бубном.
- А сейчас мы вспомним с помощью загадок, какими предметами пользовались крестьяне в быту. Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, остальные отгадывают. Дальше передает бубен ребенку, стоящему рядом (без считалки).
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Загадки:
1Два братца друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся. (пол и потолок)
2. Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
3.Черный конь
Скачет в огонь. (кочерга)
4.Ни свет ни заря
Пошел, согнувшись со двора. (коромысло)
5.Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит. (самовар)
6.Блестит, сверкает
Всю траву срезает. (коса)
7.Без рук, без ног
Во все стороны кланяется. (люлька, зыбка)
8.Стоит девица в избе,
коса на дворе. (печь)
9.Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдает,
Сам на отдых идет.
(ухват)
10.На топтале был,
На кружале был,
на пожаре был,
на базаре был –
Домой пришел. (печной горшок)
11.У нее в печурочке
Золотые чурочки. (дрова в печи).
12.Скручен, связан,
По избе пляшет.(веник)
13.Кто приходит,
кто уходит,
все ее за ручку водят.(дверь)
После игры воспитатель предлагает детям пройти к своему стульчику, на котором лежит атрибут ремесла, которое он представляет.
Представление ремесел: каждый ребенок выходит на середину круга и загадывает свою загадку, остальные отгадывают. После садится на место.
- Я лечу людей,
маленьких детей,
не гончар, не пекарь,
а самый лучший ….(ЛЕКАРЬ)
- Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….(ГОНЧАР)
- Путешествую по свету,
Я объехал уж весь мир.
Я привез меха, конфеты,
Ткани: шелк и кашемир.
Угадайте ж, наконец,
Ремесло мое….(КУПЕЦ)
- Я из пушистой шерсти
Напряду вам пряжи.
Смотаю все в клубочки
и свяжу носочки,
иль теплую рубаху,
потому что…(ПРЯХА)
- Нужен вам половик
или ткань красивая,
изготовлю в один миг.
Управляюсь лихо,
Ремесло мое…(ТКАЧИХА)
- Надо лошадь подковать,
Изготовить ключ к замку,
Что угодно – все смогу.
Даже меч – кладенец,
Ремесло мое - ….(КУЗНЕЦ)
- Драгоценности, алмазы,
Покорили уж весь мир.
Изготовлю украшенья –
Я великий ….(ЮВЕЛИР)
- Разукрашу я красиво:
И доску и ложку,
И наличник на окно
Распишу немножко. (КРАСИЛЬЩИКИ)
- Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Вовсе не охотник,
А самый лучший ….(ПЛОТНИК)
- Очень меткий я стрелок:
Будь то волк иль колонок.
Попаду я в миг.
Кто же я ? (ОХОТНИК)
- Он любит свою Родину
и жизнь готов отдать.
Только он достоин – звания – (ВОИН)
Сейчас вы все превращаетесь в лучших мастеров – ремесленников: Гончары лепят посуду, красильщики с помощью волшебной кисточки оживляют мотив росписи на дощечках, а ткачихи заканчивают плести коврики. Массаж для рук
Мы умеем лепить
И умеем красить,
Мы умеем вышивать
И капусту квасить.
1 – 2 – разукрашена доска.
1 – 2 – 3 - 4 – дружно все горшок слепили,
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – будем коврик заплетать.
1 – 2 – 3 – начни!!!
Во время практической части воспитатель помогает детям, активизирует речь с помощью вопросов, например: что ты хочешь слепить, какой краской ты будешь рисовать, и т. п.
После завершения работ, детям предлагают положить изделия на прилавок и рассмотреть их, полюбоваться своим трудом и трудом других детей. В конце занятия выходит купец - ребенок с лотком, на котором лежат разные товары: платки, ленты и леденцы. Встает за прилавок и зазывает покупателей:
Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю
Товар хвалю:
Коврик за трешку,
Горшок за пятак,
Доску за рубль,
А леденец ЗА ТАК!!!
Дети угощаются леденцами. Прощаются с гостями.
Приложение № 10
Поиграть пришла пора
Развеселая, детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Хоровод «Земелюшка-чернозём».
Земелюшка – чернозём,/2
Чернозём – чернозём,
Земелюшка чернозём.
Тут берёзка вросла,/2
Выросла, выросла,
Тут берёзка выросла.
На берёзке листочки,/2
Листочки, листочки,
На берёзке листочки.
Под берёзкой травонька,/2
Травонька, травонька,
Под берёзкой травонька.
На травоньке цветики,/2
Цветики, цветики,
На травоньке цветики.
Рвали цветы со травы/2
Со травы, со травы,
Рвали цветы со травы.
Плели венки из цветов/2
Из цветов, из цветов
Плели венки из цветов.
Русская народная игра «Прялица».
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:
Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту», целует ее. Игра продолжается.
Русская народная игра «В круги».
По считалке выбирается водящий, остальные образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий, а играющие ходят вокруг него и поют:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отчечай поскорей,
Отгадай поторопись.
Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.
Русская народная игра «Золотые ворота».
Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «месяц». Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота» и поют песню.
В Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
По окончании слов ворота «закрываются». Попавшегося спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «месяца» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.
Русская народная игра «Горелки с платочком».
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором:
Гори, гори, масло, |
После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит». Второй вариант игры.
Играющие встают круговым хороводом, все стоят, держась за руки, только ведущий держит платок на вытянутой руке, играющие говорят слова и идут по кругу, по окончании слов дети останавливаются, на кого указал платочек, те дети по команде должны бежать в разные стороны от ведущего, снаружи хороводного кольца. Кто из них первый выхватит платочек, будет водящим.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три не воронь,
А беги как огонь!
Приложение № 11
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о русских ремёслах
у детей 5-6лет.
Задание «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Школьный музей «Русские ремёсла». Д\игра «В русской избе»
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть макет избы, этапы создания.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Приложение № 12
Анкета для родителей
«ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
1. Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему? Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в детском саду?
2.Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари? Знает ли об этом малыш?
3.Что больше всего интересует ребёнка дома по данной теме?
4.Знаете ли Вы русские народные праздники?
5. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
6.Какие народные игры Вам известны?
7.Играете ли Вы в них с ребёнком?
8.Надо ли знать народные сказки и былины?
9.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
10.Ходите ли Вы с ребёнком в музей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Времен связующая нить: урок в школьном музее. Герои среди нас
Методическая разработка занятия в школьном музее "Боевой и трудовой славы жителей района Проспект Вернадского"...
Экскурсия в библиотеку и школьный музей "Через века, Через года... Помним!"
Экскурсия в библиотеку и школьный музей...
Фотоотчет экскурсии в школьный музей
фотоотчет...
«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю
16 января 1943 года наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...
Участие в конкурсе "Лучший школьный музей"
участие в конкурсе "Лучший школьный музей"...
Проект "Школьный музей: новые возможности"
В проект «Школьный музей: новые возможности» разработаны различные формы проведения досуга для изучение русской культуры дошкольниками и учащимися начальной школы ...
Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»
Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре», презентация мини - м...