Использование дидактических игр и упражнений в обогащении сенсорного опыта детей.
статья на тему

Розанова Елена Викторовна

В статье раскрываются некоторые вопросы сенсорного развития детей с кратким экскурсом в историю и использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей.

Статья будет интересна воспитателям и студентам педагогических учереждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

        Статья по теме «Использование дидактических игр и упражнений в обогащении сенсорного опыта детей».

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

        Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания.

        Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников – педагогов и психологов Института дошкольного воспитания АПН СССР – А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной и другими. Это изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

        Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и другие), в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

        Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

        Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

        Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка. Такие условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании (а для слухового восприятия – в пении, выполнении движений под музыку, речевом общении). Поэтому педагоги – исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включить в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении и развивалась дальнейшая разработка вопросов сенсорного воспитания в детском саду.

        Работы А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и других. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

        «Дидактическая игра» происходит от слова «дидактика» - что значит «обучение» и является средством обучения детей. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

        Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока – белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребенка к окружающим предметам, называет их. Простые тексты, доступные детям движения вызывают стремление самого ребенка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с близкими людьми. Радость детей и неудержимое стремление к игре вызывают и народные дидактические игрушки – дар народа малым детям. В этих игрушках (цветных кольцах, матрешках, шарах) заложено обучающее начало – привлечение внимания детей к цвету, форме, величине, объему. Народная педагогика талантливо решила вопрос о связи обучения с игрой и внесла вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх. Вопросы теории и практики дидактических игр разрабатывались и разрабатываются многими известными педагогами. Так, например, известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она придавала сенсорному воспитанию. Е.И.Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание. Е.И.Тихеева сделала «поправку» к замеченному ею слабому месту сенсорной педагогике – отрыву от жизненных явлений. Кроме дидактических игр с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и другими) и телами (шар, куб, цилиндр и так далее), ею были введены игры с так называемым «естественным» дидактическим материалом – это специальный подбор и обработка листьев, цветов, камней и так далее по признакам формы, величины, цвета. Здесь уже дан не идеальный треугольник, каким он представлен перед ребенком в фанерной геометрической фигуре, а подбор листьев, приближающихся по форме к треугольнику.

        Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, вносят занимательность». Игра рассматривалась Н.К.Крупской как средство познания окружающего мира. В игре дети, говорит она, уточняют свои представления о предметах и явлениях, их качествах. Через игру ребенок изучает цвет, форму, свойство материалов. Во всех исследованиях педагогов утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Дидактическая игра, таким образом, как тип обучения, прошла большой путь развития и достигла наибольшего совершенства среди других дидактических способов работы с маленькими детьми.

        Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Для дидактических игр характерно, что они создаются взрослыми и даются детям с определенным содержанием и правилами. Задача дидактической игры – организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношения детей. Это поучающие игры. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителем является интерес чисто игрового характера – занимательность действия, радость достижения результата. Дидактические игры в одних случаях выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми в часы занятий, в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

        Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

        Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

        Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием.

        Например, в играх с дидактической задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие.

        Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего участники одной игры.

        Кроме дидактических задач, игровой цели и игрового действия, обязательным элементом дидактической игры являются правила, которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки через игру, а не путем указаний. Правила в игре имеют важное дидактическое значение: направляют игру по заданному пути, соединяют дидактические и игровые задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей. Без ранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и обучающие цели могут остаться невыполненными.

        Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна и так далее). По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, на развитие фонематического слуха («эхо», «Телефон») и ладовысотного («Оркестр», «Лесенка»), на закрепление представлений о явлениях природы, о свойствах песка, воды, снега и других природных материалов.

        Задачи и содержание сенсорного воспитания в такого рода самостоятельных играх и упражнениях в целом остаются такими же, как и в соответствующей деятельности на занятиях. Воспитательно-образовательные функции, естественно, меняются: на первый план выдвигается восприятие многообразия свойств предметов и явлений окружающего мира, закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особое значение имеют игры и упражнения для расширения практических ориентировок, использования полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.

        Как и в воспитательно-образовательной работе на занятиях, основными условиями правильного руководства дидактическими играми и упражнениями в течение всего дня являются следующие:

-знание педагогом общих и конкретных задач сенсорного воспитания (в зависимости от овладения содержанием, имеющихся у детей знаний, умений, уровня развития познавательной и игровой деятельности)

-использование разных видов игр и упражнений с целью осуществления многообразных задач

-подбор и педагогическая обработка дидактических игр и пособий, необходимых в данный момент

- обучение детей самостоятельному использованию нужных дидактических игр и материалов

-систематическая помощь и контроль педагога за играми и упражнениями в зависимости от возможностей детей

-эпизодическая организация педагогом игр и упражнений со всей группой, группками, с отдельными детьми.

        При руководстве самостоятельными дидактическими играми следует также иметь в виду их двоякое значение как дидактического средства и как своеобразной формы организации детской жизни и деятельности в коллективе сверстников. Так, использование интересных, доступных и полезных дидактических игр разного характера позволяет воспитателю обеспечить решение не только образовательных, сенсорных задач (улучшает восприятие формы, учит различать цвета, материалы, и так далее), но и воспитывать поведение и взаимоотношения детей.

        В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

-повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении

-оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и так далее), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию

-делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам

-соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра).

        Таким образом, совершенствование сенсорного опыта детей может осуществляться через активное использование воспитателем в своей работе дидактических игр и упражнений.

Источники:

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988

Сенсорное воспитание в детском саду/  Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой – М.: Просвещение, 1981

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение сенсорного опыта детей с нарушением опорно-двигательного аппарата через систему занятий по модульному оригами.

Закрепление,расширение и уточнение знаний детей о свойствах предметов:их цвете,размере,положении в пространстве и времени. ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Обогащение сенсорного опыта детей младшей группы»

КОНСУЛЬТАЦИЯдля воспитателей«Обогащение сенсорного опыта детей  младшей группы»...

Беседы за круглым столом с воспитателями на тему "Обогащение сенсорного опыта детей"

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуются его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и в...

«Обогащение сенсорного опыта детей с помощью дидактических игр с детьми раннего возраста»

Дидактическая игра с детьми раннего возраста. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружиющий жизни....

Дидактические игры и пособия для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Предложенные игры развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют обогащению сенсорного опыта детей  (величина, форма, цвет)....