Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру.
статья по теме
Введение
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте круг его интересов расширяется. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых, как важнейший способ социализации ребёнка, во многом определяющий его самоощущение в мире межличностных отношений, ответственности и самостоятельности. Поэтому проблема игры является центральной для понимания психического развития в дошкольном возраст.
1. Сущность и развитие сюжетно-ролевой игры
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и что действия его похожи на действия взрослых. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им. Так, Жан Пиаже описывает, как его дочь, наблюдавшую за старой деревенской церковью, настолько удивил колокольный звон, что она принялась ей подражать. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. "Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю". - "Не говори со мной, - отвечает девочка. - Я - церковь". В образно-ролевых играх ребенок глубже вникает в суть вещей, усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования, постепенно придвигаясь к более сложному миру взрослых. Н.Я. Михайленко высказала предположение, что переход от манипуляций с предметами к выполнению роли связан главным образом с двумя условиями: во-первых, с отнесением ряда определенных действий к одному и тому же персонажу (мама кормит, гуляет, укладывает спать, умывает, читает; доктор выслушивает больного, пишет рецепты, делает уколы, дает лекарство); и во-вторых, с принятием роли заданного в игре персонажа. Если первое ребенок чаще всего осознает сам, то второе приходит извне (это могут быть ничего не подозревающие взрослые или уже овладевшие техникой игры дети).
В младшем дошкольном возрасте игра состоит из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.
Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации. Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: переход от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.
2. Социальная природа ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра, казалось бы такая ясная и понятная, вызывает массу вопросов у психологов. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве, продолжая при этом осознавать себя детьми?
Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Этнографические исследования Д.Б. Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры.
Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, что происходило не путем настраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Показательным в этом контексте является тот факт, что в процессе игры ребенок не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я - космонавт”, “Я - мама”, “Я - доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя, и отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.
Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б. Элькониным, подтверждают особенную чувствительность детских ролевых игр к сфере деятельности людей и отношений между ними. Так, после посещения зоопарка дети в своих играх не отображают действия животных, но с удовольствием обыгрывают роли служебного персонала. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом ролевой игры.
3. Основное содержание ролевых игр
Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.
Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Парадокс заключается в том, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Именно поэтому, как указывает Эльконин, дети отказываются играть в себя или в тех, поведение кого они не могут выделить, и так бурно реагируют на нарушение правил действий персонажа.
4. Противоречия сюжетно-ролевой игры
Сущность детской игры кок раз и заключается в этом противоречии. Через игру мир социальных отношений, значительно более сложных, чем те, что доступны ему в его неигровой жизни, проникает в сознание ребенка и поднимает его на более высокий уровень. Принимая роль взрослого, ребенок тем самым берет на себя определенный, понятный для себя способ поведения, присущий этому взрослому. Именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л.С. Выготского, игра - это “правило, ставшее аффектом”, или “понятие, превратившееся в страсть”. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Л.С. Выготский полагал, что игра дает ребенку “новую форму желания”. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого.
5. Значение ролевых игр для социально-психического развития ребенка
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов, начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание, память. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. На решающую роль игровой деятельности в развитии произвольного поведения неоднократно указывал Д.Б. Эльконин. В его исследованиях было показано, что введение сюжета в игру ребенка существенно повышает эффективность подчинения правилу уже в 3-4 года.
В игре развивается мотивационно-потpебностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Фopмиpyющаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих фоpмy аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намеpениям, стоящим на грани сознательности. Таким образом, у ребенка преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм и пpиобpетается возможность смены одной позиции на дpyгyю, координации разных точек зрения. Благодаря децентpации, происходящей в pолевой игре, открывается путь к фоpмиpованию новых интеллектуальных операций - но уже на следующем возрастном этапе. (Чтобы пояснить последнее, воспользуемся пpимеpом Ж. Пиаже. Он спрашивал ребенка дошкольного возраста: "Есть y тебя братья?" - "Да, Аpтyp", - отвечал мальчик. - "А y него есть брат?" - "Hет" - "А сколько y вас братьев в семье?" - "Двое". - "У тебя есть брат?" - "Один". - "А он имеет братьев?" - "Hет". - "Ты его брат?" - "Да". - "Тогда y него есть брат?" - "Hет").
В игре впервые появляется и развивается соподчинение мотивов, выражающееся в социализации мотивационной сферы. У ребенка появляется понятие о необходимости определенной регламентации своего поведения в связи с выполняемой социальной ролью.
Общение как немаловажный фактор социализации дошкольника разворачивается главным образом также в процессе игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Кроме того, игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в игре поведение ребенка впервые превращается в волевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое, многое другое. Все это возникает в игре и, по словам Л.С. Выготского, ставит ее на высший уровень развития, возносит на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста.
Приложение.
Конспект открытого просмотра сюжетно – ролевой игры
Образовательная область «Социализация»
Тема: «Семья»
Программное содержание:
Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
Развивать интерес к игре.
Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Оборудование. Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Предварительная работа.
Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».
Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.
Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».
Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».
Игровые роли:
1 семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.
2 семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.
Примерный ход игры.
Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.
- Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).
- А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».
Распределение ролей, развитие сюжета.
- Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).
- В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка?(Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?
- Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать? (Ответы детей).
- Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают, выбирают себе дом).
- Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка, на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают места).
- Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по домам.(Играющие расходятся по своим домам и изображают, как они спят (ночь).
Педагог в роли бабушки начинает игру.
Разыгрываются сюжеты:
«Утро в семье»
«Детский сад»
«Стройка»
«Маленькая помощница»
«У нас в семье – младенец»
«Вечер в семье»
Роли | Ролевые действия |
Мама - воспитатель | Собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать |
Мама - домохозяйка | Собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. |
Папа - строитель | Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается. |
Папа - водитель | Собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. |
Бабушка (воспитатель) | Руководит всем процессом игры. Будит дочку и отправляет её на работу (в «детский сад»); будит папу и внучку, собирает и провожает их в детский сад и на работу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; навещает соседку, предлагает ей помощь, даёт советы; идёт на «стойку» - относит папам «обед»; идёт в детский сад (заплатить за детский сад); заглядывает в «группу», спрашивает у воспитателя о поведении детей; отправляется домой, готовит обед, печёт пирог; встречает с работы папу, маму и внучку с детского сада; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками, даёт советы, общается. |
Старшая дочка | Помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается |
Дети - дошкольники | Встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют, шалят; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать. |
Окончание игры. Бабушка (воспитатель) объявляет, что наступил поздний вечер и всем пора готовиться ко сну и спать. (Мамы, папы укладывают своих детей, «ложатся» спать сами).
Итог игры.
- Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и логопедов на тему: ,,Социализация детей через сюжетно - ролевую игру\'\'
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....
Тема по самообразованию во второй младшей группе на 2016-2017 год «Социализация младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ро...
Консультация для педагогов ДОУ «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»
Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками...
Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год
Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна...
Социализация дошкольников через сюжетно - ролевую игру.
Социализация дошкольников через сюжетно – ролевую игру....