Народные игры
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Леонтьева Наталия Евгеньевна

Народные игры для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_dlya_detey_word.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 82

компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Народные игры

Н.Е. Леонтьева

учитель-дефектолог

«Как у дяди Трифона»

Дети встают в круг. Водящий – в центр круга. Когда дети закончат говорить слова. Водящий показывает движение, которое должны повторить все дети. Выбирает нового водящего

Как у дяди Трифона

Было семеро детей

Семеро, семеро, семь сыновей

Они не пили, не ели

Друг на друга все глядели

Они делали вот так

«Как у тетушки Маланьи»

Вариант игры «Как у дяди Трифона»

Как у тетушки Маланьи

Было семеро детей

Семеро, семеро, семь сыновей

Они не пили, не ели

Друг на друга все глядели

Они делали вот так

«Дрема»

Дети встают в круг, водящий – Дрема сидит на стульчике в центре, с закрытыми глазами. Когда дети закончат говорить слова, они убегают, водящий догоняет и пятнает их.

Сидит Дрема на стульчике, на мульчике

Прядет Дрема шелковый лен, шелковые пояса

Кому даст поясок – тот заревит в голосок.

«Зеваха»

Дети сидят на стульях в ряд, водящий вызывает к себе детей, по одному, с помощью поклона, они становятся по разные стороны от него, идут змейкой, выбранные дети, приглашают к себе новых детей, так и ходят пока не услышат слово «по парам», тот кто остался без пары – Зеваха.

(игра происходит под музыку или под напев «рукава-карман-корзина-рукава-корзина-рукава-корзина)

«Чив-чив-чив воробушек»

Дети встают в круг, каждый выбирает для себя название дерева, водящий – воробушек летает за кругом, когда закончат произносить слова, воробушек называет дерево, встает впереди ребенка, который выбрал  это дерево, и теперь этот ребенок становится воробушком. Если воробушек вместо названия дерева скажет «на столбичек» дети должны поменяться местами в круге.

Чив-чив-чив воробушек

Сидел, сидел на столбичке

Прилетел на … (березу, дуб, осину… на столбичек)

«Скачет, скачет воробей»

Дети стоят шеренгой, водящий произносит имя ребенка и приглашает его к себе и вместе выполняют движения под слова, так нужно пригласить всех детей по очереди

Скачет, скачет воробей-бей-бей

Собирает он детей-тей-тей

Погляди-ка ты на нас, нас, нас

Иди, Катенька, за нас, нас, нас

«Царевна в городе»

Дети стоят в круге за руки, царевна – внутри круга, царевич – за кругом. Выполняют движения по тексту.

А как в городе царевна, царевна

А по загороду царев сын, царев сын

Да посреди города стояла, стояла

Да золотым кольцом сияла, сияла

А вы секите, холопы, ворота, ворота

А ты иди царский сын в город, в город

Да вы сойдитесь-ка близенько, близенько

Да поклонитесь-ка низенько, низенько

Да обнимитесь-ка крепенько, крепенько

«Селезень утку загонял»

Дети стоят в круге за руки, утка – внутри круга, селезень – за кругом. Когда закончат произносить слова дети поднимают руки вверх, получаются воротики, селезень начинает догонять утку, а утка пытается убежать от него.

Селезень утку загонял.

Молодой серую загонял

Пойди, утица, домой

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

А селезень восьмой,

А девятая сама

Догони скорей меня!

«Горелки»

Дети встают парами друг за другом. Водящий – впереди с платком в руке. Когда дети закончат произносить слова, последняя пара разжимает руки и бегут к водящему. Кто первый успел схватить платок, становится водящим, остальные 2 ребенка образуют новую пару и первыми.

Гори. Гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят!

«Завивайся, капустка»

Дети встают в ряд, держась за руки, под слова начинают закручиваться вокруг первого ребенка, так же под слова раскручиваются

Завивайся, капустка,

Завивайся, белая,

Не тебя ли капустка,

Топорами рубили,

 У кадушки солили?

Развивайся, капустка,

Развивайся, белая,

Не тебя ли капустка,

Топорами рубили,

 У кадушки солили?

«Платочек»

Дети стоят в круге. Водящий с платочком в руке ходит за кругом. Кому-нибудь из детей он кладет под ноги платочек и убегает, а тот ребенок его догоняет, ведущий встает на освободившееся место, ребенок с платочком – новый водящий

Я иду, иду, иду

И платочек положу

А кому я положу

Никому я не скажу

«Дударь»

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий – Дударь – в центре. Когда закончат произносить слова, водящий должен назвать часть тела (например, правая рука) и все дети убирают за спину правую руку и игра начинается сначала, потом – левая нога и дети поджимают левую ногу и прыгают на одной ноге… если водящий скажет «Ничего не болит, вас ловлю» дети разбегаются, Дударь ловит их, кого поймает – новый водящий.

Дударь, дударь, дударище

Старый, старый старичище

Его под колоду,

Его под сырую

Его под гнилую

Дударь, дударь,

Что болит?

«Две птички»

Дети идут по кругу, выполняя движения под слова игры

Две летели птички

Птички-невелички

Тут и роза, тут и нет, тут и алый нежный цвет

Тут и осень и зима, заморозила меня

Как они летели, все люди глядели

Тут и роза, тут и нет, тут и алый нежный цвет

Тут и осень и зима, заморозила меня

Как они садились, все люди дивились

Тут и роза, тут и нет, тут и алый нежный цвет

Тут и осень и зима, заморозила меня

Как они вставали, крыльями порхали

Тут и роза, тут и нет, тут и алый нежный цвет

Тут и осень и зима, заморозила меня

Как они прощались, крепко обнимались

Тут и роза, тут и нет, тут и алый нежный цвет

Тут и осень и зима, заморозила меня

«Рыбы и сети»

Игра по типу «Золотые ворота» только дети, которых поймали, встают в круг (сеть)

Ловись, рыбка, ни мала, ни велика

Ловись, рыбка, ни мала, ни велика

Вот так, вот так, ни мала, ни велика

Вот так, вот так, ни мала, ни велика

 «Утка шла по бережку»

Игра по типу «Золотые ворота» дети, которых поймали, встают в круг

Утка шла по бережку,

Серая по крутому.

Вела деток за собою

Деточки, вы малые,

Серые небольшие

Ути, да ути,

Негде уточке пройти.

«Заинька, выйди в круг»

Дети встают в круг, выполняют движения по тексту, заинька стоит – в круге.

Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг, вот так выйди в круг, вот так выйди в круг.

Заинька, умой личико, серенький, умой личико, сверху донизу умой личико, сверху донизу умой личико

Заинька, умой лапки, серенький, умой лапки, левую, правую умой лапку, левую. Правую умой лапку

Заинька, пригладь шерстку, серенький пригладь шерстку, спереди, сзади пригладь шерстку, спереди, сзади пригладь шерстку

Заинька, под бочка, серенький, под бочка, пляшет зайка казачка, пляшет зайка казачка.

«Ручеек»

Дети встают парами друг за другом, 1 ребенок без пары бежит внутри ручейка и разбивает какую-нибудь пару, забирает с собой одного ребенка и они встают первой парой, тот, кто остался без пары – новый водящий. Играют под музыку

«Челнок»

Дети встают в 2 шеренги держась за руки, шеренги друг напротив друга на расстоянии, между ними бегают 2 ребенка навстречу друг другу (челноки), а шеренги маленькими шажками идут навстречу друг другу, приговаривая слова, стараясь поймать челноков.

Челнок бежит – земля дрожит

Шьет пошивает, далее посылает…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...