Социализация дошкольников через сюжетно - ролевую игру.
консультация
Социализация дошкольников через сюжетно – ролевую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_doshkolnikov_cherez_syuzhetno-rolevuyu_igru.docx | 24.99 КБ |
igra-syuzhetno-rolevaja_1deri.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Социализация дошкольников через сюжетно – ролевую игру
Многие детские игры – это подражание серьезной деятельности игры.
(Корчак Я.)
Актуальность.
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. В игре дети получают:
- опыт общественного поведения в среде сверстников;
- практически усваивают моральные нормы и правила;
- приобщаются в жизни окружающих взрослых;
- имеют возможность проявить большую чем в какой – либо другой деятельности, активность, самостоятельность.
Отсюда особое место занимают сюжетно – ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Знакомства ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.
Основные понятия и термины
Игра – это особая самостоятельная творческая деятельность детей.
Игровая группа – это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.
Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра – детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.
Социализация – процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Игрушка – предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Сензитивность – способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи).
Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.
Коммуникативные способности – это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. (Виноградова Н. А.)
- Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников.
Позволяют различать ситуации общения :
- понимать эмоциональное состояние других людей;
- адекватно выстраивать свое поведение;
- владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Социализация
Первичная
Семья
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
Вторичная
ДОО
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Результат успешной социализации дошкольника
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка с
взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Периоды развития сюжетно–ролевой игры
• До 1 года
• Общение внутри семьи. Семейные отношения и ценности формируют базовую информацию о происходящем в окружающем мире. Поведение близких становятся шаблонами поведения.
• От 1 года до 3 лет
• Появляется потребность общения в коллективе сверстников. На этом этапе необходимо создание условий для полноценных межличностных коммуникаций. Дети начинают дружить, делиться, сопереживать. Группа сверстников учит друг друга простым нормам сосуществования в обществе.
• От 3 лет до 6 лет.
• Главным средством познания для ребенка становится речь. Ребенок строит ролевые диалоги, проявляет любознательность, задает вопросы, анализирует полученные вербальным путем знания.
• Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывает окружение ребёнка
• СЕМЬЯ
• (родители, братья, сестры, дедушка, бабушка и др. родственники)
• ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
• (в первую очередь педагоги)
• ОБЩЕСТВО
• (сверстники, друзья)
ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ :
1) Положительный образ «Я»
Доверие
Уверенность
2) Способность к восприятию другого человека
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
1) Умение устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях
2) Умение реализовывать самоутверждающие способы поведения
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности,
которые используются взрослыми в целях социализации
дошкольников.
- В игре ребенок формируется как личность, у него
- формируются качества, от которых впоследствии будет
- зависеть успешность его учебной и трудовой
- деятельности, его отношения с людьми.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка:
- главного источника развития;
- импульсов творчества;
- признаков и примет социальной практики;
- богатства микроклимата коллективных отношений;
- активизации процесса познания мира
- Интеллектуальная загруженность детей отражается на игровой деятельности детей.
- Дети меньше играют, особенно в сюжетно-ролевые игры.
- Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой» детей к школе.
- ДОО поддается запросам родителей. Количество занятий
(в том числе дополнительных) не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры.
- С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным.
Классификация игры
1) самодеятельные игры (по инициативе детей) – экспериментирования, сюжетно – самодеятельные.
2) игры с правилами (по инициативе педагога) – обучающие: дидактические, подвижные, досуговые.
3) народные – обрядовые, тренинговые, досуговые.
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка
- Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;
- Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;
- Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;
- Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером
(в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком
лидером, входящим в круг предпочитаемых);
- Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;
- Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.
Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;
- Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость. Доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Требования к организации игры
- Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
- Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
-Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.
Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры
Способен:
- организовать игровое пространство;
- выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника);
- анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;
- распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;
- неагрессивно настаивать на своем;
- рефлексировать свои поступки и поведение;
- разрешать межличностные конфликты.
Условия формирования сюжетно-ролевой игры
обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;
вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;
подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);
руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).
Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;
2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка
3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;
4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;
5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап
Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются.
Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап.
Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия).
Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап
Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры.
Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвёртый этап.
Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер.
Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
Модель развития и руководства сюжетно – ролевой игры «Больница»
(1 этап)
Цель: Дать детям представления о действиях врача, познакомить с его орудием труда. Учить общаться в игре.
Структура игры :
Больница – больной (ребёнок с куклой) – врач (воспитатель) – пациент (кукла).
(2 этап)
Цель: Научить детей пользоваться атрибутами игры в определенной последовательности. Научить в игре пользоваться предметами заместителями. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Структура игры:
Больница – пациент (ребёнок с куклой) – врач (ребёнок, очень активный) – медицинская сестра (воспитатель) – пациент (ребёнок с куклой).
(3 этап)
Цель: Закрепить на практике работу мед. сестры. Способствовать возникновению игры из окружающей жизни. Учить детей через игру чувствовать ответственность за ту роль и действия, которые он взял на себя. Помочь осознать важность и значимость данной профессии.
Структура игры:
Больница – медицинская сестра (ребёнок) - врач (ребёнок) – мама с дочкой (воспитатель с куклой) – большой ребёнок с мамой (ребёнок с куклой) – аптека – аптекарь (ребёнок).
Выводы:
Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.
- Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.
- Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
- Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
- Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многие детские игры – это подражание серьезной деятельности игры. ( Корчак Я. )
Актуальность . Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. В игре дети получают: - опыт общественного поведения в среде сверстников; практически усваивают моральные нормы и правила; приобщаются в жизни окружающих взрослых; имеют возможность проявить большую чем в какой – либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Отсюда особое место занимают сюжетно – ролевые игры . В этих играх дошкольники воспроизводят все то , что видят вокруг себя. Знакомства ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.
Основные понятия и термины Игра – это особая самостоятельная творческая деятельность детей. Игровая группа – это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии. Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетная игра – детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т.д .
Социализация – процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Игрушка – предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Сензитивность – способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи).
Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности. Коммуникативные способности – это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. (Виноградова Н.А.) - Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми. - Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников. - Позволяют различать ситуации общения : - понимать эмоциональное состояние других людей; - адекватно выстраивать свое поведение; - владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника - усвоение норм и ценностей , принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности , целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания ; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Социализация Первичная Семья Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная ДОО Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Результат успешной социализации дошкольника усвоение норм и ценностей , принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности , целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания ; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ;формирование основ безопасности в быту, социуме, природе .
Периоды развития сюжетно–ролевой игры
Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывает окружение ребёнка ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ( в первую очередь педагоги ) СЕМЬЯ ( родители, братья, сестры, дедушка, бабушка и др. родственники) ОБЩЕСТВО ( сверстники, друзья )
ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ Умение устанавли-вать контакты и действовать в различных ситуациях Способность к восприятию другого человека Положи-тельный образ «Я» Доверие Уверен- ность Умение реализовы-вать самоутверж-дающие способы поведения . СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников. - В игре ребенок формируется как личность , у него - формируются качества, от которых впоследствии будет - зависеть успешность его учебной и трудовой - деятельности, его отношения с людьми. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка: - главного источника развития; - импульсов творчества; - признаков и примет социальной практики; - богатства микроклимата коллективных отношений; - активизации процесса познания мира
- Интеллектуальная загруженность детей отражается на игровой деятельности детей. - Дети меньше играют , особенно в сюжетно-ролевые игры. - Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой» детей к школе. - ДОО поддается запросам родителей . Количество занятий ( в том числе дополнительных) не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры. - С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным.
Классификация игры
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка - Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер; - Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей; Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе; Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером ( в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком лидером, входящим в круг предпочитаемых); - Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций; - Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры. - Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива; - Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества , как чуткость. Доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Требования к организации игры - Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека. - Развитие научно-технического прогресса п редоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей. -Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.
Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры Способен: - организовать игровое пространство; - выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника); - анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения; - распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей; - неагрессивно настаивать на своем; - рефлексировать свои поступки и поведение; - разрешать межличностные конфликты.
Условия формирования сюжетно-ролевой игры обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни; вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий; подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение); руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).
Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий: Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей; Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенкА Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации; необходимость продуманной предметно-игровой среды; Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия .
Четыре этапа развития игры Уровни развития сюжетно – ролевой игры Первый этап Второй этап Третий этап Четвёртый этап
Уровни развития сюжетно-ролевой игры Первый этап . Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры Второй этап. Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом . Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры Четвёртый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время .
Модель развития и руководства сюжетно – ролевой игры «Больница» (1 этап) Цель: Д ать детям представления о действиях врача, познакомить с его орудием труда. Учить общаться в игре. Структура игры: Больница Больной (ребенок с куклой) Врач (воспитатель) Пациент (кукла)
(2 этап) Цель: Научить детей пользоваться атрибутами игры в определенной последовательности. Научить в игре пользоваться предметами заместителями. Воспитывать дружеские отношения в игре. Структура игры: Врач (ребенок, очень активный) Пациент (ребенок с куклой) Больница Пациент (ребенок с куклой) Медицинская сестра (воспитатель)
(3 этап) Цель: Закрепить на практике работу мед. с естры. Способствовать возникновению игры из окружающей жизни. Учить детей через игру чувствовать ответственность за ту роль и действия, которые он взял на себя. Помочь осознать важность и значимость данной профессии. Структура игры: Врач (ребенок) Мама с дочкой (воспитатель с куклой) Аптека Аптекарь (ребенок) Больной ребенок с мамой (ребен ок с куклой) Больница Мед. с естра (ребенок)
Выводы: - Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника . - Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника. - Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. - Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. - Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру.
ВведениеДошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества ...
Консультация для воспитателей и логопедов на тему: ,,Социализация детей через сюжетно - ролевую игру\'\'
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....
Тема по самообразованию во второй младшей группе на 2016-2017 год «Социализация младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ро...
Консультация для педагогов ДОУ «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»
Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками...
Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год
Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна...