Проект "Школьный музей: новые возможности"
проект (старшая, подготовительная группа)
В проект «Школьный музей: новые возможности» разработаны различные формы проведения досуга для изучение русской культуры дошкольниками и учащимися начальной школы в Музее народного творчества и ремесла ГБОУ школы 705 г. Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В современном мире человечеству доступно огромное количество информации, однако проведенные опросы показали, что дети и взрослые испытывают дефицит знаний о русской культуре и традициях, быте русского народа. Родители дошкольников не организуют экскурсии в музеи, не знакомят детей с традициями, бытом нашего народа, не знают о промыслах народных умельцев. Взрослые не знакомят детей с устным народным творчеством, потому что сами не знают потешек, колыбельных песен, мало читают народных сказок, не играют с детьми в подвижные народные игры .
Частично, проблема решается для детей, посещающих дошкольные учреждения, так как в программах присутствуют и знакомство с народными промыслами, и с русскими народными сказками, и с подвижными играми1. В методической литературе (авторы Соломенкова О.А.2, Аникин В.П.3, Гришина Т.Н.4) много разработок хорошего качества по народному творчеству, однако тем, кто работает с дошкольниками необходимо выбирать, адаптировать материал для работы с детьми, проживающими в данной конкретной местности.
Проект «Школьный музей: новые возможности» предполагает изучение русской культуры дошкольниками в Музее народного творчества и ремесла ГБОУ школы 705 г. Москвы.
В нашем мегаполисе люди живут подчас достаточно удаленно от музеев, театров, художественных галерей. Чтобы добраться до них, необходимо затратить время на дорогу, купить билеты – это становиться препятствием для познавательной активности детей и взрослых.
Школьный музей – всегда рядом, его можно посетить с одноклассниками, одногруппниками, с приятелями по двору, родителями, не затрачивая много времени и средств.
Но доступный - не значит «бедный». В нашем школьном музее собрано достаточное количество подлинных предметов русского быта, представленных в интерьере русской избы. Их можно потрогать, подойти поближе, покачать люльку, привести в движение старинную русскую прялку, выпить чай из настоящего русского самовара.
Не хватает в школьном музее только экскурсовода.
Так возникла идея проекта «Школьный музей: новые возможности»
Цель проекта:
Поиск новых подходов к социализации и формированию российской идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов музея народного творчества и быта ГБОУ школы 705.
Задачи:
использовать музейно-образовательную среду как ресурс культурного и творческого развития воспитанников, патриотического воспитания подрастающего поколения;
популяризировать деятельность музея образовательной организации как пространства образования и воспитания;
разработать тематические экскурсии по музею народного творчества и ремесла ГБОУ школы 705;
знакомить детей с народными промыслами (гжель, хохлома, городец, дымковская игрушка, народная вышивка, ткачество), инструментами народного оркестра (ложки), предметами народного быта и их назначением;
обогащать словарный запас дошкольников названиями старинных предметов народного быта (печь, самовар, прялка, ухват);
формировать у детей осознанное восприятие образов народного творчества (сказки, потешки);
воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре, народному творчеству;
поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Основная часть
Для осуществления проекта необходимо было провести подготовительную работу среди воспитанников детского сада. В план работы были внесены занятия, знакомящие детей с предметами русского быта (самовар, ухват, рубель, лапти, чугунок, рундук) и их назначением. На занятиях художественно-эстетического цикла дошкольники знакомились с дымковской игрушкой , городецкой росписью, изделиями из Хохломы , с музыкальным руководителем Гришковой Еленой Александровной учились играть на народных инструментах. Руководителем проекта Гавриловой Г.В. были подготовлены раздаточные материалы по устному народному творчеству для родителей воспитанников.
Проделанная работа позволила подойти к основной цели нашего проекта – создание на базе школьного музея народного творчества цикла экскурсий для детей старшего дошкольного возраста с участием воспитанников.
Участники проекта: воспитанники дошкольного отделения и учащиеся начальной школы
Руководитель проекта – Гаврилова Галина Владимировна, при содействии музыкального руководителя и родителей воспитанников.
1 этап
На I этапе команда подготовила аудиопрезентацию музея и его деятельности. «Аудиогидом» можно воспользоваться при самостоятельном посещении школьного музея без экскурсовода. Скачав презентацию на любой гаджет, посетители музея узнают много интересных фактов об экспонатах, собранных в школьном музее.
П этап
На втором этапе команда представила мини-экскурсию об одном из интереснейших экспонатов школьного музея – прялке. Эту экскурсию можно не только услышать, но и увидеть. Юные экскурсоводы включили в свой увлекательный рассказ отрывки из сказок, в которых упоминалась прялка, вспомнили пословицы и поговорки об этом инструменте, можно даже увидеть, как работает это старинное приспособление для получения нитей. А яркая национальная одежда, в которую одеты воспитанники, дополняет впечатлений от этого необычного проекта.
Ш этап
На этом этапе команда представила досуговое мероприятие в музее народного творчества и ремесла «Зимние посиделки». Это веселая экскурсия-развлечение о различных видах ремесла (вышивке, ткачестве, русских народных промыслах) с пением частушек и игрой на ложках не оставит равнодушным ни одного из посетителей музея. Вы примите участие в мини-викторине по русским народным сказкам, а экскурсоводы-дошколята научат вас играть в старинную музыкальную игру «Ручеек».
IV этап
На этапе юные экскурсоводы подготовили экскурсию-реконструкцию «Один день в русской избе». Вместе с воспитанниками посетители музея узнают о том, как проходил день наших предков, где они жили, чем занимались, о предметах интерьера и утвари русской избы.
Заключение
Предлагаемые виды «активности» в школьном музее народного творчества и ремесла разнообразны, каждая имеет свою направленность, понятны детям старшего дошкольного возраста и могут быть ими представлены. Проект, несомненно, привлечет внимание детей и взрослых, повысит интерес дошкольников к истории своей страны, русскому народному творчеству, поддержит в детях чувство гордости за свою Родину Россию.
Отдельные этапы проекта стали победителями и призерами городского конкурса «Школьный музей: новые возможности», а также завоевали «Специальный приз жюри», победив в окружном отборочном этапе конкурса юных экскурсоводов «Путешествие по Москве».
Список литературы
1. От рождения до школы - инновационная программа дошкольного образования (под. редакцией Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.С. Дорофеевой)
2.Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
3. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
4.Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей «Новый ФГОС – новые возможности»
Деловая игра для воспитателей «Новый ФГОС – новые возможности»...
Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Новый ФГОС – новые возможности».
Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования«Новый ФГОС – новые возможности»Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов...
Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Новый ФГОС – новые возможности».
Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.2. Выявит...
Делова игра с педагогами ДОУ «Новые стандарты – новые возможности»
Делова игра с педагогами ДОУ «Новые стандарты – новые возможности»...
ФГОС дошкольного образования: новые стандарты и новые возможности
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.В ФГОС ДО сформулирован...
Новый конструктор - новые возможности конструирования!
Думаю, что каждый, будучи маленьким ребёнком хотя бы один раз создавал в своей жизни, какую - нибудь постройку для игры. Особенно нравилось использовать для своей конструкции подручные предметы и мате...
«Современное воспитание и развитие дошкольников: новые подходы, новые возможности, новая ответственность»
Презентационный материал к докладу на практико-ориентированный семинар....