Развитие интеллектуальных способностей детей в рамках кружка «Смекалочка»
рабочая программа (старшая группа) на тему

В современных условиях в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется подготовке детей к школе. Программа кружка «Смекалочка» обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В процессе обучения у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика рук, развиваются познавательные психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop._uslug.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительных образовательных услуг по развитию интеллектуальных способностей детей в рамках кружка «Смекалочка»

Бухова Светлана Валентиновна

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 101

Г. Таганрог

        В современных условиях в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется подготовке детей к школе. Программа кружка «Смекалочка» обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В процессе обучения у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика рук, развиваются познавательные психические процессы.

Цель программы:

Цель: повышение уровня познавательного и интеллектуального развития, снижению отрицательных эмоциональных проявлений и развитию волевого самоконтроля.

Задачи программы:

  1. Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения.
  2. Развивать произвольный компонент психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки за счет развития и укрепления волевых качеств личности.
  3. Способствовать повышению познавательного интереса.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Формировать у детей исходный уровень познавательной мотивации.

Интеграция образовательных областей по ФГОС:

Социально-коммуникативное развитие:

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  • формирование положительного отношения к себе;

Познавательное развитие:

  • развитие любознательности, познавательной мотивации,
  • развитие воображения и творческой активности,
  • развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

Речевое развитие:

  • развитие компонентов устной речи детей;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной речи.

Художественно-эстетическое развитие:

  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

  • Развитие мелкой моторики обоих рук,
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Организации учебного процесса:

  • Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 5-6 лет.
  • Общее количество занятий с детьми 60.
  • Занятия проводятся 2 раза в неделю, по подгруппам.
  • Занятия носят интегрированный характер.
  • Просветительская работа с родителями.

На занятиях активно используются разнообразные:

  • подвижные и малоподвижные игры,
  • элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
  • продуктивные виды деятельности
  • словесные игры
  • дидактические игры
  • развивающие задания на индивидуальных листах.

Виды контроля:

  • диагностика в начале и в конце года
  • постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях
  • рефлексия.

Календарно-тематическое планирование занятий

№ занятия

Упражнения

Ресурсы

Приветствие-знакомство. «Разные, но похожие», «Ласковое имя», «Паутинка», «Мое настроение»

Листы бумаги, цветные карандаши, клубок ниток

«Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Запомни предметы», «Разложи кубики по порядку», «Жуки»

Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Запомни предметы», «Разложи кубики по порядку», простые и цветные карандаши

«Дорисовывание картинок», «Подбери смысловые пары», «Найди одинаковые игрушки», «Не зевай - отвечай»

Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Подбери смысловые пары», «Найди одинаковые игрушки», простые и цветные карандаши

«Дорисовывание картинок», «Дорисуй дорожку», «Четвертый лишний», «Найди подходящий предмет», «Продолжи закономерность», «Жуки»

Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Дорисуй дорожку», «Четвертый лишний», «Найди подходящий предмет», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши, мяч

«Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Найди и раскрась», «Продолжи закономерность», «Выбери подходящий предмет», «Все наоборот»

Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Найди и раскрась», «Продолжи закономерность», «Выбери подходящий предмет», простые и цветные карандаши, мяч

«Дорисовывание картинок», «Продолжи закономерность», «Четвертый лишний», «Помоги зайчику найти морковку», «Не зевай - отвечай»

Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Продолжи закономерность», «Четвертый лишний», «Помоги зайчику найти морковку», простые и цветные карандаши, мяч

«Найди и вычеркни», «Рисуем по клеточкам», классификация предметов по форме, «Найди одинаковые картинки», «Последовательные картинки», «Дерево»

Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Рисуем по клеточкам», классификация предметов по форме, «Найди одинаковые картинки», «Последовательные картинки», простые и цветные карандаши

«Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Повтори движения»

Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши

«Найди и вычеркни», «Выбери подходящий предмет», «Найди пару», «Продолжи закономерность», «Четыре стихии»

Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Выбери подходящий предмет», «Найди пару», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши

«Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», «Подбери смысловые пары», «В магазине зеркал»

Карточки к упражнениям «Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», «Подбери смысловые пары», простые и цветные карандаши

«Осенние листья», «Что изменилось», «Последовательные картинки», «Зевака»

Листья различных деревьев, серия сюжетных картинок, карточки к упражнению «Осенние листья», цветные карандаши

«Времена года», «Найди отличия», «Осенние приметы», «Что бывает красным, зеленым …», «Кто самый внимательный»

Сюжетные картинки с изображением времен года, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, карточки к упражнению «Найди отличия», простые карандаши

«Запомни игрушки», «Последовательные картинки», «Что где лежит», «Дорисуй круги», «Четыре стихии»

Игрушки для игры «Запомни игрушки», индивидуальные наборы сюжетных картинок, карточки к упражнениям «Что где лежит?», «Дорисуй круги», простые карандаши

«Части суток», конструирование из счетных палочек, «Запомни картинки», «Море волнуется»

Наборы кружков черного, желтого, белого, голубого цвета (для каждого ребенка), наборы счетных палочек, 8 предметных картинок, карточки к упражнению «Части суток», листы бумаги, простые карандаши

Конструирование из счетных палочек, «Зеркало», «Чего не хватает», «Ну-ка, цифры, встаньте в ряд», «Пиктограммы»

Наборы счетных палочек, карточки к упражнению «Чего не хватает», карточки с номерами (по количеству детей), листы бумаги, простые карандаши

«Найди и зачеркни», «Последовательные картинки», «Листопад», «Пиктограммы», «Доброе животное»

Серия сюжетных картин «Осень», листья различных деревьев, карточки к упражнению «Найди и зачеркни», листы бумаги, простые карандаши.

«Теремки», «Соедини точки по порядку», «Чего больше?», «Зайцы и волк», «Четвертый лишний», «Собери грибы и шишки»

Мягкая игрушка, изображения желудей и орехов, предметные картинки, карточки к упражнениям, шишки и грибы (муляжи)

«Запомни фигуры и знаки», «Дом и сад», «Кто самый внимательный», «Разрезные картинки», «Летает, не летает»

Мягкая игрушка, карточки к упражнениям, листы бумаги, простые карандаши, предметные картинки разрезанные на несколько частей, мяч

«Будь внимателен», «Дорисуй фигуру», «Птицы улетают на юг», «Любимые животные»

Серия сюжетных картин «Осень», картинки с изображением перелетных птиц, карточки к упражнению, листы бумаги, карандаши

«Раскрась зонтик», «Найди фигуру, поставь знак», «Последовательные картинки», «Назови одним словом», «Стихотворная задача», «Пожалуйста»

Мягкая игрушка, картинка с изображением зонта, карточки к упражнениям, наборы сюжетных картинок для составления рассказа, простые и цветные карандаши

«Времена года», «Зимний лес», «Дорисуй предметы», «Запомни фигуры», «Разложи по порядку», «Кто самый внимательный»

Сюжетные картинки с изображением времен года, сюжетная картинка «Зимний лес», карточки к упражнению «Дорисуй предметы», наборы из десяти синих полосок и десяти красных полосок разной длины (по количеству детей),

«Зимний лес», «Геометрические фигуры», «Что сначала, что потом», классификация геометрических фигур, «Наоборот»

Сюжетная картинка «Зимний лес», плакат с изображением геометрических фигур, карточки к упражнению «Что сначала, что потом?», наборы геометрических фигур разного размера и цвета по количеству детей, листы бумаги, простые и цветные карандаши по количеству детей.

«Части суток», классификация геометрических фигур по величине и цвету, конструирование из счетных палочек, «Нарисуйте домик», «Замри»

Карточки к упражнению «Части суток», наборы геометрических фигур: кругов, треугольников, квадратов, различающихся величиной и цветом (по количеству детей), наборы из шести палочек, листы бумаги, простые карандаши.

«Посчитай предметы», «Четвертый лишний», «Зимняя прогулка», «Последовательные картинки», «Снежинки»

10 кубиков, серия сюжетных картинок «Находчивый котенок», карточки к упражнениям «Снежинки», «Четвертый лишний», тарелочки, простые карандаши.

«Стихотворные задачи», «Четвертый лишний», «Дикие животные», «Кто где живет», «Дерево»

Иллюстрация к стихотворению «Как-то вечером к медведю», картинки с изображением диких животных и их детенышей, карточки к упражнениям «Четвертый лишний», «Кто где живет?», картинки с изображением домашних животных, листы бумаги, простые карандаши.

«Запомни предметы», «Последовательные картинки», «Выбери подходящий предмет», «Подбери смысловые пары», «Повтори движения»

Карточки к упражнениям «Запомни предметы», «Последовательные картинки», «Выбери подходящий предмет», «Подбери смысловые пары», простые и цветные карандаши

«Узнавание наложенных изображений», «Найди отличия», «Рисуем по клеточкам», «Конструирование из счетных палочек», «Передай мяч»

Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Найди отличия», «Рисуем по клеточкам», наборы счетных палочек, мяч

«Каких фигур больше?», «Запомни предметы», «Закончи предложение», «Разложи по порядку», «Замри»

Карточки к упражнениям «Каких фигур больше?», «Запомни предметы», наборы из десяти желтых и десяти зеленых полосок разной длины (по количеству детей), цветные карандаши

«Времена года», «Четвертый лишний», «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру», «Раскрась картинку», «Зеркало»

Предметные картинки, карточки к упражнениям «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру», «Раскрась картинку», простые и цветные карандаши.

«Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисуй снеговиков», «Найди закономерность», «Правила дорожного движения»

Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисуй снеговиков», «Найди закономерность», круги красного, зеленого, желтого цветов

Последовательные картинки, «Что это?», «Меньше - больше», «Дерево»

Серия сюжетных картин «Озорной котенок», «Находчивый котенок», карточки к упражнениям «Что это?», «Меньше - больше», простые карандаши.

«Лабиринт», «Запоминание пар слов», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисовывание предметов», «Доброе животное»

Карточки к упражнениям «Лабиринт», «Запоминание пар слов», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисовывание предметов», простые и цветные карандаши по количеству детей

«Рисование по точкам», «Продолжи закономерность», «Найди пару», «Правила дорожного движения»

Карточки к упражнениям «Рисование по точкам», «Продолжи закономерность», «Найди пару», простые и цветные карандаши по количеству детей, круги красного, зеленого, желтого цветов

«Закончи рисунок», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Подбери пару», «Запомни предметы», «Парашют»

Карточки к упражнениям «Закончи рисунок», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Подбери пару», «Запомни предметы», простые и цветные карандаши по количеству детей, большой платок, мяч

«Чем похожи и чем отличаются», «Рисуем по клеточкам», «Помоги собрать клубки», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Продолжи закономерность», «Солнышко и тучка»

Карточки к упражнениям «Чем похожи и чем отличаются», «Рисуем по клеточкам», «Помоги собрать клубки», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши по количеству детей

«Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Продолжи закономерность», «Рисуем по клеточкам», «Я вижу...»

Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Продолжи закономерность», «Рисуем по клеточкам»

«Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Логика», «Мышки в лесу», «Дерево»

Карточки к упражнениям, простые карандаши, дидактическая игра «Логика».

«Занимательные вопросы», «Дорисуй и назови предмет», «Пустой квадрат», «Логический поезд», «Упражнение на сплоченность группы»

Карточки к упражнениям «Дорисуй и назови предмет», «Пустой квадрат», дидактическая игра «Логический поезд», простые карандаши по количеству детей

«Ответь на вопросы», «Логические задачи», «Противоположности», «Чего на свете не бывает»

Дидактическая игра «Противоположности», литы бумаги и цветные карандаши по количеству детей

«Снеговик», занятие с «Кубиками Никитина», «Дорисуй фигуру», «Кто назовет больше предметов», «Рисуем по клеточкам», «Парашют»

«Кубики Никитина», листы в клеточку и белые листы, большой платок, мяч

«Ответь, что я сделала раньше», «Выбери нужное», «Противоположности», «Ребята и зверята»

Дидактическая игра «Противоположности»

«Разные функции», «Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Продолжи закономерность», «Слушай команду»

Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши по количеству детей

«Противоположности», «Продолжи закономерность», «Раскрась нужные предметы», «Нарисуй подходящую фигуру», «Солнышко и тучка»

Карточки к упражнениям «Продолжи закономерность», «Раскрась нужные предметы», «Нарисуй подходящую фигуру», простые и цветные карандаши по количеству детей

«Найди, зачеркни, сосчитай»

«Построй домик», «Выбери дорожку», «Опиши картинку», «Летает, не летает»

Мягкая игрушка, иллюстрации к сказке «Маша и медведь», карточки к упражнениям, простые карандаши, мяч

«Назови как можно больше отличий», «Дорисуй фигуру», «Смысловые ряды», «Слушай команду»

Белые листы, простые карандаши по количеству детей

«Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Рисуем по клеточкам», «Парашют»

Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Рисуем по клеточкам», большой платок, мяч

«Ответь на вопросы», «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Наоборот»

Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», простые и цветные карандаши по количеству детей

«Найди ворон», «Продолжи ряд», «Закончи предложение», «Четвертый лишний», «Стихотворные задачи», «Пятнашки по кругу»

Мягкая игрушка, картинки с изображением зимующих  и перелетных птиц, карточки к упражнениям, простые карандаши

«Дорисуй предметы», «Рисуем по точкам», «Раскрась мячи», «Запомни предметы», «Найди мышек», «Солнышко и тучка»

Карточки к упражнениям «Дорисуй предметы», «Рисуем по точкам», «Раскрась мячи», «Запомни предметы», «Найди мышек»

«Запомни фигуру», «Угадай по описанию», «Расскажи о предмете», «Сказочные герои»

Мягкая игрушка, предметные картинки, карточки к упражнению, литы бумаги, простые и цветные карандаши

«Рассмотри, запомни, назови», «Подсолнух», «Логические задачи», «Ориентировка в пространстве листа», «Пятнашки по кругу»

Мягкая игрушка, плакат к упражнению «Рассмотри, запомни, назови», серия сюжетных картин, листы бумаги, простые и цветные карандаши

«Графический диктант», работа с «Кубиками Никитина»,  «Дорисуй фигуру», «Найди недостающую фигуру», «Замри»

Простые и цветные карандаши, листы в клеточку,  «Кубики Никитина» по количеству детей, карточки к упражнению, аудиозапись мажорной музыки.

«Разрезные картинки», «Море волнуется», «Лабиринт», «Ориентировка в пространстве листа»

Картинки, разрезанные на части, карточки к упражнениям, простые карандаши, белые листы

«Графический диктант», «Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку», «Чем похожи, чем отличаются», «Четыре стихии»

Простые карандаши, листы в клеточку,  карточки к упражнениям

«Будь внимателен», занятие с «Кубиками Никитина», «Логический поезд», «Рисунок по клеточкам», «Кто или что может быть высоким, холодным, коротким, твердым, жидким»

«Кубики Никитина», дидактическая игра «Логический поезд», листы в клеточку, простые карандаши

«Слушай хлопки», «Графический диктант», «Найди закономерность, «Нарисуй пропущенный предмет», «Найди отличия», «Логические концовки»

Простые карандаши, листы в клеточку, карточки к упражнениям.

«Запрещенное движение», занятие с «Кубиками Никитина», «Рисуем по точкам», «Нарисуй и зачеркни», «Назови три предмета белого, красного, синего цвета»

«Кубики Никитина», простые карандаши, листы в клеточку и белые листы

«Слушай команду», «Графический диктант», «Дорисуй фигуру», «Разложи картинки по группам», «Назови предметы похожие на круг, квадрат, треугольник»

Простые карандаши, листы в клеточку, карточки к упражнениям.

«Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», «Помоги пчелке долететь до цветка», «Продолжи закономерность», «Найди отличия».

Карточки к упражнениям «Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», «Помоги пчелке долететь до цветка», «Продолжи закономерность», «Найди отличия», простые и цветные карандаши по количеству детей.

«Ласковое имя», «Паутинка», «Мое настроение», «Разные, но похожие»

Клубок ниток, простые и цветные карандаши по количеству детей

Список литературы

  1. И.С. Погудкина  Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008
  2. Н.Я. Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: «Валери СПД», 2001
  3. В.Л. Шарохина Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....

Программа кружка по развитию интеллектуальных способностей детей "Всезнайка"

Цель программы:Развитие логического мышления и аналитического восприятия в процессе освоения разнообразных способов действий, формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста ч...