Дидактические игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель I категории Звягинцева Светлана Викторовна |
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В каждом возрасте перед сенсорным восприятием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.
Работа над темой «Дидактические игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста» осуществлялась в течение 2011-2012 учебного года с детьми 3-4 лет.
Целью работы было – ознакомление с сенсорными эталонами и способами их использования.
Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, т.к. с разными свойствами предметов могут быть организованны разные действия. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группирование по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.
Проводя занятия по сенсорному воспитанию можно сделать вывод, что большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со 2-ой младшей, построено таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это даёт возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающими.
В течение года у детей, на занятиях по сенсорному воспитанию, формировались эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Знакомились с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.
В качестве особой задачи стояла необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения, величины.
На основе поставленных задач на занятиях использовалась система дидактических игр и упражнений.
Предлагаемые игры и упражнения представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры и упражнения другими, аналогичными по смыслу. После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал предлагался детям и для самостоятельных игр.
Существенным фактором в планировании и проведении занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения в процессе непосредственно образовательной деятельности с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.п. Так, в играх постоянно происходило ознакомление с качествами предметов. При умывании дети узнавали температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санках или переноске игрушек в корзине учитывают тяжесть предмета. Собирая матрёшку, размещая вкладыши, одевая маленьких или больших кукол, они знакомились с величиной. Форму предметов дети учитывали в играх со строительным материалом, при проталкивании предмета в отверстия.
Работа по сенсорному воспитанию занимали особое место в режиме дня. Проводя занятия, на которых осуществлялась ориентировка на цвет, проводилась при естественном освещении, т.к. при искусственном освещении, дети не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого оттенка.
Дидактический материал раскладывался на однотонных столах. С детьми проводились дидактические игры и упражнения: «Назовите геометрическую фигуру», «Башня из кубиков», «Собери матрёшку», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Какой формы предмет», «Расставь мебель», «Склеим чайник», «Выкладывание орнамента», «Угадай по описанию», «Где находится предмет» и т.д.
Сущность дидактических игр как средства обучения
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (неслучайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра, не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу,
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Охарактеризуем кратко некоторые виды дидактической игры:
Игра-путешествие - призвана усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.
Игра-поручение по содержанию проще, а продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игра-предположение («Что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельностей детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В их основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В их основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей. Направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета
Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков: выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т, д, Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:
1) функция формирования психических новообразований;
2) функции формирования умений, навыков совместной и самостоятельной работы;
3) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
4) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.
Примеры дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста
Прятки
Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими.
Чудесный мешочек
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки
Узнай по весу
Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д. Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.
Найди цвет
Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по группе и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
Бусы
Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
Угадай на вкус
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
Кто летает
Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц. Если это что-нибудь летающее пусть он поднимает ручки, нелетающее – хлопает в ладоши (например, ракета, голубь, стол и т.д.)
Аналогично проводятся игры: «Что идёт?», «Что можно скушать?» и т.д.
Подбери фигуру
Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
Большой и маленький
Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.
Попросите ребенка из каждой пары выбрать больший. Можете попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие
Заклей дырки
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
Вариант 2. Почини варежку.
Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона), которые «прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур).
Варежки надо «починить» - для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по цвету, размеру и форме
Угадай, что я делаю
Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.
Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.
На что похоже?
Взрослый показывает детям силуэт ладони (при этом его можно поворачивать в разные стороны), спрашивает: на что это похоже? (варианты: рыбку, осьминог, птица и т.д.)
Затем детям предлагается обвести свою ладошку на лист бумаги и с помощью карандашей «оживить» ладошку, дорисовав на ней какие-нибудь детали.
Примечание: аналогично проводится игра «На что похоже» с использованием силуэта ступни.
Найди пару
Игре предшествует занятие по аппликации «Укрась носочек».
Незнайка растерял все свои носочки, он просит детей помочь ему разобрать их, подобрав к каждому пару - соответствующий по цвету и рисунку носок.
Составь из частей
Детям предлагаются разрезные картинки, на которых изображены какие-нибудь предметы, животные или люди. Задача детей восстановить изображение, составив ее из частей.
Назови такого же цвета (размера, формы)
Детям показывается карточка определенного цвета (или карточка с изображением предмета с характерным признаком, например, красное яблоко, круглый мяч и т.д.). Дается задание – Карточка какого цвета? Что бывает такого цвета? (или, Мяч какой по форме? Что еще бывает круглое?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"
Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
Дидактические игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Развитая сенсорика является основой для совершенствования практической деятельности современного человека...
СТАТЬЯ Тема: «Дидактические игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития. В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том...
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие ...
Доклад по теме «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста»
Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.Период...